Нельзя ставить телегу впереди лошади!

| статьи | печать

Продолжаем дискуссионную тему дробных акций и связанных с этим сложным и неоднозначным институтом вопросов1. В отношении судьбы дробных акций мнения экспертов разделились на два лагеря. Одни ратуют за их целесообразность, другие считают чужеродным элементом, не вписывающимся в сложившуюся концепцию ценных бумаг. Что чему не соответствует: дробные акции потребностям современного хозяйственного оборота или консервативная система правового регулирования недостаточно адаптировалась к новым объектам?

Дробные акции могут образоваться не только при их размещении в рамках реорганизационных процедур, когда коэффициент конвертации выражается дробным показателем, но и после ее завершения. Это связано с наличием в обществе облигаций, конвертируемых в акции, и опционов эмитента. При реорганизации общества его облигации и опционы могут быть конвертированы только в облигации и опционы общества-правопреемника. При этом одна облигация должна быть конвертирована в одну облигацию, предоставляющую те же права, а один опцион эмитента — в один опцион эмитента, предоставляющий те же права (см. таблицу).

«Быть или не быть — вот в чем вопрос»

Допустим, согласно условиям размещения одна конвертируемая облигация общества-правопредшественника подлежала конвертации в одну его акцию, а опцион эмитента предоставлял право приобретения десяти его акций. Однако акции правопредшественника были конвертированы в акции компании-правопреемника с дробным коэффициентом конвертации (три акции присоединяемого общества конвертировались в одну акцию правопреемника). Количество акций, в которые могут быть конвертированы облигации и исполнены обязательства по опциону эмитента, определяется в соответствии с коэффициентом конвертации. Поскольку он выражался дробным числом, то после завершения реорганизации образовались дробные акции.

обратите внимание

Дробные акции могут образовываться в тех случаях, когда в конвертации участвует дробная акция, образованная ранее на основаниях, предусмотренных законом2.

К сожалению, эти очевидные случаи закономерного образования дробных акций не отражены в законе. Критика этого нового для отечественной корпоративной практики института сводится преимущественно к выявлению недостатков юридической техники, посредством которой законодатель имплантировал его в действующие нормы права3. Следует признать, что это сделано чрезмерно небрежно. Нельзя ограничиться указанием на дробные акции только в одной статье Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО), требуется более детальная проработка многих положений ряда нормативных актов. Определенное несоответствие этого института некоторым нормам законов об акционерных обществах и о рынке ценных бумаг свидетельствует о техническом юридическом браке законодателя, а не о пороках дробных акций.

обратите внимание

Что чему не соответствует: дробные акции потребностям современного хозяйственного оборота или несколько консервативная система правового регулирования недостаточно адаптировалась к новым объектам? Что следует делать: изгонять из хозяйственного оборота новый востребованный им институт, поскольку он не соответствует некоторым нормам права, или адаптировать эти нормы к современным потребностям хозяйственного оборота?

Некоторые специалисты полагают, что «анализ дробных акций позволяет прийти к выводу, что в настоящее время появление дробных акций не имеет теоретического обоснования, они не вписываются в сложившуюся концепцию ценных бумаг»4. Можно привести пример аналогичной логики: «для того чтобы признать положительный характер рассматриваемых нововведений не умозрительно, а на основе пусть даже самого общего анализа, нужно дать положительный ответ на вопрос о том, соответствуют ли нововведения, содержащиеся в п. 3 ст. 25 ФЗ «Об акционерных обществах», действующему гражданскому законодательству»5.

Нельзя, однако, ставить телегу впереди лошади. Необходима более тщательная ревизия определенных норм права с целью адаптации их к новым объектам регулирования, а не отказ от нового востребованного практикой института в силу определенной консервативности норм права. Главный вопрос не в том, в какой степени дробные акции непротиворечиво вписались в комплекс действующих норм, посвященных природе акций, а в том, соответствуют ли дробные акции объективным потребностям современного хозяйственного оборота? Если да, это значит, что систему норм права следует приводить в соответствие с сутью регулируемых отношений.

