Амортизация основных средств во время простоя

| статьи | печать

Бывают случаи, когда основные средства не участвуют в производственном процессе, то есть по какой-либо причине временно не эксплуатируются. В этой ситуации расходы в виде амортизации неэксплуатируемого основного средства могут уменьшать базу по налогу на прибыль организаций. Об этом Письмо Минфина РФ от 6 мая 2005 г. № 03-03-01-04/1/236.

Раньше мнение налоговых органов по вопросу списа­ния на расходы начисленной амортизации по неисполь­зуемым основным средствам (далее — ОС) было одно­значным. Амортизацию следовало учитывать в составе расходов, уменьшающих базу по налогу на прибыль, лишь в те месяцы, когда ОС использовались в деятель­ности организации. Если фирма начислила амортиза­цию по имуществу, которое не экспортировалось для ведения деятельности (оно не исключалось из состава амортизируемого имущества), то эта амортизация не от­носилась на расходы для целей налогообложения при­были (п. 5.3 Методических рекомендаций по примене­нию главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утв. Приказом МНС России от 20.12.2002 № БГ-3-02/729, сей­час отмененных). Следовательно, данные затраты орга­низация теряла.

Но еще до того как Методические рекомендации утра­тили силу, позиция налоговых органов стала меняться в пользу налогоплательщиков. Чаще всего простой обору­дования связан с сезонным характером работ (когда ос­новные средства используют, к примеру, только шесть месяцев в году) или особенностями технологического ци­кла на предприятии. В этих ситуациях фирма имеет право начислять амортизацию по основным средствам в налого­вом учете. Дело в том, что исключить ОС из состава амор­тизируемого имущества необходимо только в трех случа­ях (п. 3 ст. 256 НК РФ), если оно передано:

— в безвозмездное пользование;

— на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев;

— находится на реконструкции и модернизации про­должительностью свыше 12 месяцев.

При расчете налога на прибыль суммы амортизации, начисленные по такому имуществу, можно включить в со­став расходов. Ведь фирма перестала использовать ОС лишь на некоторое время и в силу объективных обстоя­тельств. А значит, амортизационные отчисления в этом случае отвечают требованиям ст. 252 НК РФ. Они эконо­мически оправданы и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. К та­кому выводу пришли налоговики в Письме МНС России от 27.09.2004 №02-5-11/162).

Окончательную ясность внесло Письмо Минфина от 06.05.2005 № 03-03-01-04/1/236. Финансисты полностью согласились с мнением налоговиков, подчеркнув, что простой основных средств должен быть обоснованным и к тому же должен являться частью производственного цикла организации. К обоснованному простою можно от­ нести, например, простой, вызванный ремонтом ОС, а также когда производственный цикл включает в себя подготовительную фазу.

В Письме также сообщается, что организации, кото­рые не учитывали амортизацию по простаивающему имуществу в целях налогообложения прибыли, вправе вернуть или зачесть переплату по налогу на прибыль. Пересчитав налоговую базу, плательщик обязан внести дополнения и изменения в декларацию по налогу на прибыль. Внесение этих изменений, уменьшающих на­численные ранее суммы налога, служит основанием для зачета или возврата излишне уплаченной суммы нало­га. Налоговики не могут отказывать в принятии налого­вой декларации. К тому же они обязаны сделать на ко­пии декларации отметку о принятии декларации и по­ставить дату ее представления.

Плательщик может подать заявление о возврате из­лишне уплаченного налога в течение трех лет со дня уп­латы указанной суммы. Ввиду того что операции по воз­врату схожи с операциями по зачету, заявление о заче­те организация может подать также в течение трех лет со дня излишней уплаты налога. Аналогичного мнения придерживается ВАС (Постановление ВАС РФ от 29.06.2004 № 2046/04). Суд принял решение, что суммы излишне уплаченного налога принимаются в зачет на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. В определенных случа­ях налоговые органы могут производить зачет налога самостоятельно. Излишний налог возвращается налого­плательщику также по его заявлению, которое подает­ся в течение трех лет со дня уплаты налога.

Таким образом, за исключением отдельных случаев, как зачет, так и возврат переплаченных сумм налогов, сборов и пеней осуществляются налоговым органом по заявлению налогоплательщика.

Зачет суммы налога представляет собой сокращение налогового обязательства плательщика на будущий пе­риод и влечет недополучение бюджетом налоговых пла­тежей, уплаченных ранее.

В свою очередь, возврат заключается в изъятии из бюд­жета ранее уплаченных налогов.

Следовательно, по своему экономическому содержа­нию между зачетом и возвратом налоговых платежей су­щественных различий нет, и фактически зачет излишне уплаченных сумм налога является разновидностью (фор­мой) возврата этих сумм, восстановлением имуществен­ного положения налогоплательщика.

Учитывая, что право налоговиков на проведение нало­говой проверки ограничено тремя годами (не считая года ее проведения), к требованию налогоплательщика о за­чете излишне уплаченных сумм налоговых платежей и к требованию об их возврате должен применяться единый правовой режим.