Круговорот поправок в природе

| статьи | печать

То, что правительство видит улучшение налогового администрирования со своей колокольни, а бизнес со своей, понятно. Минфин расценивает законопроект о мерах по совершенствованию налогового администрирования как вполне удачный плод совместных усилий, но почему-то, по мнению предпринимателей, результат оставляет же­лать лучшего. Теперь за доработку проекта закона взялись депутаты, и, судя по всему, Минфин от подготов­ленных ко второму чтению поправок будет не в восторге.

При подготовке поправок перед депутатами стояло в об­щем-то всего две задачи, но глобальных. Во-первых, от­сечь от правительственного законопроекта все лишнее, оставив только то, что действительно влияет на нало­говое администрирование. И во-вторых, добавить то, что волею судеб (то бишь Минфина) осталось за кадром.

Задача номер раз, или Отсекая лишнее

До сих пор остается загадкой, с какой целью при подготовке законопроекта Минфин «утяжелил» его массой не относящихся к администрированию вещей.

Вернее, не относящихся к предмету данного закона — ведь изначально речь шла об упорядочении порядка прове­дения налоговых проверок.

Какое отношение к этому имеет новая статья, посвя­щенная налоговым резиден­там — физическим лицам, вопрос. Ответ на него, ко­нечно, есть, но уважения к правительству он не добавит — чтобы под шумок «прота­щить» идеи Минфина, ранее отвергнутые депутатами.

Только нужно учитывать ту обстановку, в которой принимается закон: обсужда­ется он почти год, за это вре­мя принят закон «от Прези­дента» и поправки в главу 21 НК РФ, отнюдь не улучшаю­щие положение налогопла­тельщиков. Понятно, что в этой ситуации депутаты должны хоть как-то оправ­дать гордое звание «слуг на­рода». Так или иначе, но на­логовое резидентство пред­лагается оставить в старой редакции — нахождение 183 дня в году на территории РФ. Что касается проверок, то процедуры их проведения предлагается прописать мак­симально конкретно, чтобы у налоговиков оставалось как можно меньше поводов для работы «по усмотрению».

В этой связи в ст. 87 НК РФ планируется четко ука­зать, что целью камеральной проверки является проверка правильности заполне­ния налоговых деклара­ций и соблюдения поряд­ка расчета налогов, выездной — соблюдения \ налогоплательщиком или налоговым агентом зако­нодательства о налогах и сборах. При их проведении как вспомогательная форма налогового контроля может использоваться встречная проверка, целью которой яв­ляется сопоставление инфор­мации, полученной у прове­ряемого лица, с информаци­ей, содержащейся в докумен­тах, находящихся у его контр­агента (порядок ее проведе­ния планируется регламенти­ровать отдельной статьей).

Камеральные проверка. При их проведении налоговый орган не вправе истребовать у налогопла­тельщика дополнительные сведения, получать объяс­нения и документы, под­тверждающие правильность исчисления и своевремен­ность уплаты налогов, если только представление таких документов вместе с налого­вой декларацией не преду­смотрено НК РФ.

Если проверкой выявлены ошибки в заполнении доку­ментов или противоречия между сведениями, содержа­щимися в них, об этом сооб­щается налогоплательщику с требованием внести исправ­ления в установленный срок или представить в течение 5 дней необходимые поясне­ния. При этом налогопла­тельщик вправе дополни­тельно представить в налого­вый орган выписки из реги­стров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы.

Если после рассмотрения этих пояснений будет устано­влен факт совершения нало­гового правонарушения или иного нарушения законода­тельства о налогах и сборах, то должностные лица нало­гового органа обязаны соста­вить акт проверки.

Выездные проверки. С ними тоже поработа­ли от души: поправки преду­сматривают, что общий срок выездной проверки не может превышать шести месяцев, причем для такого существенного продления необходимо решение ФНС. Базовый срок остался преж­ним — не более двух меся­цев, а вышестоящий налого­вый орган по согласованию с ФНС может продлить его до четырех.

При таком раскладе по крайней мере не выглядит издевательством норма о том, что одного налогопла­тельщика можно проверять не более двух раз в течение календарного года (напом­ним, что правительствен­ный законопроект позволяет довести продолжитель­ность выездной проверки до 15 месяцев).

