Единый налог-2006

| статьи | печать
Каждое изменение налогового законодательства воспринимается налогоплательщиками по-разному. Кого-то они устраивают, кого-то нет, и только бухгалтерские службы организаций относятся к любым изменениям как к возникновению дополнительного объема работ. И не напрасно, ведь каждое отдельное изменение в налоговом законодательстве может повлечь за собой смену налогового режима организации и дополнительные бухгалтерские издержки.

Изменения в Налоговый кодекс, внесенные Законом от 21.07.2005 № 101-ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Феде­рации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими  силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Закон № 101-ФЗ), относящиеся к системе налогообложения в виде ЕНВД, рассмотрим с нескольких точек зрения:

— возможной выгодности их применения для налого­плательщиков;

— эффективности для пополнения бюджета;

— определенности и непротиворечивости в изложе­нии новых налоговых норм.

1 Законодатели решили ограничить количество авто­парков, находящихся на системе налогообложения в ви­де ЕНВД.

С нового года право на применение данного специаль­ного налогового режима у организаций и индивидуаль­ных предпринимателей, оказывающих автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов, останется толь­ко в том случае, если они имеют на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоря­жения) не более 20 транспортных средств, предназначен­ных для оказания таких услуг (подп. 5 п. 2 ст. 346.26).

В настоящее время ЕНВД можно применять, если экс­плуатируется не более 20 транспортных средств (подп. 6 п. 2 ст. 346.26). Понятие «эксплуатируется» можно было использовать в узком смысле этого слова, то есть речь шла не о тех транспортных средствах, что могут находить­ся во владении или распоряжении, а о тех, которые непо­средственно используются для перевозки пассажиров и грузов. Это позволяло при физическом показателе «коли­чество транспортных средств, используемых для перевоз­ки пассажиров и грузов» регулировать величину времен­ного дохода, а следовательно, ЕНВД. С нового года такой возможности не будет.

Тем, кому выгодно при данном виде деятельности упла­чивать ЕНВД (а именно тем, кто имеет обновленный авто­парк, но в количестве, превышающем ограничение), изме­нения добавят хлопот. Чтобы остаться на данном режиме, им придется до нового года сократить число «лишних» ав­то, что соответственно уменьшит и величину будущего чис­того дохода. Поэтому прежде, чем избавляться от автомобилей, придется заблаговременно рассчитать, какой режим налогообложения для них наиболее выгоден.

2 В действующей редакции главы 26.3 система нало­гообложения в виде ЕНВД применяется в отношении ус­луг общественного питания, оказываемых только через объекты организации общественного питания, имеющие залы обслуживания посетителей площадью не более 150 квадратных метров. В соответствии с вновь введенным определением объекта организации общественного пи­тания, имеющего зал обслуживания посетителей, это рес­тораны, бары, кафе, столовые и закусочные.

В этот пункт Закон внес уточнения о том, что если услу­ги общественного питания оказываются через объекты организации общественного питания площадью зала об­служивания посетителей более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного пита­ния, то в этом случае в отношении этих услуг ЕНВД не при­меняется. Как может показаться на первый взгляд, уточ­нение незначительно.

Значимость данного уточнения можно оценить только в совокупности с вновь введенными определениями объ­екта организации общественного питания, имеющего зал обслуживания посетителей и площади зала обслужива­ния посетителей. Здесь надо обратить особое внимание на небольшое дополнение к данным определениям,так как игнорирование этого дополнения чревато неприят­ными для налогоплательщика последствиями. Так, сог­ласно определению площадь зала обслуживания посети­телей — «площадь специально оборудованных помеще­ний (открытых площадок) объекта организации общест­венного питания, предназначенных для потребления го­товой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга, определяемая на основании инвентаризационных и пра­во устанавливающих документов». В Законе отсутствует перечень услуг, относимых к «услугам по организации до­суга». Согласно ГОСТ Р 50764-95 «Услуги общественного питания. Общие требования» (утв. Постановлением Гос­стандарта РФ от 05.04.95 № 200) услуги по организации досуга включают:

— организацию музыкального обслуживания;

— организацию проведения концертов, программ варьете и видеопрограмм;

— предоставление газет, журналов, настольных игр, иг­ровых автоматов, бильярда.

