Неотфактурованные поставки. Что делать?

| статьи | печать

Каждому бухгалтеру на профессиональном пути хоть раз да случалось сталкиваться при оформлении хозяйственных операций с отсутствием тех или иных документов. Такая ситуация, конечно, неприятна, но не всегда смертельна. О том, какие действия предпринять в случае отсутствия нужных бумаг при приеме товара, читайте в предлагаемой статье.

Неотфактурованными поставками называются партии товара, поступившие в организацию без расчетных документов поставщика. У современного поколения бухгалтеров часто возникают вопросы: а причем здесь счет-фактура? Почему поставки именуются не «бездоку­ментарными», например, а «неотфактурованными»? Счет-фактура в современных условиях все чаще воспри­нимается только как документ, на основании которого производятся расчеты по налогу на добавленную стои­мость. А еще лет 15 назад (срок смешной в сравнении с историческим масштабом времени существования бухгалтерского учета) все расчеты с поставщиками оформ­лялись счетами-фактурами формы № 868а, на основа­нии которых осуществлялись безналичные расчеты ме­жду контрагентами (как правило, в форме инкассо с предварительным или последующим акцептом). Отсю­да и такие понятия, как «фактурная стоимость товара», «отфактурование поставок» и пр.

Причем говорить о возникновении «неотфактуро­ванной поставки» возможно только при наличии дого­вора между продавцом и покупателем, в соответствии с которым был отгружен товар. Если же товар заехал в ваш адрес по недоразумению (и такое бывает на про­сторах нашей необъятной Родины) и договорные отно­шения с поставщиком отсутствуют, то учесть товар на своем балансе нет оснований. Принять его следует на забалансовый учет в рыночной оценке, а затем выяс­нять отношения с поставщиком, как это определено ст. 514 ГК РФ. Нельзя учесть в качестве неотфактурован­ных поставок также ТМЦ, которые поступили хотя и в соответствии с договором, но без перехода права собственности. То есть если, например, право собственности по условиям заключенных договоров переходит к поку­пателю только после оплаты ТМЦ или если между поставщиком и грузополучателем заключен договор ко­миссии, то поступившие без расчетных документов ма­териальные ценности приходуются на забалансовый учет.

При поступлении материальных ценностей, на которые не получены расчетные документы поставщиков, неплохо будет на всякий случай перепроверить, не числятся ли по­ступившие запасы как оплаченные, но находящиеся в пу­ти или не вывезенные со складов поставщиков и не чис­лится ли стоимость поступивших ценностей как дебитор­ская задолженность, поскольку при больших оборотах возможно всякое.

Итак, договор с поставщиком существует, товар при­был, а расчетных документов к нему нет. Такая ситуация время от времени возникает, и она предусмотрена дей­ствующим законодательством. Статьи 484 и 513 ГК РФ предусматривают обязанность покупателя принять то­вар вне зависимости от отсутствия или наличия расчет­ных документов. Положения этих статей основаны на ст. 328 ГК РФ о встречном исполнении обязательств, и при необоснованном отказе покупателя принять товар продавец вправе отказаться от исполнения договора с возложением на покупателя различных (невыгодных для него) возможных имущественных последствий сог­ласно ст. 393 ГК РФ.

Порядок действий покупателя при приемке товара, поступившего от поставщика без документов, и вопросы учета указанного товара до некоторой степени урегули­рованы в Методических указаниях по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утв. При­казом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н). Говорить об урегулировании вопросов приемки неотфактурованного товара в полной мере, а не «до некоторой степени» автору мешает сложность осуществления на практике не­которых требований указанного документа. Поясню свое заявление.

Пунктом 37 названных Методических указаний опре­делено, что неотфактурованные поставки принимаются на склад с составлением Акта о приемке материалов. Его бланк «Акт о приемке материалов, поступивших без расчетных документов поставщика» (форма № М-7), и порядок ее оформления утверждены Постановлением Госкомстата России от 30.10.97 № 71а. Акт о приемке ма­териалов составляется не менее чем в двух экземпля­рах. Оприходование неотфактурованных поставок про­изводится на основании первого экземпляра указанного Акта, второй экземпляр Акта направляется поставщику. Хотелось бы обратить особое внимание именно на то, что п. 37 Методических указаний не предусмотрено использование иных форм первичных учетных докумен­тов для оприходования ТМЦ, поступивших без расчет­ных документов поставщика. Таким образом, по мне­нию автора, использование при оприходовании неот­фактурованных товаров, например бланка «Акт о при­емке товара, поступившего без счета поставщика» (фор­ма № ТОРГ-4), утвержденного Постановлением Госком­стата России от 25.12.98 № 132, законодательством о бухгалтерском учете не приветствуется.