Правда, проверка может быть приостановлена для проведения вспомогательных мероприятий (получение ин­формации от иностранных государственных органов в рамках межгосударственных договоров или проведение экспертизы, срок которой превышает два месяца). Но не более чем на год и опять-таки по решению руководи­теля ФНС. При этом все под­линные документы, истребо­ванные в ходе проверки, воз­вращаются налогоплатель­щику.

Что касается повторной проверки, то ее вышестоя­щий налоговый орган вправе провести, только если возбу­ждено уголовное дело по факту преступных действий проверяющих инспекторов и эти действия могли повли­ять на объективность выво­дов, содержащихся в матери­алах проверки.

Кстати, отсутствие в ходе первоначальной выездной проверки выявленных фак­тов нарушений законода­тельства о налогах и сборах (если при повторной провер­ке таковые были обнаруже­ны) признается обстоятель­ством, исключающим вину лица в совершении налогово­го правонарушения.

А вот налоговым органам стоит учесть, что депутаты намерены поправить и Уго­ловный кодекс, и вынесение заведомо незаконного реше­ния будет караться штрафом или лишением свободы на срок до 10 лет (при нанесе­нии гражданину, организа­ции, государству крупного — свыше 1 млн руб. — ущерба).

Задача номер два, или Добавляя необходимое

Реализуя для себя «задачу-макси­мум», Минфин как-то позабыл о правах налогопла­тельщиков, без которых кор­ректное ад­министри­рование не­возможно.

При этом таким требовани­ем признается письменное уведомление о несогласии налогоплательщика с актом налогового органа, действием или бездействием его должностных лиц. В данном случае налогоплательщик и налого­вый орган поставлены в рав­ные условия: первый может подать свое требование не позднее пяти рабочих дней с момента, как он узнал о нали­чии акта и т. п., а второй обя­зан рассмотреть его в пяти­дневный срок. И передать на­логоплательщику письмен­ный ответ о результатах рас­смотрения под расписку.

С момента получения налоговым органом требования налогоплательщика и до получения последним письменного ответа налого­плательщик вправе не вы­полнять требования нало­гового органа, с которыми он выразил несогласие.

В нынешних условиях ока­залась необходимой статья о полномочиях финансовых органов в области налогов и сборов, а именно оговорка, что письменные разъяснения Минфина и органов исполни­тельной власти субъектов РФ по вопросам применения законодательства РФ и субъ­ектов РФ о налогах и сборах соответственно являются

Также пришлось добавить: налоговые органы обязаны не только соблюдать налого­вую тайну, но и обеспечи­вать ее сохранение. А еще принимать решения о воз­врате излишне уплаченных или взысканных сумм не только налогов, пеней, но и штрафов (о сегодняшних трудностях, возникающих у налогоплательщиков в связи с неурегулированностью данного вопроса, читайте в этом номере ВПК на с. 9).

Кроме того, ряд поправок направлен на решение проб­лем, с которыми налогопла­тельщики сталкиваются уже много лет. Например, указа­ние, что обособленное под­разделение — это представи­тельство и филиал юридиче­ского лица, созданные в со­ответствии с гражданским законодательством РФ, изба­вит налогоплательщиков от необходимости сообщать на­логовым органам «о каждом обособленном подразделе­нии» (предусмотрено правительственным законопроек­том), поскольку именно на­логовые органы регистриру­ют изменения в учредитель­ных документах.

В общем, сказать, что по­правок подготовлено немало, — это ничего не сказать. Мы попытались рассказать о наи­более важных для бизнеса и, безусловно, еще вернемся к этой теме. Многие поправки могут действительно улуч­шить налоговое администри­рование, то есть сделать его понятным, прозрачным, по возможности необремени­тельным как для бизнеса, так и для налоговых органов. Произойдет ли такое улучше­ние, будет ясно уже в декабре.

Начать депутаты решили с введения в НК презумпции добросовестности. То есть налогоплательщик считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в порядке, преду­смотренном Кодексом.

Все, что касается прав на­логовых органов на выемку документов, осмотр помеще­ний, инвентаризацию имуще­ства налогоплательщиков, теперь сопровождается чет­ким «при проведении выезд­ной налоговой проверки». А в перечень прав налогопла­тельщиков включено право на участие в процессе рас­смотрения руководителем налогового органа материа­лов налоговой проверки (камеральной в том числе). И право требовать от налого­вых органов соблюдения за­конодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении нало­гоплательщиков.