Таким образом, ресторанам, кафе и тому подобным за­ведениям при определении налогооблагаемой базы с но­вого года к площади зала обслуживания посетителей придется прибавить площадь танцевальных площадок и площадок для размещения музыкантов и артистов, а так­же помещений, в которых находятся игровые столы и иг­ровые автоматы.

Указанное дополнение повлияет как на увеличение суммы исчисленного ЕНВД, так и на право применения данного спецрежима.

3 Кроме того, на «вмененку» будут должны перейти независимо от своего желания организации и предприни­матели, оказывающие услуги общественного питания че­рез объекты организации общественного питания, не имеющие залов обслуживания посетителей.

Согласно приведенному в Законе определению «объ­ект организации общественного питания, не имеющий за­ла обслуживания посетителей, объект организации об­щественного питания, не имеющий специально оборудо­ванного помещения (открытой площадки) для потребле­ния готовой кулинарной продукции, кондитерских изде­лий и (или) покупных товаров. К данной категории объе­ктов организации общественного питания относятся киос­ки, палатки, торговые автоматы и другие аналогичные точки общественного питания».

Отнесение к данной категории отдельных объектов ор­ганизации общественного питания создает определенные условия для оптимизации налогоплательщиком единого налога.

При оказании услуг общественного питания через объе­кты общественного питания, не имеющие залов обслужи­вания посетителей, установлен физический показатель «ко­личество работников, включая индивидуальных предпри­нимателей» с базовой доходностью 4500 рублей.

При использовании торговых автоматов также можно су­щественно снизить величину ЕНВД. Один предприниматель может иметь несколько торговых автоматов, а согласно За­кону налоговая база будет исчисляться в зависимости от ко­личества работников, включая предпринимателя, а не от количества торговых автоматов. Соответственно чем боль­ше торговых автоматов будет у предпринимателя (в том числе при постоянном количестве работников), тем боль­ше будет необлагаемый налогом доход.

Согласно приведенному в Законе определению услуги общественного питания «услуги по изготовлению кули­нарной продукции и (или) кондитерских изделий, созда­нию условий для потребления и (или) реализации гото­вой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга». Соответственно к услугам общественного питания приме­нительно к оказанию их через объекты организации об­щественного питания, не имеющие залов обслуживания посетителей, можно отнести:

— изготовление кулинарной продукции и кондитер­ских изделий, в том числе по заказам потребителей;

— реализацию кулинарной продукции вне предпри­ятия;

— комплектацию наборов кулинарной продукции в дорогу, в том числе туристам для самостоятельного при­готовления кулинарной продукции;

— доставку кулинарной продукции, кондитерских из­делий и обслуживание потребителей на рабочих местах и на дому;

— доставку кулинарной продукции и кондитерских из­делий по заказам и обслуживание потребителей в пути следования пассажирского транспорта (в том числе в ку­пе, каюте);

— доставку кулинарной продукции и кондитерских из­делий по заказам и обслуживание в номерах гостиниц;

и т. п.

При оказании данных услуг может быть задействовано значительное количество работников, в то же время это наиболее сложно контролируемый для налоговых орга­нов доход. В данном случае внесенные изменения приве­ли к установленной величине базовой доходности (подп. 9 п. 2 ст. 346.26) и гарантированному поступлению в бюджет налога.

4 Имеющиеся в настоящее время в НК РФ определе­ния площадей информационного поля наружной рекла­мы не позволяют однозначно определять их площадь в случае смены изображения рекламы на определенной площади рекламного щита. Поэтому контролирующие органы старались пресечь желания налогоплательщиков платить налог с площади информационного поля, огра­ниченного размерами площади рекламного щита, а не с площади фактической информационной поверхности (письма ФНС России от 30.11.2004 № 22-2-14/1841@, Мин­фина России от 01.02.2005 № 03-06-05-04/14).

В указанных письмах утверждалось, что «для стацио­нарных технических средств наружной рекламы, позволя­ющих изменять указанную рекламную информацию в те­чение определенного периода времени, площадь инфор­мационного поля определяется по совокупности площа­дей всех размещенных (демонстрируемых) на таких тех­нических средствах изображений».

Мнения обоих ведомств получили отражение в изме­нениях, введенных Законом. При этом количество видов предпринимательской деятельности в части распростра­нения и (или) размещения наружной рекламы увеличи­лось до четырех (вместо имеющихся двух).