Дробные акции и права инвесторов

Общетеоретические обобщения о несоответствии нововведения основам законодательства о ценных бумагах основываются на исследовании двух принципиальных вопросов:

  • происходит ли нарушение равенства инвесторов при приобретении дробной акции наряду с целой;
  • нарушает ли появление дробных акций «принцип неделимости акции».

обратите внимание

Представляется малоаргументированным утверждение о том, что при приобретении дробной акции наряду с целой нарушается принцип равенства прав инвесторов.

Совокупность прав, принадлежащих участникам хозяйственного общества, неоднородна, что проявляется в различных аспектах. Для наглядности выводов объединим корпоративные права в следующие группы.

Первая группа — статусные права, их объем не зависит от количества акций, принадлежащих акционеру.

Если осуществление корпоративного права не связано с количеством акций, принадлежащих акционеру, появление дробных акций не может нарушить этого права. Если нет различий в реализации этих прав акционером, владеющим одной акцией, и акционером, который владеет 1000 акций, то их нет у владельца одной акции и владельца 0,5 акции. Любое лицо, получившее статус участника общества, независимо от количества принадлежащих ему акций, обладает статусными корпоративными правами в равном объеме. Он не зависит ни от размера акции (целая или дробная), ни от общего количества ценных бумаг, принадлежащих акционеру. Соответственно, появление дробных акций не может нарушить эти права.

Вторая группа — инвестиционные права. Их объем зависит от количества акций соответствующих категорий и типов, принадлежащих акционеру (его доли в уставном капитале общества). Определяющим признаком инвестиционных прав является связь их объема (возможность реализации), с одной стороны, и количества акций, находящихся в распоряжении акционера, с другой. Однако для отдельных видов инвестиционных прав эта связь реализуется по-разному.

Третья группа — переменные инвестиционные права. Объем данных прав прямо зависит от количества акций, находящихся в распоряжении акционера. Их увеличение или уменьшение непосредственно влияет на объем прав.

Дробная акция предоставляет своим владельцам переменные инвестиционные права в объеме, пропорциональном части целой акции соответствующей категории (типа). Инвестор, который внес минимальные инвестиции и приобрел дробную акцию, получает, соответственно, минимальный объем переменных инвестиционных корпоративных прав.

Дробная акция, как и целая, дает право на дивиденд, но оно реализуется в зависимости от количества акций, принадлежащих акционеру. Дивиденд объявляется в рублях на одну акцию — соответственно, дробная акция дает право на дивиденд в части от объявленного пропорционально ее размеру.

Аналогично решается вопрос с правом голоса и ликвидационной стоимостью.

Четвертая группа — условно постоянные инвестиционные права. Их возникновение и возможность реализации обусловлены наличием в распоряжении инвестора определенного количества голосующих акций (пакета акций). Дальнейшее наращивание инвестиций не увеличивает их объема (поэтому они характеризуются как условно постоянные). К такого вида правам относится участие в управлении делами компании, в частности:

  • право выдвигать кандидатов в органы общества и вносить вопросы в повестку дня общего собрания акционеров (возникает при наличии 2% голосующих акций);
  • требовать созыва общего собрания (при наличии 10% голосующих акций);
  • право на получение сведений бухгалтерского учета, протоколов коллегиального органа управления (требует наличия 25% голосующих акций);
  • на вытеснение миноритариев (возникает при наличии более 95% голосующих акций).

Акционер, получивший в распоряжение необходимое количество голосующих акций, приобретает эти права независимо от того, из каких акций складывается совокупность — целых или дробных. Параметры отдельно взятой акции (целая или дробная) не влияют на возникновение и осуществление этих прав.

обратите внимание

Рассмотрев всю совокупность корпоративных прав (статусные и инвестиционные), которыми обладают участники хозяйственных обществ, можно сделать вывод, что появление дробных акций не создало деформаций в их реализации.

Можно ли дробить права?

Оппоненты дробных акций утверждают, что их появление нарушает принцип неделимости акции. Закономерен вопрос: насколько акция неделима и возможно ли дробление прав, заключенных в одной ценной бумаге?