Приказ Минфина РФ № 119н вышел 28.12.2001, то есть позже, нежели Постановление Госкомстата № 132 от 25.12.98, таким образом, на момент издания этого Приказа у Минфина был выбор, какой из двух докумен­тов (или оба документа) разрешить использовать при приемке неотфактурованных ТМЦ. Минфиновцы вы­брали Акт о приемке материалов (форма № М-7). Вряд ли это было сделано с целью усложнить и без того бога­тую событиями жизнь бухгалтеров, скорее для предот­вращения возможных недобросовестных действий по­лучателя груза. Дело в том, что в отличие от формы «Торг-4» составление Акта «М-7» предполагает участие в приемке товара представителя отправителя (постав­щика) или представителя незаинтересованной органи­зации.

Согласно указанному Постановлению Госкомстата РФ Акт формы «М-7» является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику, отправителю (та­кой статус для Акта формы «ТОРГ-4» не установлен). Акт формы «М-7» составляется членами приемной комиссии с обязательным участием материально ответственного лица и представителя отправителя (поставщика) или представителя незаинтересованной организации. Таким образом, для придания Акту юридической силы требует­ся наличие:

—комиссии, созданной приказом руководителя орга­низации-покупателя;

—представителя отправителя (поставщика) или пред­ставителя незаинтересованной организации.

Соблюдение последнего пункта и вызывает на практи­ке те самые сложности технического порядка, которые вынуждают организацию-получателя материалов по­рой отступать от Методических указаний Минфина РФ. Судите сами.

Статьи 785 и 791 ГК РФ предусматривают, что погрузка (выгрузка) груза осуществляется с соблюдением положе­ний, установленных транспортными уставами и кодекса­ми и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Со­гласно этим правилам участие перевозчиков в составле­нии и подписании коммерческих актов определенной формы предусмотрено только при доставке грузов в на­рушенной упаковке, с нарушенными пломбами и пр. То есть обязать перевозчика быть тем самым «представите­лем незаинтересованной организации», о котором идет речь в Постановлении Госкомстата от 30.10.97 № 71а, для подписания Акта формы «М-7» организации — получате­лю товара вряд ли удастся. Тем более за необоснованную задержку транспорта под разгрузкой предусмотрены раз­личные штрафные санкции.

Привлекать на договорной основе какую-нибудь сто­роннюю организацию, чтобы подтвердить приемку доб­рокачественной продукции, соответствующей условиям подписанного договора и поступившей в ненарушен­ной упаковке, всего лишь без расчетных документов по­ставщика, вряд ли является целесообразным с точки зрения обычной экономической логики. Кроме того, по­добная организация должна иметь соответствующие права на осуществление подобной деятельности, закре­пленные в ее уставе. Несмотря на наше усердие, мы не смогли обнаружить в Классификаторе видов экономи­ческой деятельности что-нибудь подходящее к нашему случаю. Сомнений в качестве и количестве, ассортимен­те, а также в соблюдении прочих условий договора у организации нет, следовательно, и услуги экспертов-

оценщиков не требуются, споров с поставщиком также пока нет, а значит, и юристы не нужны. Кто же тогда должен быть тем самым «независимым представите­лем» и что он должен подтвердить? Отсутствие расчет­ных документов или количество, качество и ассорти­мент полученных материалов? Вероятнее всего, под­тверждение требуется с целью исключения (или опри­ходования) возможных излишков при поставке. Значит, все-таки это экспертиза. Услуги экспертов, как и всех прочих участников экономической деятельности, не бесплатны и даже далеко не дешевы, а экономическую обоснованность этих услуг для целей налогообложения прибыли налоговые органы почти наверняка будут ос­паривать (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Согласно положениям ГК РФ в обязанности продавца по передаче товара не включается представление рас­четных документов. Если указанное положение прямо не предусмотрено договором, то как-то наказать постав­щика за задержку выписки счетов (или иных документов с указанием количества и цен отгруженного товара) не представляется возможным. Соответственно перело­жить на поставщика затраты покупателя на оплату услуг по привлечению экспертов для подписа­ния ими Акта формы «М-7», вероятнее всего, организации покупателю не удастся. Значит, опять — внереализационный расход и использование прибыли.

