Госрегулирование тормозит развитие пенсионного рынка

| статьи | печать

Основным препятствием на пути развития пенсионного рынка, отмечается в специальном исследовании «Эксперт РА», сегодня является система государственного регулирования. Его функции распределены между четырьмя госведомствами. Как следствие, у рынка нет утвержденной стратегии развития, а его инфраструктуре не хватает устойчивости.

По итогам 2011 г. 36% пенсионного рынка (около 400 млрд руб.) приходилось на обязательное пенсионное страхование (ОПС), отмечается в обзоре пенсионного рынка России по итогам прошлого года «Рост требует инфраструктуры», сделанном «Эксперт РА».

Уже к концу текущего года сегмент ОПС может по объему сравняться с рынком негосударственного пенсионного обеспечения (НПО), а в перспективе — стать основой системы НПФ. Так, по итогам прошлого года рынок ОПС увеличился на 157%. В то же время совокупный размер клиентской базы составил 12,5 млн человек (прирост в 2011 г. — 60%).

Бурный рост ОПС происходит на фоне сохранения системных рисков, угрожающих стабильности развития отрасли. Главным внешним проблемным фактором развития пенсионного рынка можно назвать систему регулирования. Функции регулирования распределены между четырьмя ведомствами. В результате рынок живет без утвержденной стратегии развития, а его инфраструктуре не хватает устойчивости.

К ключевым внутренним рискам эксперты отнесли невысокую надежность фондов и операционные риски агентских сетей. Большинство фондов делегируют в управляющие компании (УК) весь процесс инвестирования. При этом желание ограничить риски часто превращается в покупку облигаций на растущем фондовом рынке. Динамика структуры портфеля пенсионных средств свидетельствует о слабой реакции на движения рынка. При этом учредители фондов уверены, что консервативная структура пенсионных средств позволит избежать убытков.

В результате рост бизнеса НПФ не сопровождается адекватным ростом капитала. С 2008 г. среднее отношение ИОУД (капитала фондов) к пенсионным средствам уменьшилось с 16 до 8,4%. Снижение финансовой устойчивости фондов сопровождается ростом операционных рисков, связанных с мошенничеством агентов, что повышает репутационные риски отрасли.

Единый регулятор, по словам руководителя отдела корпоративных и инвестиционных рейтингов «Эксперт РА» Павла Митрофанова, необходим для ускорения доработки всего пенсионного законодательства и более эффективного контроля пенсионного рынка.

Создание отраслевых стандартов на базе СРО поможет фондам более эффективно построить работу с управляющими компаниями и агентскими сетями. При этом для полноценной работы системы отраслевой стандартизации целесообразно изменить порядок членства в СРО, сделав его обязательным.