Отдельно как вид деятельности выделено распростра­нение и (или) размещение наружной рекламы с автома­тической сменой изображения, где физическим показате­лем является площадь информационного поля экспони­рующей поверхности с базовой доходностью 4000 рублей на 1 квадратный метр. Указанное определение однознач­но в своей трактовке и устраняет все разногласия по по­воду размера площади информационного поля.

С нового года рекламным компаниям, осуществляю­щим распространение наружной рекламы посредством электронных табло, придется платить более высокий ЕНВД по сравнению с имеющимся, так как базовая доходность физического показателя «площадь информационного по­ля электронных табло» увеличилась с 4000 рублей до 5000 рублей на 1 квадратный метр. Соответственно рекламода­телям придется увеличить свои издержки на рекламу.

Дополнительно в систему обложения ЕНВД Закон внес такой вид предпринимательской деятельности, как рас­пространение и (или) размещение рекламы на автобусах любых типов, трамваях, троллейбусах, легковых и грузо­вых автомобилях, прицепах, полуприцепах и прицепах-роспусках, речных судах, где физическим показателем яв­ляется количество транспортных единиц, а также количе­ство прицепов и полуприцепов, используемых для рас­пространения и (или) размещения рекламы с базовой до­ходностью 10 000 рублей на единицу.

При данном спецрежиме одна ситуация может накла­дываться на другую.

При оказании автотранспортных услуг по перевозке пас­сажиров и грузов физическим показателем является коли­чество транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и грузов с базовой доходностью 6000 рублей.

При распространении и (или) размещении рекламы на автобусах любых типов, трамваях, троллейбусах, легко­вых и грузовых автомобилях, прицепах, полуприцепах и прицепах-роспусках, речных судах физическим показате­лем является их количество, используемое для распро­странения и (или) размещения рекламы с базовой доход­ностью 10 000 рублей.

Ситуация, когда автобус оказывает услуги по перевозке пассажиров и одновременно размещает рекламу, не эконо­мит налог, а, наоборот, существенно увеличивает его, так как в Законе нигде не оговаривается, что при одновремен­ном использовании одной и той же единицы транспорта на одном и том же режиме, но в разных видах деятельности и при разных значениях базовой доходности имеются какие-то особенности налогообложения. То есть получается, что с одной транспортной единицы придется платить единый на­лог два раза, так как в данном случае оба вида деятельно­сти находятся на данном спецрежиме.

Однако надо иметь в виду, что под ЕНВД подпадает не вся осуществляемая реклама (письма Минфина России от 29.10.2004 № 03-06-05-02/13, ФНС России от 10.11.2004 № 22-0-10/1760). Деятельность организаций по распро­странению и (или) размещению наружной рекламы своей организации, осуществляемая с использованием вынос­ных, переносных, подъемных воздушных, а также иных технических средств, относящихся к нестационарным, не подлежит переводу на систему налогообложения в виде ЕНВД исходя из положений главы 26.3 Кодекса.

На основании этого Минфин и ФНС делают вывод: са­мореклама к предпринимательской деятельности не от­носится, поэтому ЕНВД распространяется только на рек­ламную деятельность, которую фирма осуществляет в ин­тересах других организаций.

4 С нового года на спецрежим придется перейти всем организациям и предпринимателям, оказывающим услу­ги по временному размещению и проживанию с исполь­зованием общей площади спальных помещений не бо­лее 500 квадратных метров и базовой доходностью физи­ческого показателя 1000 рублей на 1 квадратный метр спального помещения.

В действующих в настоящее время нормативных право­вых актах и в изменениях, введенных Законом, определе­ние спального помещения отсутствует. Номера в гостини­цах, в свою очередь, имеются как с раздельными спаль­ным помещением и комнатой отдыха, так и совмещающие спальню и комнату отдыха в одном помещении. Поэтому не ясно, что считать спальным помещением: отдельно обору­дованное для граждан спальное помещение в номере с предоставлением индивидуальных постельных принадлеж­ностей или к спальному помещению будет относиться лю­бое помещение для временного размещения и прожива­ния свыше суток, то есть весь занимаемый номер, в котором могут находиться гостиные, санузел и спальные комнаты.

