Новая бюджетная инструкция. Трудности перехода

| статьи | печать
Одна из ключевых задач по реализации бюджетной реформы на 2005 год — организовать бухгалтерский учет в бюджетных организациях в соответствии с новой инструкцией. Документ вступил в действие с 1 января 2005 года. Переход на ведение бухгалтерского учета по новой инструкции осуществляется до 1 октября 2005 года. Бюджетный учет будет вестись на основании единого Плана счетов для всего сектора государственного управления с интегрированной в него бюджетной классификацией. Новая инструкция устанавливает единый порядок ведения бухгалтерского учета в секторе государственного управления.

Все изменения условно можно разделить на четыре части:

• изменение подхода к учету;

• изменение классификатора за счет внедрения в него функциональной ведомственной классификации дохо­дов, расходов и источников финансирования (каталож­ная структура плана счетов);

• изменение метода учета и, как следствие, изменение отношения к нефинансовым активам, например замена износа на амортизацию;

• разделение взаиморасчетов на кредиторскую и де­биторскую задолженность.

Последний пункт особенно важен, поскольку он за­трудняет переход на ведение учета в соответствии с При­казом Минфина РФ № 70н в середине года или, как раз­решает Минфин РФ, до октября 2005 года. Если с 1 янва­ря организации не начали вести раздельный учет задол­женности, но в середине года невозможно четко отде­лить, какая задолженность относится к дебиторской, ка­кая — к кредиторской.

Сложности, которые ждут бухгалтеров, и как их избежать

Поскольку в соответствии с новой инструкцией необхо­димо вести только автоматизированный учет, государст­венным министерствам и ведомствам предстоит решить задачу обучения бухгалтерского персонала. Это задача номер один.

Вторая, не менее важная задача — при выборе авто­матизированной системы учета руководители мини­стерств и ведомств должны требовать от разработчика программного продукта, чтобы система учитывала все особенности нового порядка ведения бухгалтерского учета.

• Автоматизированная система должна позволить бух­галтеру легко формировать счета бюджетного учета из двадцати шести знаков на основании классификатора, представленного в Приказе Минфина РФ №70н.

• Учитывая изменения в учете основных средств, раз­работчикам автоматизированных систем необходимо предусмотреть порядок их раздельного учета исходя из стоимости. При выборе автоматизированной системы по­тенциальным пользователям рекомендуется обязательно на это обращать внимание.

• Необходимо, чтобы автоматизированная система имела четкий механизм по формированию отчетности. Поскольку Минфин РФ не рассылает подведомственным учреждениям образцы отчетных форм, желательно, что­бы разработчики программных продуктов либо представ­ляли их клиентам, либо поставляли инструменты, позво­ляющие легко адаптировать эти формы под утвержден­ные в каждом конкретном учреждении.

Еще одна сложность, с которой придется столкнуться бухгалтерам в новом году, — перенос данных со старого Плана счетов (по инструкции №107н) на новый, особенно в части остатков нефинансовых активов. Здесь следует учитывать, что если бухгалтер перейдет на новый План счетов не с 1 января, а в период до 1 октября 2005 года, то выбранная им система должна быть адаптирована под обе инструкции (№107н и №70н) и содержать таблицу со­ответствия старых и новых счетов. Это необходимо для гибкого перевода данных.

Избежать проблем поможет комплексный план внедрения

Своевременный переход на новую бюджетную инст­рукцию невозможен без комплексного плана внедре­ния, включающего методологическую, техническую и информационную поддержку. Корпорация «Парус» го­това предложить своим клиентам такие услуги. Формы, разработанные корпорацией, одобрены и рекомендова­ны Минфином РФ для использования.

Программные продукты, учитывающие новые тре­бования.

Программные продукты корпорации адаптированы под решение новых задач. Для удобства работы бухгал­теров введена иерархическая каталожная структура пла­на счетов, добавлены два типа новых карточек для учета основных средств стоимостью до 10 000 и свыше этой суммы. Реализованы новые отчетные формы — журнал операций и главная книга, разработан новый регистр для учета принятых бюджетных обязательств. Функциональ­ные возможности системы адаптируемы под специфику конкретного ведомства или отрасли.

Консультационная и методологическая поддерж­ка.

Корпорация оказывает консультационные услуги бюд­жетным учреждениям и помогает бухгалтерам понять, как начать работать в соответствии с новыми правилами и эффективно использовать возможности высоких техно­логий.

Например, все желающие могут получить по «горячей линии» консультации по практическому применению ос­новных положений инструкции. Ответы на вопросы можно получить по телефону, факсу, электронной почте, че­рез Интернет.

