Бизнес убедительно просят стать прозрачным

| статьи | печать

Усложнение условий ведения предпринимательской деятельности возможно в следующем году, если Госдума примет целый пакет изменений в законодательство, подготовленный Росфинмониторингом. Понятие банковской тайны останется в прошлом для налоговиков и полиции, экономическую целесообразность операций бизнеса будут оценивать налоговые органы и даже банки (с правом приостановки операций), а за нарушения валютного законодательства можно будет угодить в тюрьму. Впрочем, например, в США полная прозрачность ведения бизнеса — норма.

Законопроект, представленный общественности в рамках процедуры «Оценки регулирующего воздействия», предусматривает почти полную отмену для налоговой службы понятия банковской тайны в отношении граждан и юридических лиц, а также предоставление налоговикам права не учитывать в налоговой базе «операции, не имеющие очевидного экономического смысла».

Налоговые органы получат более широкие права при проверках юридических лиц в случае любого уточнения уплачиваемых налогов в сторону уменьшения. Кроме того, законопроект предлагает обязать предприятия обосновывать получение ими любого убытка.

Предприниматели фактически будут обязаны каждый день получать (под страхом при­остановки банковских операций) почтовые сообщения по адресу регистрации в ЕГРЮЛ. Официальной целью этой меры является борьба с фирмами-однодневками, но на практике она может создать дополнительные условия для коррупции.

Финансовая разведка сможет проверять большую часть сделок с наличными деньгами на сумму более 600 000 руб. через банки. Росфинмониторинг также собирается контролировать все операции с гражданами и компаниями государств, включенных в перечень ФАТФ. Под его колпак попадут операции по перестрахованию на сумму выше 3 млн руб. и выплаты по страхованию жизни размером более чем 2 млн руб.

Банки при любом подозрении в нарушении законодательства об отмывании денег смогут отказать клиентам в проведении операций по счету и даже заморозить средства на нем. Причем основанием может послужить схожесть с «операцией, не имеющей очевидного экономического смысла».

«Установление „экономического смысла“ операции фактически будет означать необходимость определения ее экономической целесообразности, — считает партнер международной юридической компании „CMS, Россия“ Станислав Турбанов. — В то же время в судебной практике уже выработан принцип недопустимости оценки налоговыми органами целесообразности той или иной операции, которую не стоит путать с ее документальным обоснованием. Однако предлагаемые нововведения предполагают отказ от данного принципа, причем в число контролирующих „смыслы“ органов предлагается включить еще и банки».

«Недавно были приняты поправки в Налоговый кодекс, позволяющие налоговым органам без участия суда или следственных органов запрашивать информацию в банках в отношении физических лиц, если это требуется в рамках международного сотрудничества для ответа на запрос иностранных органов, — продолжает г-н Турбанов. — Однако распространение такого же подхода на запросы с любой мотивировкой будет означать полную отмену банковской тайны. Налоговые органы всегда имели возможность получать справки по банковским операциям юридических лиц. Это тем не менее не сильно влияет на ситуацию с выводом капитала из страны, а также с занижением налогов. Нет никакой уверенности, что предоставление таких же полномочий в отношении счетов физических лиц как-то изменит ситуацию. Наряду с этим ограничение, считай — отмена, банковской тайны подорвет доверие к банкам, в первую очередь у крупных клиентов, что будет еще более способствовать проведению операций в офшорах, минуя российские банковские счета».

Официальной целью предлагаемых в антиотмывочном пакете Росфинмониторинга мер является борьба с «грязными» деньгами, в них также велика фискальная составляющая, полагает частный предприниматель из Московской области Юрий Бороздин. Но здесь сразу возникает вопрос: против кого на практике будут работать новые нормы законодательства?

«Очень опасаюсь, что главными пострадавшими от инициатив финансовой разведки окажутся средние и малые предприятия, — подчеркивает Ю. Бороздин. — Посмотрите, к примеру, на норму, предусматривающую фактически ежедневное получение почтовых отправлений всеми предпринимателями. Она явно усложнит жизнь малым бизнесменам. Крупный бизнес в любом случае обойдет предлагаемые поправки в законодательство, а отдуваться придется нам, представителям малого предпринимательства».

Экспертное сообщество сможет высказать свое мнение о предлагаемых изменениях в законодательство до 31 августа нынешнего года. Будем надеяться, что свое слово успеют сказать и члены Экспертного совета при «Открытом правительстве». Ведь если текст законопроекта останется неизменным, то во время осенней сессии Госдума может принять его, и он вступит в силу со следующего года.