Свое мнение по данному вопросу Минфин России вы­сказал в Письме от 26.09.2005 № 03-11-02/44 (в п. 10), сог­ласно которому «под спальным помещением следует по­нимать помещение, используемое для временного раз­мещения и проживания (квартира, комната, строение, часть дома и т. п.), а под общей площадью спальных по­мещенийобщую площадь указанных помещений. При этом при расчете площади спальных помещений объек­тов гостиничного типа (гостиницы, кемпинги, пансионаты ит. п.) из общей площади данных объектов исключается площадь помещений, находящихся в общем пользова­нии проживающих (общие коридоры и санузлы, хозяйст­венные и офисные помещения, комнаты для бытового обслуживания, столовые и др.)».

В одном гостиничном номере могут проживать как один человек, так и несколько. Соответственно если в но­мере при этом находятся гостиная и санузел, то весь но­мер гостиницы в данном случае сложно будет отнести к спальному помещению, так как гостиная и санузел явля­ются в этом случае местами общего пользования.

Таким образом, до тех пор, пока законодательно не бу­дет установлено определение, налогоплательщик вправе иметь свою трактовку понятия спального помещения как отдельно оборудованного для граждан спального поме­щения с предоставлением индивидуальных постельных принадлежностей.

В то же время если стоимость номера зависит от степе­ни комфортности и размера площади в целом, а ЕНВД от общей площади только спальных помещений, то при от­сутствии определения спального помещения появятся ус­ловия для оптимизации налогообложения и почва для су­дебных разбирательств с налоговыми органами.

Окончательно определить, насколько данный режим выгоден для гостиниц, кроме того, что количество нало­гов существенно снизится, можно будет только при уста­новлении корректирующих коэффициентов.

5 Вновь введенный с нового года в главу 346.26 НК РФ подп. 13 п. 2 вид предпринимательской деятельности «оказание услуг по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест, располо­женных на рынках и в других местах торговли, не имею­щих залов обслуживания посетителей» с физическим по­казателем «количество торговых мест, переданных во временное владение или пользование другим хозяйству­ющим субъектом» с базовой доходностью 6000 рублей на одно торговое место может иметь неожиданные послед­ствия для предпринимателей, уже находящихся на этом же налоговом спецрежиме.

Рынки, став плательщиками ЕНВД, величина которого будет фактически зависеть от количества торговых мест, и получая доход, величина которого зависит от стоимости 1 квадратного метра арендуемой торговой площади, при отсутствии нормативно установленного размера торгово­го места получают возможность самостоятельно устанав­ливать размер площади торгового места для регулирова­ния величины уплачиваемого ЕНВД (более подробно об этом написано в статье «Термин как повод для разногла­сий», «БП» 40).

Пример

Площадь торговой площади рынка 1000 кв. м. Стоимость аренды 1 кв. м торговой площади 800 рублей в месяц. Предполагаемый доход за месяц800 000 рублей. Установив размер площади торго­вого места 5 кв. м данный рынок будет иметь 200 торговых мест. Одно торговое место площадью 5 кв. м будет приносить доход 4000 рублей в месяц.

Доход рынка за месяц при наличии 200 торговых мест по 4000 рублей составит 800 000 рублей. В свою оче­редь, вмененный доход при наличии 200 торговых мест с базовой доходностью 6000 рублей составит 1 200 000 руб­ лей, соответственно ЕНВД — 180 000 рублей.

Рынку, естественно, невыгодно будет иметь вмененный доход больше предполагаемого дохода.

• Если рынок установит размер площади торгового ме­ста 10 кв. м — при этом рынок будет иметь всего 100 тор­говых мест.

Одно торговое место площадью 10 кв. м будет прино­сить доход 8000 рублей в месяц.

Итого доход рынка за месяц при наличии 100 торговых мест по 8000 рублей составит 800 000 рублей.

То есть, как мы видим, предполагаемый доход при этом не зависит от количества торговых мест и остается на том же уровне.

Однако при наличии 100 торговых мест с базовой до­ходностью 6000 рублей вмененный доход составит уже 600 000 рублей, соответственно ЕНВД — 90 000 рублей.

Данный вариант позволит рынку получить необлагае­мый доход в размере 200 000 рублей и сэкономить ЕНВД на 50%.