В качестве методологической поддержки предлагается разработка документов, адаптированных к условиям ве­дения бухгалтерского учета в учреждении клиента. Это методические материалы по заполнению форм первич­ных учетных документов и регистров бухгалтерского уче­та, формы бюджетной отчетности, таблицы перевода со старого плана счетов на план счетов бюджетного учета, корреспонденция счетов основных бухгалтерских опера­ций бюджетных учреждений в соответствии с требовани­ями инструкции.

«Считаю корпорацию «Парус» надежным партнером, потому что она несет ответственность за сво­их клиентов и работает на перспе­ктиву Решение вопросов, связан­ных с переходом на новую бюд­жетную инструкцию, корпорация осуществляет своевременно и комплексно. Ее цель— не только продать свой программный про­дукт, но и реализовать Приказ Минфина 70н в соот­ветствии с коренными преобразованиями в бюджет­ной политике страны.

Президент корпорации «Парус» Александр Карпачев, по моему мнению, грамотно определил приори­тетные задачи, которые он решает вместе со своими клиентами. Отталкиваясь от решений правительства, нормативно-правовых актов Минфина РФ, «Парус» проводит для клиентов семинары, издает методиче­ские материалы, помогающие легко перейти на новые формы бюджетного учета и отчетности.

Считаю программные продукты «Паруса» универ­сальным аниматором новой бюджетной инструкции.

Надеюсь, что наше Федеральное агентство, продол­жая работу с «Парусом» в одном векторе, благополуч­но завершит в 2005 году переход на новый бюджетный учет».

Ф. А. Баскаева, главный бухгалтер

Федерального агентства по техническому

регулированию и метрологии

• Компания проводит обучающие курсы для бухгал­теров на тему «Общая методология применения поло­жений Инструкции по бюджетному учету и плана сче­тов бюджетного учета». Для тех, кто не имеет возмож­ности посетить эти курсы, компания предоставляет воз­можность пройти индивидуальное дистанционное или заочное обучение.

• Корпорация проводит теоретические и практиче­ские занятия по применению положений Инструкции по бюджетному учету при работе с программными проду­ктами «Парус-Бюджет». Вместе с преподавателем бух­галтеры «проходят» на компьютере все разделы новой инструкции с учетом ее особенностей.

• В качестве информационной поддержки корпора­ция проводит для целевой аудитории «круглые столы», тренинги, конференции, встречи с ведущими специали­стами страны в области бухгалтерского учета. И это очень важно для бухгалтеров, поскольку в ходе такого общения становятся понятными многие положения новой инструк­ции.

«С помощью консультантов корпорации «Парус» нам удалось решить проблемы автоматиза­ции сложного бюджетного бух­галтерского учета, расчета зара­ботной платы и отчетности. Ис­пользуя программный комплекс «Парус-Бюджет», я имею возмож­ность внести необходимые дан­ные бухгалтерского учета про­шлых лет для анализа финансово-экономической де­ятельности».

В. П. Калым, главный бухгалтер ГМИИ им. А. С. Пушкина

• Специалисты корпорации «Парус» разработали па­кет учебно-практических курсов разной продолжительно­сти: «Реформа бюджетного процесса. Порядок ведения учета в соответствии с инструкцией по бюджетному уче­ту» и «Организация бюджетного учета с использованием программных продуктов«Парус».

К сведению!

На сегодняшний день обучение по данным програм­мам прошли с выше 1200 человек из Москвы, Санкт-Пе­тербурга, Волгограда, Томска, Кемерово, Мурманска, Хабаровска, Тольятти, Архангельска, Иваново, Калу­ги, Нальчика, Биробиджана. В ближайшие 2 месяца планируется обучение специалистов из Туры, Якутска, Мегиона.

• Корпорация выиграла тендеры, проведенные Мин­фином Республики Алтай: «Предоставление услуг по ор­ганизации обучения бухгалтерских работников бюджет­ных учреждений в связи с переходом на новый план сче­тов», и Минфином Республики Карелия: «Проведение курсов переподготовки бухгалтерских кадров бюджетных учреждений Республики Карелия».

• С начала года в корпорации «Парус» работает «го­рячая линия»по новой бюджетной инструкции. Боль­шая часть вопросов относится к теме новой бюджетной классификации. В частности, на какой код экономиче­ской классификации следует относить:

• расходы по оплате питания и кроводачи донорам;

• суммы больничных листов за первые два дня.

На «круглых столах», которые корпорация «Парус» проводит с приглашением специалистов Минфина РФ, популярны вопросы переходного периода:

Как быть с основными средствами стоимостью от 1001 до 10 000 рублей, которые уже приняты к уче­ту?

Что делать с МБП или библиотечным фондом сто­имостью до 1 руб. ?

На какой счет переводить суммы 250 счета?

Как определить срок полезного использования ос­новных средств?

Каким образом учитывать основные средства до 1000 рублей после выдачи их в эксплуатацию?

Какую бухгалтерскую запись необходимо зареги­стрировать при смене материальноответственного лица?