Пунктом 38 Методиче­ских указаний на органи­зацию-получателя воз­лагаются обязанности по принятию мер на по­лучение (истребование) от поставщиков расчетных документов по поступившим товарно-материальным ценностям. Если поставщик не­известен, то покупатель дополнительно должен прини­мать меры по его установлению. Сделать это можно на основании товарно-транспортных накладных, в которых указан грузоотправитель.

Бухгалтерский учет

Как мы уже упоминали выше, при принятии к бухгал­терскому учету МПЗ их следует классифицировать исходя из наличия у организации права собственности на них. Обычно бухгалтерский учет запасов, не принадлежащих организации, но по разным причинам находящихся у нее, ведется на различных забалансовых счетах (002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хра­нение», 003 «Материалы, принятые в переработку», 004 «Товары, принятые на комиссию», 005 «Оборудование, принятое для монтажа» и пр.).

При поступлении МПЗ без договорных отношений невозможно определить назначение поступивших мате­риалов, поэтому все они учитываются на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». При наличии договора с поставщиком учет запасов, принадлежащих организа­ции на правах собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления, ведется в зависимости от назначения принимаемых материальных запасов (на сче­тах 07 «Оборудование к установке», 10 «Материалы», 41 «Товары» и пр.). Такой порядок предусмотрен п. 39 Методических указаний по МПЗ. Тем же пунктом преду­смотрено, что материальные запасы приходуются и учи­тываются в аналитическом и синтетическом бухгалтер­ском учете по принятым в организации учетным ценам. В случае если организация использует в качестве учет­ных цен фактическую себестоимость материалов, то указанные материальные запасы приходуются по ры­ночным ценам.

По нашему мнению, условие об отражении неотфак­турованных поставок по рыночным ценам не влечет за собой обязанности покупателя проводить маркетинго­вые исследования для определения уровня рыночных цен. Вполне возможно воспользоваться ценами, указан­ными в договоре с поставщиком. Ведь какие-либо пре­тензии по ценообразованию, грозящие организациям различными карами, могут предъявить только налого­вые органы, а в их главной книге — Налоговом кодек­се — законодательно закреплена «презумпция рыночности» цен, указанных в договорах между контрагента­ми (п. 1 ст. 40 НК РФ).

Если же в договоре стоимость материалов не установ­лена, то, на наш взгляд, следует исходить из той цены, по которой организация обычно покупает аналогичное иму­щество. При этом можно сослаться на п. 6.1 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (утв. Приказом Минфина России от 06.06.99 № ЗЗн). После получения расчетных докумен­тов бухгалтеру надо сравнить указанную в них цену со стоимостью, по которой материалы были оприходованы. Если цены в расчетных документах поставщика и Акте формы «М-7» отличаются, записи в учете по приходу МПЗ следует исправить и отразить их уже исходя из полу­ченных расчетных документов.

В этой ситуации возникает сразу несколько вопросов.

Первый: каким документом руководствоваться при осуществлении корректировки МПЗ после получения рас­четных документов поставщика?

Пунктом 12 ПБУ 5/01 «Учет материально-производст­венных запасов» (утв. Приказом Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н) определено, что фактическая себе­стоимость материально-производственных запасов, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подле­жит изменению, кроме случаев, установленных законо­дательством Российской Федерации. Поскольку Мето­дические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов утверждены Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н, то есть более позд­ней датой, нежели ПБУ 5/01, то, казалось бы, руководст­воваться надо именно ими. Это действительно так в слу­чае, если документы поставщика поступили до списа­ния МПЗ на расходы организации. Пунктом 40 Методи­ческих указаний прямо оговорено, что при поступлении документов поставщика (до утверждения бухгалтерской отчетности) бухгалтер должен скорректировать стои­мость материалов исходя из данных, приведенных в до­кументах.