Таким образом, Законом создаются условия, при кото­рых, варьируя площадь торгового места, можно регули­ровать размер исчисляемого ЕНВД.

Однако не всех арендаторов может устроить размер предложенной рынком площади торгового места, и ад­министрации рынка придется рассчитать оптимальное со­отношение между вмененным доходом и размером пло­щади арендуемого торгового места.

Если взять твердо установленные экономические пока­затели: базовую доходность одного торгового места при осуществлении предпринимателем розничной торговли на рынке (объект стационарной торговой сети, не имею­щей торгового зала) — 9000 рублей и базовую доходность одного торгового места, переданного администрацией рынка во временное пользование предпринимателю, — 6000 рублей, то администрацией рынка предполагается изъять примерно 67% вмененного дохода предпринима­теля, чтобы обеспечить свою требуемую базовую доход­ность. Кроме того, предпринимателю необходимо запла­тить еще 15% единого налога. Таким образом, уверенно он может рассчитывать на личный доход только в разме­ре 18% от вмененного дохода.

В п. 11 Письма Минфина России от 26.09.2005 № 03-11-02/44 «О применении специальных режимов налогообло­жения» были отнесены к стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, автовокзалы, железнодорожные вокзалы, административные и учебные здания, поликлини­ки (?!). Согласно указанному Письму «статьей 346.27 Кодек­са к стационарной торговой сети, не имеющей торговых за­лов, отнесены крытые рынки (ярмарки), торговые комплек­сы, киоски и другие аналогичные объекты. К ней относятся также автовокзалы, железнодорожные вокзалы, админист­ративные и учебные здания, поликлиники и другие объек­ты, имеющие стационарные торговые места».

Все-таки, кажется, автовокзалы, железнодорожные во­кзалы, административные и учебные здания, поликлиники, даже при наличии на их территории стационарных торго­вых мест, не поменяют свое предназначение. Возможно, в Письме подразумевалось, что стационарные торговые мес­та, находящиеся в подобных заведениях, будут относиться к стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов.

К сожалению, при изложении новых законодательных норм не обошлось без недоразумений. Причем налого­плательщикам в данном случае не надо отчаиваться, так как они как раз могут сыграть им на пользу. Так, напри­мер: подп. 7 п. 2 ст. 346.26 изложен Законом в следующей редакции: «Система налогообложения в виде единого на­лога на вмененный доход для отдельных видов деятель­ности может применяться по решению субъекта РФ в от­ношении следующих видов предпринимательской дея­тельности:

розничной торговли, осуществляемой через киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты неста­ционарной торговой сети».

То есть вновь введенные подп. 7 изменения отнесли палатки и лотки к объектам стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов (с соответствующими физи­ческими показателями и базовой доходностью).

Однако этот же Закон, но уже в ст. 346.27, определяет стационарную торговую сеть, неимеющую торговых залов, как торговую сеть, расположенную в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащен­ных для этих целей помещений, а также в зданиях, строени­ях и сооружениях (их частях), используемых для заключе­ния договоров розничной купли-продажи и для проведе­ния торгов. К данной категории торговых объектов Зако­ном отнесены крытые рынки (ярмарки), торговые комплек­сы, киоски и другие аналогичные объекты.

И если следовать определению, установленному дан­ной статьей, то стационарная розничная торговля осуще­ствляется в объектах — помещениях капитального харак­тера, к которым отнести палатки и лотки не представля­ется возможным.

Имеющееся определение объектов стационарной тор­говой сети при розничной торговле, осуществляемой «че­рез... лотки и другие объекты стационарной торговой се­ти, не имеющей торговых залов», не увязывается с опре­делением в этой же статье объекта разносной торговли («торговля с... лотка»), который, в свою очередь, относит­ся к объектам нестационарной торговой сети.

Так как согласно определениям ст. 346.27 в Законе:

«разносная торговлярозничная торговля, осуществ­ляемая в нестационарной розничной сети путем непо­средственного контакта продавца с покупателем в орга­низациях, на транспорте, на дому или на улице. К данно­му виду торговли относится торговля с рук, лотка, из кор­зин и ручных тележек;

нестационарная торговая сетьторговая сеть, функ­ционирующая на принципах развозной и разносной тор­говли, а также объекты организации торговли, не относи­мые к стационарной торговой сети».

