Налоговая служба с человеческим лицом

| статьи | печать

Фискальное ведомство утвердило документы, которые вводят стандарты обслуживания посетителей налоговых инспекций.

Федеральная налоговая служба России обнародовала нормативные акты, которые вводят единые правила работы с посетителями. Это Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков (далее — Единый стандарт), утв. Приказом ФНС от 02.09.2005 № САЭ-325/422*, и Регламент организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами (далее — Регламент), утв. Приказом ФНС от 09.09.2005 № САЭ-301/444.

Предполагается, что издание этих документов облегчит жизнь налогоплательщикам. Впрочем, некоторые их положения, вероятно, так и останутся на бумаге.

Все услуги в одном списке

Единый стандарт, несмотря на немалый объем, почти не содержит новых правил. Большую часть включенных в него норм налогоплательщик может найти в Налоговом кодексе РФ, федеральных законах и инструкциях ФНС России.

Тем не менее издание Единого стандарта нельзя назвать бесполезной мерой. Как с гордостью сказано на официальном сайте ФНС России, это ведомство первым из государственных организаций систематизировало и регламентировало процедуры по оказанию услуг налогоплательщикам, содержащиеся в различных нормативно-правовых и ведомственных актах.

Так что для налогоплательщика этот документ будет интересен хотя бы тем, что в нем он сможет найти интересующую его информацию по срокам оказания услуг налоговыми органами: от приема документов для государственной регистрации юридического лица до рассмотрения заявления о возможности применения «упрощенки».

!В тексте Единого стандарта напротив наименования каждой услуги, которую оказывают налоговые органы, обозначены срок и форма ее предоставления (например, форма документа, выдаваемого налогоплательщику), а также дана ссылка на документ (кодекс, закон и др.), который этот вопрос регулирует.

Очередь по секундомеру

Пожалуй, единственное новшество, которое появилось в Едином стандарте, — это ограничение времени ожидания в очереди при предоставлении услуги налоговым органом. Данное положение получило, пожалуй, наиболее широкую огласку в СМИ.

Налогоплательщик, помысли авторов Единого стандарта, должен проводить в очереди не более 30 минут, а при «пиковых» нагрузках — не более часа.

Однако в настоящее время эти сроки выглядят совершенно фантастическими. Например, юристы, которые занимаются регистрацией организаций, прекрасно знают, что в столице для того, чтобы подать в налоговую инспекцию необходимые документы, занимать очередь приходится еще до ее открытия. Ускорить этот процесс мешает банальная нехватка кадров.

Вряд ли эта ситуация изменится с утверждением Единого стандарта. Во-первых, налогоплательщику нелегко будет доказать, что он провел в очереди больше положенного времени. Впрочем, это возможно, если ему будет выдан талончик с номером очереди и указанием времени (п. 1.2.2 Регламента рекомендует устанавливать в операционных залах электронную систему управления очередью). Во-вторых, даже если нарушение сроков и удастся доказать, не ясно, какую ответственность за это будут нести налоговики.

Вопрос — ответ

Определенные меры по работе с посетителями налоговых инспекций предусмотрены и Регламентом. Этот нормативный акт призван заставить чиновников налогового ведомства «корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их уполномоченным представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не унижая их чести и достоинства, формируя позитивное отношение к налоговым органам». Если работникам ФНС удастся претворить в жизнь все, что предусматривает этот документ, каждое посещение инспекции станет просто праздником для налогоплательщика.

В инспекциях должны быть созданы телефонные справочные службы для «оперативного информирования налогоплательщиков». Для этого предполагается выделить специальные телефонные номера и назначить ответственных сотрудников.

В принципе налоговики и раньше были обязаны по телефону проинформировать любого налогоплательщика по вопросам действующего законодательства «непосредственно после получения устного запроса» (основание — Приказ МНС России от10.08.2004 № САЭ-327/468 «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками»). Однако любой, кто пытался воспользоваться этим правом, знает, насколько сложно хотя бы дозвониться в инспекцию, а уж тем более добиться консультации от сотрудников.

Пункт 4.3 Регламента возлагает обязанность по индивидуальному устному информированию на сотрудников отделов по работе с налогоплательщиками. Сейчас налогоплательщики отмечают довольно низкий уровень их подготовки. Очевидно, с этим связано введенное Регламентом предписание: налоговые инспекции должны предусмотреть два часа еженедельно на проведение учебы для повышения профессионального уровня сотрудников этих отделов.

Компьютер для посетителя

Не забыли составители Регламента и о существовании электронных технологий.

Предполагается, что посетитель налоговой инспекции сможет получить необходимую ему информацию в электронном виде. Для этого в помещениях для работы с налогоплательщиками предполагается устанавливать компьютеры со справочными правовыми системами, а также другими программами, разработанными Федеральной налоговой службой России и Главным научно-исследовательским вычислительным центром (в этой организации создана, например, программа для подготовки декларации о доходах физических лиц).

Эти программные продукты налогоплательщики могут копировать на свои носители. К сожалению, из текста Регламента неясно, будет это делаться на платной или на бесплатной основе.

Впрочем, меры по компьютеризации налоговых инспекций носят всего лишь рекомендательный характер. А в тех инспекциях, где компьютеры все же будут установлены, наверняка придется провести немало времени в очереди, чтобы поработать на них.

Если же такой компьютер в инспекции не установлен, записывать программные продукты на электронные носители должны работники отдела информационных технологий (4.2.3 Регламента). Данная мера в отличие от названных выше является для налоговых инспекций обязательной. Из этого в принципе следует, что каждый налогоплательщик может передать в инспекцию диск для записи и потребовать, чтобы на него были перенесены необходимые программы.

* Текст документа читайте в «ЭЖ Досье» № 37 за 2005 год, с. 6.