Что касается корректировки стоимости МПЗ, списан­ных в производство, однозначного мнения здесь нет. Списание стоимости МПЗ производится различными ме­тодами. В случае списания МПЗ исходя из стоимости единицы корректировка в соответствии с п. 40 Методи­ческих указаний также возможна, поскольку меняется стоимость только неотфактурованных запасов, затраты отнесенные на себестоимость по другим МПЗ остаются

неизменными. А вот если организация списывает в рас­ходы МПЗ по средней стоимости, то при корректировке неотфактурованных МПЗ меняется средняя себестои­мость всех списываемых в расход запасов, а это уже Ме­тодическими указаниями по МПЗ не предусмотрено, следовательно, действуют иные нормативные докумен­ты по бухгалтерскому учету. В частности, ПБУ 5/01, кото­рым не предусмотрено изменение фактической себестоимости МПЗ после принятия их к учету.

Поэтому, на взгляд автора, при получении расчетных документов поставщика бухгалтер обязан выполнить следующие действия:

1) проверить, не списывались ли неотфактурованные МПЗ на себестоимость в текущем периоде;

2) в случае списания части неотфактурованных МПЗ определить процентную долю списанных на себестои­мость производства (реализации) и оставшихся на скла­де МПЗ;

3) скорректировать оценку МПЗ, оставшихся на складе согласно п. 40 Методических указаний по учету МПЗ;

4) отнести на счет 91 «Прочие доходы и расходы» сум­му дооценки МПЗ, списанных на себестоимость производ­ства (реализации).

Одновременно следует скорректировать расчеты с по­ставщиками.

Теперь возникает второй вопрос: что подразумевает под собой понятие «скорректировать»? Надо ли в данном случае полностью сторнировать ранее сделанные записи или же вполне достаточно сделать дополнительную про­водку на сумму отклонений?

В принципе существует несколько способов вне­сения корректировок в бухгалтерский учет. Это спо­соб обратной проводки, спо­соб переноса суммы с оши­бочного счета на правиль­ный, способ дополнитель­ной записи (проводки) и ме­тод «красного сторно». Пер­вые два способа обычно приво­дят к искажению оборотов по балансовым счетам. Поэтому на практике, как правило, применяются два последних метода. Метод дополнительной записи применяется при первоначальном занижении суммы хозяйственной операции, если при отражении в учете использовалась правильная корреспонденция счетов. В этом случае для исправления ошибки выполняют такую же проводку, но только на недостающую сумму, приложив к провод­ке в качестве обоснования сумм бухгалтерскую справку-расчет. Метод «красного сторно» применяется во всех иных случаях. Сначала следует «сторнировать» перво­начально сделанную проводку, а затем отразить факти­ческую стоимость поставки на основании полученных документов от поставщика. Использование и того и другого метода является допустимым, и организация са­ма вправе определить, какой метод ей удобнее исполь­зовать в том или ином случае.

Согласно п. 41 Методических указаний, если расчетные документы по неотфактурованным поставкам поступили в следующем году после представления годовой бухгал­терской отчетности, то стоимость материалов не коррек­тируется. Задолженность же перед поставщиком подлежит перерасчету. Разница, которая при этом образуется, считается прибылью (убытком) прошлых лет, выявленной в отчетном году. Поэтому ее относят к внереализацион­ным доходам (расходам) и списывают на счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Если согласно учетной политике организация ведет учет МПЗ по учетным ценам, с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценно­стей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных цен­ностей», то, получив расчетные документы, бухгалтер сторнирует стоимость неотфактурованных материалов, указанную в Акте формы «М-7» и отраженную по дебе­ту счета 15. А на стоимость материалов, указанную в до­кументах, он делает новую запись. В случае поступления документов от поставщика после утверждения годовой отчетности материалы надо учитывать так же, как и по фактической себестоимости, то есть без корректировки цены, с отражением разницы на счете 91 «Прочие дохо­ды и расходы».

Третий вопрос, возникающий при отражении в учете неотфактурованных поставок, возникает при расшири­тельном толковании п. 38 Методических указаний по МПЗ. Согласно ему при получении документов постав­щика в месяце оприходования товара либо в следую­щем месяце, но до составления соответствующих регист­ров по приходу материальных запасов за прошлый ме­сяц МПЗ могут учитываться в общеустановленном по­рядке, то есть без отражения учетной или рыночной це­ны по ним.

На основании этого положения авторы некоторых специализированных изданий делают вывод, что отра­жать стоимость неотфактурованных поставок товарно-материальных ценностей в бухгалтерском учете можно в последних числах отчетного месяца. По их мнению, в учетных регистрах неотфактурованных поставок можно отразить только поставки, документы по которым так и не были получены до составления баланса, а все осталь­ные МПЗ приходовать, ориентируясь на даты получения документов от поставщика.