Далее, согласно вышеуказанной статье в Законе устано­влено определение палатки как сборно-разборной конст­рукции, оснащенной прилавком, не имеющей торгового зала.

Сборно-разборная конструкция по определению не от­носится к помещениям капитального характера. Товар, торговля которым осуществляется в палатке, привозят и увозят по окончании рабочего дня. Торговля в палатке практически осуществляется путем непосредственного контакта продавца с покупателем на улице, так как палат­ка — это не обогреваемая и не освещаемая конструкция. То есть имеем все признаки нестационарной розничной торговли.

Исходя из имеющихся определений в Законе торговлю через палатки можно классифицировать и как торговлю через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, и одновременно как торговлю через объ­екты организации торговли, неотносимые к стационар­ной торговой сети.

Таким образом, вводимые Законом № 101-ФЗ в части подп. 7 п. 2 ст. 346.26 главы 26.3 изменения прямо проти­воречат изменениям, вводимым этим же Законом, отра­женным в ст. 346.27.

При наличии различного толкования одних и тех же норм законодателем налогоплательщик вправе исполь­зовать то толкование Закона, которое для него будет более выгодным, так как при осуществлении разносной тор­говли — с лотка, физическим показателем является коли­чество работников, включая индивидуального предпри­нимателя с базовой доходностью 4500 рублей, а при осу­ществлении розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торго­вых залов, физическим показателем является торговое место с базовой доходностью 9000 рублей.

Указанные противоречия могут явиться основанием для будущих судебных разбирательств в отношении правиль­ности применения физического показателя соответственно базовой доходности и, как следствие, правильности опре­деления единого налога на вмененный доход.

Изменения, внесенные Законом в подп. 6 и 8 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, в силу своего изложения способны одних налогоплательщиков озадачить, другим предоставить ва­рианты для выбора и обоснования нужного решения.

В данных подпунктах говорится, что система налогооб­ложения в виде ЕНВД может применяться при розничной торговле и для оказания услуг общественного питания че­рез объекты организации торговли и соответственно через объекты организации общественного питания площадью не более 150 квадратных метров по каждому объекту.

То есть согласно первому предложению указанных подпунктов организация может находиться на ЕНВД, если каждый из ее объектов занимает не более 150 квадрат­ных метров. Следуя логике, если какой-то один ее объект превысит указанный лимит площади, то организация в целом не может находиться на системе налогообложе­ния в виде ЕНВД.

Во втором предложении этих же пунктов говорится, что если розничная торговля и оказание услуг общественного питания осуществляются через соответствующие объекты площадью более 150 квадратных метров по каждому объ­екту, то данный вид предпринимательской деятельности не является видом предпринимательской деятельности, в от­ношении которого ЕНВД не применяется.

То есть, следуя логике второго предложения указанных пунктов, ЕНВД может применяться, если какой-то один из ее объектов превысит лимит площади. Прямое запреще­ние ЕНВД следует из Закона только при превышении пло­щади 150 квадратных метров каждым из имеющихся объ­ектов.

Складывается ситуация, когда будут правы противопо­ложно излагающие точку зрения стороны. Но на стороне налогоплательщика все же имеются п. 7 ст. 3 НК РФ, п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 5 от 28.02.2001, в которых говорится, что все неустрани­мые сомнения, противоречия и неясности актов законо­дательства о налогах и сборах толкуются в пользу налого­плательщика.

Таким образом, используя то или иное предложение из указанных подпунктов, налогоплательщик вполне может обосновать применение им спецрежима или отказ от него.

Значимость изменений, вносимых Законом в главу 26.2 НК РФ «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности», заключается в том, что система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности вводится в действие законом субъекта РФ. При этом региональные законы вступают в силу в порядке, установленном ст. 5 НК РФ. Для того чтобы с 1 января 2006 г. на территории субъекта РФ взимался единый налог на вме­ненный доход, необходимо, чтобы региональный закон был принят и опубликован до 1 декабря 2005 г.

До этой даты остается менее месяца, значит, если ре­гиональные законы опубликуют измененный Закон, то в новом году налогоплательщики должны быть готовы к новым проблемам.