По данному вопросу высказывалось мнение, что «в отличие от вещей, которые как объекты гражданских прав могут быть классифицированы на делимые и неделимые, акции, независимо от ее формы, присущ признак неделимости заключенных в ней прав. В силу своей правовой природы акция, в том числе выраженная в форме записи по лицевому счету или по счету депо (бездокументарная акция), и набор предоставляемых ее владельцу прав, разделены быть не могут»6. К аналогичному выводу приходят и с других позиций: уступка части прав, удостоверяемых ценной бумагой, законом не допускается — впрочем, как и дробление ценной бумаги7. Соответственно, конструкция дробной акции противоречит понятию ценной бумаги, предусмотренному ст. 142 ГК РФ8.

Тезис о «неделимости акции» не соответствует корпоративным реалиям. Закон допускает деление (дробление) акций: «По решению общего собрания акционеров общество вправе произвести дробление размещенных акций общества, в результате которого одна акция общества конвертируется в две или более акций общества той же категории (типа)» (п. 2 ст. 74 Закона об АО). При дроблении акции неразделимой является совокупность прав, удостоверяемых ею.

обратите внимание

Нельзя разорвать «пучок прав», оставив некоторые за одной акцией (или ее частью), а другие закрепив за другой (или ее частью). Нельзя пустить в обращение отдельно право на дивиденд и отдельно право голоса.

Резонным является и такой вопрос: может ли совокупность прав, удостоверяемых акцией, делиться на множество мелких лотов? Через дробление акций совокупность прав, удостоверяемой одной акцией, делится на несколько совокупностей тех же по содержанию прав, удостоверяемых двумя и более акциями. Деление совокупности этих прав стремится к бесконечности (получается своеобразное клонирование совокупности прав при делении акций). Если одну акцию можно раздробить на две, три, четыре и т.д., какие существуют препятствия к тому, чтобы одна акция была разделена на 0,4 и 0,6 дробных акций? Следует говорить не о неделимости акции, а о неразделимости совокупности удостоверяемых прав при ее делении.

Естественно, каждая дробная акция удостоверяет одинаковую по содержанию совокупность прав (имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав), также как и целая акция, но в разном объеме.

Согласно п. 3 ст. 25 Закона об АО «дробная акция предоставляет акционеру — ее владельцу права, предоставляемые акцией соответствующей категории (типа), в объеме, соответствующем части целой акции, которую она составляет». Законодатель недвусмысленно подчеркивает, что дробная акция предоставляет ту же совокупность прав, что и целая. Различия касаются не деления прав между частями акций, а объема тех же по содержанию прав, зависящих от количества акций, принадлежащих акционеру (инвестиционных прав), и, соответственно, «размера» одной акции (целая или дробная).

обратите внимание

Позиция «одна акция — одинаковая совокупность прав» остается непоколебимой и при образовании дробных акций, также как и принцип, согласно которому объем инвестиционных корпоративных прав зависит от количества акций, принадлежащих акционеру. Почему эти принципы можно применять в случаях, когда количество акций, принадлежащих акционерам, выражается целым числом, и нельзя — когда оно выражено дробью? Это универсальные принципы, применимые во всех случаях.

При появлении дробных акций не происходит расчленения совокупности прав, удостоверяемых ценной бумагой.

Если право не зависит от количества акций, принадлежащих акционеру (статусные права), то его реализует любое лицо, обладающее статусом акционера (как владелец целой, так и дробной акции).

Если объем права зависит от количества акций (переменные инвестиционные права), право реализуется пропорционально количеству акций, принадлежащих акционеру, — соответственно, пропорционально размеру дробной акции. Дробная акция, как и целая, дает право на дивиденд, но оно реализуется в зависимости от количества акций, принадлежащих акционеру. Аналогично решается вопрос с правом голоса и ликвидационной стоимостью.

