За «порогом восприятия»

| статьи | печать

Многие ученые убеждены: эгоизм и алчность работодателей порождает«общество риска», само существование в котором приводит к снижению«порога восприятия» риска наемными работниками. По данным Росстата и экспертов МОТ, в 2005 году в стране практически треть рабочих трудятся в худших условиях, чем допускается стандартами. Своим мнением на эту тему с читателями делится советник-эксперт Совета Федерации РФ, доктор экономических наук, профессор Валентин Роик.

В нашей стране практически не изучаются, даже не регистрируются целые группы крайне опасных для здоровья веществ, преднамеренно замалчиваются последствия их воздействия. Примерно в 30—40 раз занижается численность выявляемых профессиональных заболеваний по сравнению с аналогичными показателями в развитых странах. В частности, в благополучных США ежегодно регистрируется более 420 тысяч профзаболеваний, а в России всего 9—12 тысяч.

Вместо выявления профзаболеваний на ранних стадиях и их профилактики продолжает широко использоваться институт предоставления досрочных пенсий за работу на вредных производствах. В столь широких масштабах (каждый четвертый работник промышленности) такая практика не применяется больше нигде в мире. В конечном итоге это приводит к снижению ответственности и к стремлению работодателей сохранить существующие неблагоприятные условия труда, поскольку они не несут никакой финансовой нагрузки за предоставление досрочных пенсий.

Следует отметить, что согласно п. 3 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 1 января 2003 года для работников, занятых на работах с неблагоприятными условиями труда, должны устанавливаться профессиональные пенсии, регулируемые соответствующим законом. Но пока он не принят, ущемляются пенсионные права 2,5—3 млн работников.

Таким образом круг опасностей при профессиональной деятельности людей не только не уменьшается, но, как свидетельствует статистика, постоянно расширяется, а его последствия становятся все более тяжелыми и обременительными как с человеческих, так и с экономических позиций. Например, специалисты МОТ и ВОЗ выделяют более 150 классов профессиональных рисков и более 1000 их видов, которые представляют реальную опасность для 2000 различных профессий. При этом считается, что данная классификация является неполной и охватывает только отдельные аспекты безопасности и гигиены труда.

Проблема формирования действенных механизмов социальной защиты работников от профессиональных рисков для России особенно актуальна. Это связано с высоким удельным весом в экономике страны добывающих отраслей и отраслей первичной переработки ресурсов, предприятия которых расположены, как правило, на территориях северных регионов со сложной природно-климатической и экологической обстановкой.

До 70—80% рабочих мест на предприятиях добывающих отраслей (нефть, газ, уголь, руда), черной и цветной металлургии, лесной и деревообрабатывающей промышленности относится к производствам с тяжелыми и вредными условиями труда. А на алюминиевых заводах, по недавним исследованиям, таких мест даже более 80%.

Следует отметить и неблагоприятное положение с обновлением оборудования и модернизацией производства. Резкое сокращение инвестиций в реальный сектор экономики (за последние 10 лет в 4 раза в основной капитал, а по отдельным отраслям —более чем в 10 раз) привело к кризисной ситуации с износом основных фондов. По базовым отраслям экономики (топливная, химическая, черная и цветная металлургия)он составляет 60 — 80%. Работающие там люди являются основной группой риска. Во многом по этой причине у нас максимальные показатели нездоровья и смертности именно в трудоспособном возрасте (в 4,5 раза выше, чем по Евросоюзу).

Понятно, что полное исключение профессионального риска невозможно и требует, с одной стороны, оценки и определения его приемлемых уровней, а с другой — принятия мер по исключению чрезмерного или недопустимого риска. Для этого помимо наблюдения за состоянием производственной среды и трудового процесса необходимо оценивать здоровье, трудоспособность работников, устанавливать взаимосвязь между состоянием условий труда и вероятностью возникновения повреждающих эффектов.

Приходится констатировать, что России еще только предстоит освоить эту область. Например, в США вопросы анализа и управления риском на национальном уровне находятся в ведении Совместной комиссии президента страны и конгресса, а разработка и обоснование управленческого решения осуществляется в форме нормативного акта. При этом определение степени риска в медицинских, социальных и экономических его аспектах и разработка соответствующих управленческих мероприятий регламентируются шестиступенчатой процедурой принятия и реализации решений, в ходе которой применяется интеграционный подход.

Для формирования у нас государственной системы управления профессиональными рисками, в частности, требуется разработать основы комплексной оценки профессионального риска, определить перечень типовых рабочих мест по основным профессиональным группам (500—800 рабочих мест) и силами специальных федеральных структур организовать на них постоянный и долгосрочный мониторинг.

Кроме того, крупные задачи в области охраны труда стоят перед законодателями в связи с введением с 1 января 2003 года Федерального закона «О техническом регулировании», вступившего в силу с 1 июля 2003 года. Введение обязательных норм переносится с ведомственного уровня на государственный, то есть их правовой статус будет выше. Вместо многочисленных межведомственных правил и норм по охране труда, стандартов безопасности и т. д. будет функционировать два-три рамочных федеральных закона и приблизительно 150—300 технических регламентов.

К сожалению, за три прошедших года ни одного регламента, касающегося именно этих вопросов, принято не было. В то же время Минюст России приостановил с 1 января процедуру регистрации межведомственных и ведомственных актов по охране труда, что создало своего рода правовой тупик: старые нормативные акты не регистрируются, а новые — законодателями не принимаются. Поэтому важные вопросы сферы охраны труда остаются без правового регулирования.

К сведению

✔ По данным МОТ, ежегодно по причинам, связанным с трудовой деятельностью, в мире погибает около 2 млн человек, еще около 160 млн страдают от профессиональных заболеваний.

✔ Экономическая стоимость последствий несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний оценивается в 1 трлн 250 млрд долларов в год, или примерно 4% мирового ВВП.