Прогноз — не приговор

| статьи | печать

Россию в ближайшие пятнадцать лет ждут три серьезных кризиса, а для их преодоления потребуются громадные инвестиции — 4,2 трлн долларов. Такие прогнозы даны в докладе «Долгосрочные тренды российской экономики (на период до 2020 г.)», который более года разрабатывался Центром макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) по поручению премьер-министра.

Беда не приходит одна

Большинство предсказанных негативных тенденций не стали новостью для экспертного сообщества и руководства страны, просто впервые они были собраны в одном документе, систематизированы, наложены на ось времени и, таким образом, приобрели форму своеобразного диагноза.

Какие же напасти ожидают нас в ближайшие пятнадцать лет?

Первая волна кризисных явлений связана не столько с экономическими, сколько с политическими причинами. На рубеже 2007—2008 гг. (в результате смены Президента) произойдут размывание консолидированной господдержки и углубление социальных проблем. Ситуация особенно обострится, если не будут найдены эффективные механизмы согласования действий федеральной и региональной власти. Экономика в этот период благодаря благоприятной внешнеторговой конъюнктуре будет развиваться прежними темпами.

В 2011—2012 гг. нам грозят серьезные экономические риски: сократится сальдо внешнеторгового баланса из-за падения цен на углеводородное сырье, поскольку в США и Европе ускорятся процессы энергосбережения и будут невысокие темпы экономического роста. Активный приток валюты сменится ее дефицитом, возможна девальвация рубля.

В ряде важнейших отраслей — электроэнергетике, машиностроении, транспорте и сельском хозяйстве — произойдет активное выбытие окончательно устаревших основных фондов, одновременно резко сократятся трудовые ресурсы и обострится проблема пенсионного обеспечения. Износ коммунальных сетей превысит 60%, что приведет к деградации ЖКХ, здоровье населения ухудшится из-за распространения целого ряда социально значимых заболеваний. Из-за широкого распространения СПИДа эта проблема будет иметь тяжелые экономические последствия.

Третья волна рисков в2015—2017 гг. напоминает целый букет резко отрицательных явлений. В этот период исчерпываются рентабельные запасы нефти и ряда цветных металлов, а технологическое отставание от развитых стран может стать необратимым.

В это же время произойдет снижение эффективности вертикальной системы госуправления, которая подвергнется ударам сразу с двух сторон — транснациональных корпораций и религиозно-этнических движений.

К великому сожалению, трудно возразить против обозначенных в докладе директора ЦМАКП Андрея Белоусова негативных тенденций. Скорее можно добавить еще ряд трендов, например усиление коррумпированности власти.

Впрочем, авторы прогноза не падают духом и просят не называть результаты их трудов предсказанием-катастрофой. Речь идет прежде всего о системном анализе возможных рисков развития страны и выработке на его основе рекомендаций для их преодоления.

Превратим количество в качество!

Россия обладает рядом преимуществ, которые позволяют не только развернуть негативные тренды вспять, но и достигнуть к 2015 г. ВВП, соответствующего современным показателям государств «большой семерки», — 30 тыс. дол. на душу населения.

Что же дало основания творческой группе Андрея Белоусова сделать столь оптимистичные выводы?

  • Прежде всего запасы углеводородов и возможность развития всего нефтегазового комплекса, включая химические производства.
  • Затем большой транзитный потенциал, использование которого в ближайшие пятнадцать лет нужно увеличить минимум в два раза. Кроме того, по мнению экспертов ЦМАКП, при долгосрочном планировании необходимо учитывать смещение центров мирового экономического роста на Восток.
  • Далее следует научно-исследовательский потенциал. Россия занимает второе место в мире по числу исследователей и десятое — по научно-техническим разработкам, а по уровню затрат на науку входит в десятку лидеров.
  • И наконец, по площади пашенных земель на душу населения, а также по абсолютным размерам мы в числе пяти ведущих стран. Другое дело, используются они малоэффективно.

Греет, но не светит

По мнению разработчиков, чтобы реализовать имеющиеся преимущества, нужно сделать соответствующие отрасли привлекательными для инвестиций, а дополнительные доходы направить на модернизацию отраслей второго эшелона. То есть определиться окончательно с приоритетами.

Только при выполнении этих условий мы можем рассчитывать на ежегодный 6—7%-ный рост ВВП. Но для того чтобы удержаться на этом уровне, потребуется, по оценке Андрея Белоусова, 4,2 трлн дол. инвестиций.

Так что с мечтой о его удвоении к 2010 г., судя по оценкам ЦМАКП, придется повременить. Впрочем, темпы экономического роста, в два раза превышающие общемировые, — совсем неплохой показатель. Другое дело, насколько реально сохранить их в будущем.

За пятнадцать лет, по оценке экспертов, Россия сможет привлечь 650 млрд дол. иностранных инвестиций, или в среднем 43 млрд дол. в год. То есть ежегодные средства, необходимые нашей экономике для преодоления кризисов (280 млрд дол.), явно превышают возможные государственные ассигнования и зарубежные заимствования.

Среди других источников инвестиций разработчики выделили такие, как изменение нормы сбережений и собственные средства компаний.

При нынешнем уровне доходов граждане вряд ли смогут вкладывать большие средства в банковскую систему или ценные бумаги по той простой причине, что у них есть другие, более насущные потребности. Ведь среди 65% наших соотечественников, нуждающихся в жилье, лишь 5% сейчас могут приобрести его в кредит, поэтому при увеличении доходов они предпочтут направить деньги на решение своих проблем.

Собственных средств компаний в большинстве отраслей, как показывает практика, также не хватает на модернизацию производства.

Идем на пролом

Если верить экспертам, то при недостатке инвестиций нас ждут три крупномасштабных кризиса. Правда, уместно напомнить, что любой прогноз строится на основе оценок конкретных людей и поэтому носит субъективный характер.

Авторы исследования утверждают, что их основной целью было сделать «пролом» в социально-экономическом прогнозировании, поскольку к решению многих будущих проблем необходимо готовиться.

Кстати, Минэкономразвития также готовит прогноз социально-экономического развития. Но уже сейчас ясно, что перечень сравнительных преимуществ, выявленных ЦМАКП, отличается от тех, которые не так давно озвучил Герман Греф.

Например, в приоритетах МЭРТ не учитываются такие факторы, как транзитный потенциал и сельское хозяйство. А ведь от определения направлений развития будут зависеть и бюджетные ассигнования. Важны прогнозы и для бизнеса.

Во-первых, компании могут значительно снизить свои риски за счет участия государства в финансировании тех или иных долгосрочных проектов. Об этом, в частности, заявили топ-менеджеры на последнем заседании совета по конкурентоспособности при Кабинете министров.

Во-вторых, серьезные фирмы сегодня стараются просчитывать долгосрочные риски своей деятельности, и здесь прогноз экспертов может во многом им помочь.

Главное, чтобы процесс социально-экономического прогнозирования не слишком затянулся и государство представило направления госинвестиций. Ведь до окончания относительной стабильности, по оценке экспертов, осталось всего пять лет.

Объем ежегодных инвестиций в отечественную экономику согласно прогнозу должен составлять в среднем280 млрд дол. Доходы же федерального бюджета на 2006 г. запланированы в размере 5,046 трлн руб. (176 млрд дол.), на расходы инвестиционного характера предусмотрено чуть более 600 млрд руб. (21 млрд дол.). Объем Стабфонда, накопленный за несколько лет, составляет 50 млрд дол.