Если возникновение права и возможность его реализации обусловлены наличием у инвестора определенного количества голосующих акций (условно постоянные инвестиционные права), то это количество может складываться как из целых, так и из дробных акций. Главное, чтобы их сумма соответствовала установленной законом величине. Инвестор, который получил в свое распоряжение необходимое количество голосующих акций, приобретает эти права независимо от того, из каких акций (целых или дробных) складывается эта совокупность.

Различия между дробной и целой акцией в отношении удостоверяемых ею прав касаются только объема переменных инвестиционных прав. «Объем» инвестиционных переменных корпоративных прав в абсолютных показателях выражается в штуках акций соответствующих категорий и типов (в том числе в дробной акции пропорционально части целой). Их относительным выражением является доля в уставном капитале общества акций определенных категорий и типов, принадлежащих акционеру. При определении доли акционера в реальном размере уставного капитала не возникает проблем с учетом дробных акций.

Статусные корпоративные права не зависят как от размера одной акции (дробная или целая), так и общего пакета акций, находящихся в распоряжении участника общества.

Постоянные инвестиционные права не зависят от параметров одной ценной бумаги (целая или дробная), а вытекают из определенного пакета акций, который может складываться как из целых акций, так и дробных.

1 О дробных акциях см. также «КС» № 05.

2 «Следует распространить подобный институт, являющийся одной из форм защиты прав акционеров, на размещение акций при иных формах конвертации (а не только при консолидации): к примеру, (1) при размещении акций путем конвертации при реорганизации общества, (2) при размещении акций при конвертации акций в акции меньшей номинальной стоимости, если конвертационная квота допускает конвертацию, при которой каждая акция может быть конвертирована в нецелое число акций меньшей номинальной стоимости, (3) наконец, когда в конвертации участвует дробная акция, возникшая ранее по основаниям, предусмотренным законом. Иными словами, перечень должен быть расширен за счет включения в него любых случаев размещения акций путем конвертации pro rata акций (конвертируемых в акции эмиссионных ценных бумаг), осуществляемой как при нормальном функционировании общества, так и при его реорганизации (за исключением преобразования), если в результате размещения акций (дробных акций; конвертируемых в акции облигаций) могут образовываться части акций». Степанов Д., Архипов Д. Правовое регулирование дробных акций и возможные пути его совершенствования //Хозяйство и право. 2006. № 08—09.

3 Ем В.С., Ломакин Д.В. Новое в акционерном законодательстве о дробных акциях // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2002. №4; Шевченко Г.Н. Эмиссионные ценные бумаги: понятие, эмиссия, обращение. М.:2006. С.76—79; Дедов Д.И. Дробные акции // Законодательство. 2003. № 09.

4 Шевченко Г.Н. Там же.

5 Ем В.С., Ломакин Д.В. Там же.

6 Экспертное заключение Совета по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства при Президенте РФ по вопросу о конституционности отдельных положений Федерального закона «Об акционерных обществах» от 28.04.2003. http://www.privlaw.ru/downloads/council/conclusions/conclusion_28_04_2003_l.zip

7 Ем. В.С., Ломакин Д.В. Там же.

8 Дедов Д.И. Там же.

Образование дробных акций после завершения реорганизации в форме присоединения

Ценные бумаги присоединяемого
общества

Конвертация облигаций и опциона эмитента,
коэффициент конвертации 1/1

Конвертация акций, коэффициент конвертации 1/3

Размещение акций общества­правопреемника после завершения
реорганизации

Одна облигация подлежит конвертации
в одну акцию общества

Одна облигация присоединяемого общества конвертируется в одну облигацию общества, к которому осуществляется присоединение

Три акции присоединяемого общества конвертируются в одну акцию общества, к которому осуществляется присоединение

Одна облигация подлежит конвертации в 0,3 акции общества, к которому
осуществлено присоединение

Один опцион эмитента дает право
приобретения 10 акций общества

Один опцион эмитента присоединяемого общества
конвертируется в один опцион эмитента общества,
к которому осуществляется присоединение


Один опцион эмитента дает право
приобретения 3,3 акции общества,
к которому осуществлено присоединение