Сколько поводов для пересмотра налоговой базы по земельному налогу?

| статьи | печать

Попытка оспорить разъяснение Минфина России о возможности пересмотра в течение года налоговой базы по земельному налогу только в случае изменений результатов государственной кадастровой оценки земли, вследствие исправления технических ошибок, судебного решения и т.п., вынесенных обратным числом на указанную дату, не удалась. ВАС РФ решением от 28.06.2012 № ВАС-4569/12 признал письмо Минфина России от 05.09.2006 № 03-06-02-02/120 соответствующим законодательству РФ.

Федеральная налоговая служба обратилась в министерство с запросом, в котором просила разъяснить порядок исчисления земельного налога (авансового платежа по нему) в случае, когда кадастровая стоимость земельного налога изменяется (уточняется) в течение налогового периода.

В ответ на запрос служба получила из министерства письмо от 05.09.2006 № 03-06-02-02/120, которое письмом ФНС России от 22.09.2006 № ГВ-6-21/952@ было направлено налоговым органам с указанием на то, что им в своей работе надлежит руководствоваться этими официальными разъяснениями Минфина России.

В данном письме Минфин России сообщил, что согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ. В силу п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база исчисляется в отношении каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Сведения о кадастровой стоимости земли по результатам проведения кадастровой оценки доводятся до налогоплательщиков (п. 14 ст. 396 НК РФ).

Исходя из этого налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка, определяется на конкретную дату и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, в том числе в зависимости от перевода земель из одной категории в другую, изменения вида разрешенного использования. По мнению Минфина России, изменение налоговой базы возможно только в случае изменений результатов государственной кадастровой оценки земли, вследствие исправления технических ошибок, судебного решения и т.п., вынесенных обратным числом на указанную дату.

Позиция, изложенная Минфином России в письме, неоднократно воспроизводилась им в более поздних разъяснениях (см. письма от 18.12.2008 № 03-05-05-02/91, от 29.01.2009 № 03-05-06-02/05, от 27.05.2010 № 03-05-04-02/52 и т.д.).

Судебного решения достаточно?

ООО «Коннект» через суд оспорило кадастровую стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость, определенная в результате государственной оценки, значительно превышала рыночную. Воспользовавшись п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ, общество выиграло спор в суде. Однако, признавая кадастровую стоимость земельного участка равной рыночной стоимости, суды в своем решении не сделали никаких указаний на даты (решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.12.2011 № А60-34924/2011, постановлением ФАС Уральского округа от 02.07.2012 № Ф09-4670/12 это решение оставлено в силе). Таким образом, общество посчитало, что у него на основании разъяснений Минфина России могут возникнуть препятствия при применении установленной судом кадастровой стоимости в качестве налоговой базы за 2011 г.

Общество решило оспорить это письмо в ВАС РФ, считая, что оно не соответствует ст. 390 и 391 НК РФ, создает препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Письмо не о тех ошибках

Рассматривая дело по существу, ВАС РФ пришел к выводу, что письмо Минфина России, допускающее возможность изменения размера налоговой базы по земельному налогу в случае изменения кадастровой стоимости вследствие исправления технической ошибки, производимого путем внесения достоверных сведений обратным числом, не противоречит положениям действующего законодательства.

Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусматривает порядок исправления ошибок в государственном кадастре недвижимости, совершенных в результате описки, опечатки, грамматической, арифметической либо иной подобной ошибки, приведшей к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых они вносились, либо вследствие воспроизведения в кадастре ошибки, содержащейся в документе, на основании которого вносились сведения в кадастр.

Технические ошибки подлежат исправлению с учетом требований ст. 28 названного закона на основании решения органа кадастрового учета либо на основании вступившего в законную силу соответствующего решения суда о признании незаконными действий органа кадастрового учета либо иных органов, отказавших в исправлении ошибок в документах, предоставляемых для кадастрового учета, решения суда об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.

Исправление технических ошибок либо ошибок в сведениях, содержавшихся в документах, которые представлялись для кадастрового учета, не создает новых сведений об объекте недвижимости, а направлено на исправление недостоверных сведений.

Вопросы, которые возникли у общества, связаны скорее с тем, можно ли изменение кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, определенную на основании решения суда в силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ, рассматривать как исправление кадастровой ошибки в сведениях о земельном участке, и с тем, с какой даты подлежит применению для целей налогообложения измененная кадастровая стоимость. Но они не были рассмотрены Минфином России при издании письма, поэтому суд их не изучал.

Оспаривать надо другое письмо

Весной этого года, а именно 28 апреля 2012 г., по системе налоговых органов было разослано письмо ФНС России № БС-4-11/7262@, которое в качестве приложения содержит письмо Минфина России от 01.03.2012 № 03-05-04-02/17. В нем как раз и приведены разъяснения министерства по вопросу изменения налоговой базы в случае определения кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, правда, решением не суда, а соответствующей комиссии. Но вот это как раз на суть не влияет!

В этом письме со ссылками на земельное законодательство, закон об оценочной деятельности Минфин России пришел к выводу, что если кадастровая стоимость, определенная по итогам рассмотрения споров в комиссии в размере рыночной стоимости, установлена на дату принятия решения комиссии в текущем налоговом периоде, то данная кадастровая стоимость должна применяться при исчислении земельного налога в следующем налоговом периоде. Если по решению комиссии кадастровая стоимость определяется на 1 января года, являющегося налоговым периодом, то измененная кадастровая стоимость должна применяться в текущем налоговом периоде.

Это все потому, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, преду­смотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости (ст. 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности»). А поскольку налоговая база определяется по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, то и вывод соответствующий.

Если перевести это на простой язык, все зависит не от закона, а мы напомним, что в соответствии с Конституцией РФ (ст. 57) каждый должен платить законно установленные налоги, а от того, как оформлено решение комиссии, суда. Если в нем есть обратная дата, значит, корректируем налоговую базу, а нет…

Чем не повод для решения вопроса вне рамок правового поля?

переписка

Из письма Минфина России

Согласно статье 3 Федерального закона от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 135-ФЗ) под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Статьей 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии в течение шести месяцев с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости.

В течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета. Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости (статья 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ).