Фотоаппарат и фильм снимет, и дорогу укажет

| статьи | печать

Нынешнее десятилетие характеризуется глобальными переменами на рынке фотографии. Сегодня можно с уверенностью констатировать окончательную победу «цифры» над пленкой. И подтверждение тому — банкротство американской корпорации Kodak. В прошлом столетии она являлась крупнейшим мировым производителем фотопленки и одним из символов классической фотографии, в 1996 г. входила в четверку самых дорогих брендов мира, уступая лишь Disney, Coca-Cola и McDonalds.

«Зеркалки» против «мыльниц»

Специалисты делят рынок на дорогие фотокамеры со сменной оптикой и доступные фотоаппараты с несъемным объективом. К первой группе в основном относятся зеркальные фотоаппараты — «зеркалки» и недавно появившийся сегмент беззеркальных камер со сменной оптикой. Вторую группу составляют бюджетные фотоаппараты, называемые «мыльницами». Это более массовый продукт. В 2011 г. мировой объем производства «мыльниц» достиг 100 млн штук, в то время как фотоаппаратов со съемными объективами было выпущено 15 млн. В денежном исчислении разрыв не столь велик. В прошлом году в мире было продано «мыльниц» на 12 млрд долл., а аппаратов со съемными объективами — на 6 млрд. На мировом рынке цифровой фотоаппаратуры обозначилась тенденция уменьшения спроса на компактные фотоаппараты при одновременном росте интереса потребителей к профессиональной и полупрофессиональной технике. По мнению экспертов «Евросети», «доля продаж фотокамер со съемными объективами в 2011 г. выросла с 7 до 10,9% в количественном выражении и с 24,1 до 36,4% — в денежном».

На российском рынке зеркальных цифровых аппаратов в целом продолжают доминировать Nikon и Canon, но доля Nikon заметно подросла, тогда как доля Canon почти не изменилась.

В прошлом году позиции лидеров рынка зеркальных фотокамер, по данным менеджера по связям с общественностью компании «Евросеть» Александры Япрынцевой, не изменились: на первом месте Сanon, на втором — Nikon, на третьем — Sony.

В сегменте компактных камер лидирует Sony с 13,4% рынка в штучном выражении, далее — Canon. Nikon замыкает тройку ведущих брендов в данном сегменте. Samsung за год растерял свою долю и опустился со второго места на четвертое.

Любимое хобби страны

Переход на цифровые технологии привел к стабильному росту объемов рынка цифровых фотоаппаратов. По данным компании «Евросеть», в 2011 г. в стране было продано более 5,5 млн цифровых фотокамер. Это на 29,7% больше, чем в 2010 г.

Исходя из отчета «Российский рынок сотового ретейла, портативной и цифровой техники. 2011» компании «Евросеть», средняя стоимость «цифры» в прошлом году увеличилась на 7,9% — до 7410 руб. В денежном выражении рынок вырос на 40%, почти до 41 млрд руб. Сегмент зеркальных камер прирос на 102,6% в количестве и на 113,6% в выручке относительно 2010 г. По данным, представленным Светланой Чепик, менеджером по связям с общественностью компании «М.видео», в торговой сети за первые четыре месяца 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост продаж цифровых камер составил 141%. Это около 40 000 штук.

Российский рынок цифровых камер динамично развивается. Об этом свидетельствует отчет аналитиков компании InfoTrends, чьими исследованиями руководствуются маркетологи всего мира.

Сопоставив фотографические увлечения Востока и Запада, компания пришла к выводу, что, несмотря на разницу в доходах, фотоаппаратов покупают в России и Польше гораздо больше, чем в Западной Европе. Кроме того, как показали результаты недавнего опроса, проведенного сотрудниками InfoTrade, есть существенные различия между фотопотребителями в России и Европе. Если в европейских странах зеркальные камеры не пользуются повышенным спросом, то в России — наоборот.

В европейских странах «зеркалку» приобретают, как правило, опытные фотолюбители. В России более 30% пользователей профессиональной и полупрофессиональной аппаратуры — новички. Наши соотечественники в отличие от западноевропейских фотолюбителей склонны к частой смене имеющейся техники на более новую. Сегмент зеркальных фотокамер в отличие от «компактов», по данным С. Чепик, переживает бурный расцвет. С ней согласна А. Япрынцева. По ее мнению, это связано, во-первых, с увеличением спроса на качественные высокотехнологичные и функциональные гаджеты с профессиональной оптикой, во-вторых, с расширением линейки фотокамер, представленных на рынке в среднем для этих моделей ценовом сегменте, в-третьих, с восстановлением рынка потребительского кредитования. То есть у граждан появились желание и возможности покупать качественную технику.

К сожалению, на рынке много «серых» фотообъективов. Ситуация, по словам А. Япрынцевой, объясняется тем, что ввозные пошлины на объективы зеркальных фотокамер составляют 15%, НДС — 18%. Это очень много, и потому негативно сказывается на конечной цене «белых» объективов. Пока государство не изменит политику в области регулирования рынка в данном сегменте, «серый» рынок будет расти.