На взгляд автора, такая позиция несколько противо­речит Закону РФ от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», а также Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федера­ции (утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.98 № 34н). В соответствии с п. 5 ст. 8 Закона и п. 20 Положения отраже­ние хозяйственных операций должно производиться без каких-либо пропусков и изъятий и с соблюдением хро­нологии. Как показывает практика, при значительных объемах поставок риск ошибок в отражении прихода товара из-за несвоевременного отражения хозяйствен­ной операции многократно возрастает. Документы могут быть банально утеряны, если их просто положить в па­почку в ожидании расчетных документов поставщика, не отразив в учетных регистрах поступление материалов хотя бы в условных ценах.

Неотфактурованные МПЗ рекомендуется отражать в журналах-ордерах и прочих регистрах учета раздельно по каждой поставке. Для аналитического учета неотфа­ктурованных поставок может использоваться регистр учета по форме Ведомости № б-с «Аналитический учет по неотфактурованным поставкам». Записи данных о не­отфактурованных поставках в Ведомости № б-с произво­дятся по каждой поставке на отдельной строке согласно реквизитам, предусмотренным в ведомости. При поступ лении расчетных документов в отдельных графах Ведо­мости записывается сумма сторно. В конце месяца по ве­домости в целом устанавливаются суммы товарно-мате­риальных ценностей, принятых на учет в отчетном меся­це как неотфактурованные, и суммы сторно за тот же месяц. Итоги по этим суммам отражаются в журналах-ордерах: суммы, принятые на учет как неотфактурован­ные поставки, — обычной записью, суммы сторно — сторнировочной записью.

Бухгалтерские проводки по оприходованию и коррек­тировке неотфактурованных МПЗ будут выглядеть следу­ющим образом (см. табл. 1 и 2, с. 11).

Налоговые последствия

НДС

Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ организация вправе зачесть налог на добавленную стоимость только в случае, если у нее есть счет-фактура с выделенным НДС. Следователь­но, по неотфактурованной поставке этот налог не возме­щается до тех пор, пока поставщик не представит расчет­ные документы. Приходуются материалы без выделения НДС, расчетным путем, даже если этот налог выделен в договоре отдельной суммой, так как оснований (счета-фактуры и других расчетных документов) для его выде­ления из цены не имеется. Это до некоторой степени ло­гично, особенно если договор «долгоиграющий», как обычно бывает с договорами поставки. За время дейст­вия договора с налогоплательщиком-поставщиком мог­ло произойти разное. Например, он мог получить осво­бождение от уплаты НДС на основании ст. 145 НК РФ или вовсе перейти на «упрощенку», и тогда НДС при последу­ющих расчетах не возникнет.

После получения расчетных документов поставщика и счета-фактуры, проведя корректировку бухгалтерских записей, бухгалтер приходует полученные материалы с выделением НДС и после оплаты счета поставщику предъявляет НДС к вычету. При этом, на наш взгляд, ме­нять налоговую декларацию по НДС не обязательно, даже если счет-фактура датирован прошлым налого­вым периодом по НДС. Ведь в п. 1 ст. 169 НК РФ четко указано, что основанием для налогового вычета являет­ся счет-фактура и налоговый вычет может быть предъя­влен только после получения счета-фактуры. Кроме то­го, налог должен быть оплачен поставщику. Только при соблюдении трех условий (наличие счета-фактуры, оплата НДС поставщику, оприходование материалов (то­варов, работ, услуг), у налогоплательщика возникает право на налоговый вычет по НДС. Поэтому, сохранив конверт с почтовым штемпелем даты получения счета-фактуры, по нашему мнению бухгалтер имеет все осно­вания для того, чтобы не сдавать измененную налого­вую декларацию.

Налог на прибыль

С налогом на прибыль все несколько сложнее, чем с НДС. Чтобы его рассчитать, организация должна знать сумму понесенных при изготовлении продукции мате­риальных расходов. В налоговом учете эта сумма опре­деляется исходя из стоимости материальных ценностей. В соответствии с п. 2 ст. 254 НК РФ эта стоимость скла­дывается из цены материалов и затрат на их приобрете­ние. А как определить цену материалов, если расчет­ные документы еще не получены? Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходы, уменьшающие налогооблагаемый до ход, должны быть подтверждены документально. Пос­кольку расчетные документы еще не получены, на наш взгляд, в качестве подтверждающего цену документа можно использовать договор. Если в договоре цена не установлена, считается, что стоимость материалов оп­ределить нельзя, следовательно, предприятие не впра­ве включать затраты на материалы в расчет налога на прибыль. Данные материалы можно будет учесть в со­ставе расходов лишь тогда, когда поставщик пришлет документы.