Кроме того, в соответствии с Законом от 12.10.2005 № 129-ФЗ если до 1 января 2006 г. представительные органы муниципальных районов, городских округов и горо­дов федерального значения не примут нормативного правового акта о введении в действие системы налогооб­ложения в виде единого налога на вмененный доход на их территории, то до 1 января 2007 г. будут применяться ранее действующие положения закона субъекта Россий­ского Федерации.

Т. Соколова, директор ООО«АКГ«СОЮЗ-аудит», г. Томск

Ситуация

Законом от 21.07.2005 101-ФЗ были внесены изменения в главу 26.3 «Система налогооб­ложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» НК РФ. В частно­сти, с 1 января 2006 г. система налогообложения в ви­де ЕНВД может применяться по решениям предста­вительных органов муниципальных районов, город­ских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федераль­ного значения Москвы и Санкт-Петербурга в отноше­нии следующего вида деятельности: оказание услуг по передаче во временное владение и (или) пользо­вание стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей. Что будет считать­ся объектом обложения единым налогом приведе­нии этой деятельности? Что понимать под термином «другие места торговли»?

Чтобы ответить на эти вопросы, сначала рассмотрим понятия, которые используются при описании этой дея­тельности: «стационарное торговое место» и «зал обслу­живания посетителей». Заметьте, что их описание в НК РФ отсутствует.

По нашему мнению, «стационарное торговое место»— это место, используемое для совершения сделок купли-продажи и расположенное на объекте стационарной тор­говой сети. Под стационарной торговой сетью следует по­нимать торговую сеть, расположенную в предназначен­ных для ведения торговли зданиях, строениях, сооруже­ниях, подсоединенных к инженерным коммуникациям (по крайней мере, такой вывод следует из ст. 346.27 НК РФ в ред. Закона № 101-ФЗ).

В настоящее время в целях главы 26.3 НК РФ под ста­ционарной торговой сетью понимается торговая сеть, расположенная в специально оборудованных, предна­значенных для ведения торговли зданиях (их частях) и строениях.

Заметим, что стационарная торговая сеть для целей главы 26.3 НК РФ в 2006 г. будет классифицирована на два типа.

1 Стационарная торговая сеть, имеющая торговые за­лы, — торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), имеющих оснащенные специальным оборудованием обособленные помещения, предназначенные для веде­ния розничной торговли и обслуживания покупателей. К данной категории торговых объектов относятся магазины и павильоны. Магазин— специально оборудованное зда­ние (его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже. Павильон— строение, имею­щее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.

2 Стационарная торговая сеть, неимеющая торго­вых залов, — торговая сеть, расположенная в предна­значенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов. К дан­ной категории торговых объектов относятся крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски и другие аналогичные объекты. Киоск— строение, которое не имеет торгового зала и рассчитано на одно рабочее ме­сто продавца.

«Зал обслуживания посетителей», по нашему мне­нию, — это часть специально оборудованных помеще­ний (открытых площадок) объекта организации, предна­значенных для потребления готовой продукции, изде­лий, покупных товаров, а также для проведения досуга, определяемая на основании инвентаризационных и пра­воустанавливающих документов. Где к последним в це­лях главы 26.3 НК РФ относятся любые имеющиеся у ор­ганизации или индивидуального предпринимателя до­кументы на объект стационарной торговой сети (органи­зации общественного питания), содержащие необходи­мую информацию о назначении, конструктивных осо­бенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользова­ния данным объектом (договор купли-продажи нежило­го помещения, технический паспорт на нежилое поме­щение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (час­тей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы).

Исходя из вышеуказанного, по нашему мнению, на уп­лату единого налога на вмененный доход с 1 января 2006 г. скорее всего будут переводиться организации и ин­дивидуальные предприниматели, осуществляющие пред­принимательскую деятельность по оказанию услуг по пе­редаче в аренду стационарных торговых мест на объектах торговли, где отсутствуют торговые залы, а также по пере­даче во временное владение и (или) пользование торго­вых мест, расположенных в культурных и (или) выставоч­ных центрах (на время проведения в них выставок, ярма­рок и других мероприятий). Также, по нашему мнению, будут уплачивать единый налог на вмененный доход рын­ки и торговые центры, осуществляющие передачу во вре­менное владение и (или) пользование конструктивно обособленных торговых секций, не отнесенных правоус­танавливающими и инвентаризационными документами к магазинам и павильонам.