Еще одна причина снижения объемов продаж компактных фотокамер: многие популярные девайсы, например смартфоны и планшетные компьютеры, имеют встроенную фотокамеру. Для многих из них фотокамера с разрешением 5 Мпикс стала нормой, а компания Nokia объявила недавно о продвижении на российский рынок смартфона со встроенной камерой с разрешением 41 Мпикс. Неудивительно, что многие из новейших устройств фотографируют не хуже бюджетной фотокамеры.

Среднестатистический фотолюбитель в нашей стране производит 50 цифровых изображений в месяц, что на 20 больше, чем его европейский коллега. Как следствие, российские домохозяйства в среднем печатают фотографий больше, чем в Европе.

«Беззеркалки» начинают и выигрывают

Пару лет назад производителями фотокамер был предложен новый сегмент рынка, в настоящий момент быстро завоевывающий симпатии потребителей, — беззеркальные камеры со сменной оптикой. Эти устройства обладают неоспоримыми достоинствами «зеркалки», но значительно компакт­нее последних. Если раньше лишь традиционные зеркальные фотокамеры, независимо от того, были они пленочными или цифровыми, имели оптические стабилизаторы, то сегодня новейшие «беззеркалки» оснащаются ими наравне с электронным видоискателем. По мнению многих профессиональных фотографов, качество изображений, получаемое этими камерами, приближается к полупрофессинальным моделям. Появление данного вида моделей со сменной оптикой, позволяющих получать снимки столь высокого качества для компактных размеров камеры, стало возможным благодаря новым технологиям, таким, как производство скоростных и малошумных матриц.

Действительно, наличие в фотокамере зеркала — не самоцель, оно позволяет получить реальное изображение сцены в оптическом видоискателе, а также использовать наиболее точную и быструю систему автофокусировки. Новые разработки помогли реализовать эти требования в фотокамере без использования зеркала. Первопроходцами нового сегмента стали компании Olympus и Panasonic. Вслед за ними корпорация Sony выпустила удачную линейку «беззеркалок». Сейчас в гонке за покупателями участвуют все крупнейшие производители, включая Nikon, Pentax и Samsung. «Беззеркальные камеры со сменной оптикой — инновационный продукт для нашего рынка, который уже завоевал около 3—4% рынка фотоаппаратов в России. В ближайшие несколько лет этот сегмент ждет лавинообразный рост. Но пока их время не пришло, так как те, кто может себе позволить их купить, предпочитают профессиональные зеркальные камеры, в том числе из-за большого выбора для них оптики и аксессуаров», — считает А. Япрынцева.

«Война зумов» сменила «войну мегапикселей»

Большое влияние на развитие рынка оказывают действия маркетологов. Еще два года назад аналитики рынка стали свидетелями настоящей войны за мегапиксели. Потребителю объясняли, что настоящую фотографию он получит, вооружившись камерой с максимальным количеством мегапикселей. Причем, где проходит верхняя граница, покупателю не объясняли. Сейчас наиболее «продвинутые» фотоаппараты в сегменте «компакт» зачастую имеют 12-, 14- и 16-мегапиксельные матрицы, что раньше для девайсов подобного класса казалось невозможным. Хотя практически в каждом номере специальных журналов, посвященных фоторынку, писали, что подобное разрешение владельцам «компактов» просто не нужно и зачастую приводит к потере качества изображения, а логика «чем больше, тем лучше» не всегда самая удачная. К сожалению, потребительский выбор при покупке компактной фотокамеры не сформирован на представлении, какой покупателю нужен фотоаппарат. Потенциальные владельцы фотокамер имеют лишь условное представление о престижности бренда и знают сумму, которую готовы заплатить за товар.

Сегодня, по мнению аналитиков рынка, начинается «война оптических зумов». Маркетологи ведущих компаний-производителей совместно с рекламными отделами объясняют потребителям, что многократный оптический зум необходим в фотокамере.

Если говорить о других функциях устройств, то, по мнению А. Япрынцевой, покупателей интересуют прежде всего количество специальных видов съемки, автокоррекция эффекта «красных глаз», отсутствие шума при ночной съемке, функция распознавания улыбки, возможность поворота ЖК-экрана для удобного кадрирования и съемки под разными углами».

В последнее время одной из важнейших потребностей покупателей стала возможность записи на фотокамеру видео высокой четкости (HD). Это привело к тому, что многие модели умеют снимать видео, качество которого выше, чем снятого с помощью бюджетных любительских видеокамер. К тому же на профессиональные модели можно снимать настоящее кино. «Если клиенты хотят снимать спонтанно короткие клипы, то лишь видеокамера может обеспечить съемку полноценного видеофильма в любых условиях (длительные съемки, съемки при недостаточной освещенности, редактирование и нарезка и прочие функции)», — уверена С. Чепик.

Многие компании, в частности FUJI, развивают трехмерное изображение.

Еще одним модным трендом на рынке стало новшество, связанное с появлением в фотокамерах GPS-модуля. Он позволяет автоматически определять и обозначать на фото точное место съемки. Широкие продажи подобной техники сдерживает относительная неразвитость беспроводной связи на базе Wi-Fi. «Сейчас сервисы геолокации очень популярны среди продвинутых гаджетоманов, поэтому при наличии в фотоаппарате GPS и Wi-Fi эти модели будут пользоваться определенным спросом», — считает А. Япрынцева.

Таким образом, в ближайшие годы на рынке цифровой фототехники нас ждет множество открытий.