При реализации товаров, учтенных в неотфактурован­ных поставках, по нашему мнению, правомерно исполь­зовать п. 2 ст. 268 НК РФ и скорректировать себестоимость в периоде отражения реализации (в течение текущего на- логового периода). Соответственно придется подать измененную налоговую декларацию. Те же последствия (в части представления измененной налоговой декларации) возникают, когда поставщик присылает документы после утверждения бухгалтерской отчетности и организация от­ражает разницу в стоимости МПЗ на счете 91 «Прочие до­ходы и расходы».

Если в практической деятельности организация сталки­вается с необходимостью отражения в составе неотфакту­рованных поставок объектов основных средств, учетные и налоговые последствия будут идентичны рассмотренным выше.

Таблица 1

Расчетные документы поставщика получены в текущем отчетном периоде

№ п/п

Наименование операции

Дебет

Кредит

Нормативные документы

1

Оприходованы материалы на основании Акта формы «М-7» или «ТОРГ-4»

10, 41, 15

60

Методические указания по учету МПЗ, п. 39; План счетов бухгалтерского учета (Инструк­ция в части применения счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»)

2

Часть поступивших неотфактурованных мате­риалов списана в производство, реализована или использована иным образом

20, 23, 90-2, 91

10,41

Методические указания по учету МПЗ, подп. 73—78; План счетов бухгалтерского учета (Инструкция в части описания счетов 10,91,41)

3

Сторнированы ранее учтенные суммы по не­отфактурованным поставкам при получении документов поставщика в отчетном периоде

10,41,

15

(сторно)

60 (сторно)

Методические рекомендации по учету МПЗ, п. 40

4

Отражена стоимость МПЗ в соответствии с пос­тупившими документами поставщика

10,41, 15

60

Методические рекомендации по учету МПЗ, п. 40

5

Принят к учету согласно счету-фактуре НДС, начисленный поставщикам товаров (работ, услуг), предназначенных для осуществления операций, облагаемых НДС

19-3

60

План счетов бухгалтерского учета (Инструк­ция в части применения счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретен­ным ценностям»); НК РФ, п. 1 ст. 169

6

В соответствии с поступившими документами поставщика отражена разница (дооценка, уцен­ка) в стоимости МПЗ, списанных на расходы

91 (60)

60 (91)

ПБУ 5/01, п. 12, ПБУ 10/99, п. 12

7

Оплачен счет поставщика

60

51

План счетов бухгалтерского учета (Инст­рукция в части описания счетов 60, 51)

8

Предъявлен к вычету из бюджета НДС, упла­ченный поставщикам товаров (работ, услуг), предназначенных для осуществления опера­ций, облагаемых НДС

68 (НДС)

19-3

План счетов бухгалтерского учета (Инструк­ция в части применения счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретен­ным ценностям»); НК РФ, п. 2 ст. 172

Таблица 2

Расчетные документы поставщика получены в последующие отчетные периоды

№ п/п

Наименование операции

Дебет

Кредит

Нормативные документы

1

Отражена разница в стоимости МПЗ в соответ­ствии с поступившими документами постав­щика

91 (60)

60 (91)

Методические рекомендации по учету МПЗ, п. 41

2

Принят к учету согласно счету-фактуре НДС, на­численный поставщикам товаров (работ, услуг), предназначенных для осуществления операций, облагаемых НДС

19-3

60

План счетов бухгалтерского учета (Инст­рукция в части применения счета 19 «На­лог на добавленную стоимость по приоб­ретенным ценностям»); НК РФ, п. 1 ст. 169

3

Оплачен счет поставщика

60

51

План счетов бухгалтерского учета (Инст­рукция в части описания счетов 60, 51)

4

Предъявлен к вычету из бюджета НДС, уплачен­ный поставщикам товаров (работ, услуг), пред­назначенных для осуществления операций, об­лагаемых НДС

68 (НДС)

19-3

План счетов бухгалтерского учета (Инст­рукция в части применения счета 19 «На­лог на добавленную стоимость по приоб­ретенным ценностям»); НК РФ, п. 2 ст. 172