Новости («Новая бухгалтерия», № 04, 2012 г.)

| статьи | печать

НАЛОГИ

Постановление Правительства РФ от 06.03.2012 № 195

«О внесении изменений в перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость»

В связи с новой редакцией Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (утверждена решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 № 850), которая вступила в силу с 1 января 2012 г., Правительство РФ скорректировало перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в РФ. Ввоз указанного оборудования на территорию РФ НДС не облагается. Несмотря на то что постановление вступает в силу 24 марта 2012 г., его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 г.

Постановление Правительства РФ от 06.02.2012 № 96

«О внесении изменений в перечень научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с пунк­том 7 статьи 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5»

Внесены изменения в постановление Правительства РФ от 24.12.2008 № 988. Этим документом утвержден перечень НИОКР, расходы на которые учитываются при расчете налога на прибыль с повышающим коэффициентом. Сразу скажем, что перечень претерпел значительные корректировки. Полностью изменена структура документа. Теперь он разбит на шесть разделов:

— индустрия наносистем;

— информационно-телекоммуникационные системы;

— науки о жизни;

— рациональное природопользование;

— транспортные и космические системы;

— энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика.

Разделы состоят из подразделов по видам технологий, а те в свою очередь содержат перечень конкретных исследований и работ. В новой редакции список НИОКР существенно расширен.

Изменения вступили в силу 28 февраля 2012 г. (постановление опубликовано в «Собрании законодательств РФ» 20 февраля 2012 г.) и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 г.

Приказ ФНС России от 21.03.2012 № ММВ-7-6/172

«Об утверждении форматов первичных учетных документов»

ФНС России совершенствует электронный документооборот. Как показывает практика, в ходе налоговых проверок большинство вопросов возникает по расходным документам. Как правило, проверяющих интересуют накладные на получение товаров по форме ТОРГ-12 и акты приема-передачи работ (услуг).

Истребуемые налоговиками документы можно представить в том числе в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Но направить в налоговую инспекцию можно лишь те электронные документы, которые составлены по установленным форматам (п. 2 ст. 93 НК РФ). В комментируемом приказе ФНС России разработала и утвердила такие форматы для товарной накладной по форме ТОРГ-12 и акта приема-передачи работ (услуг).

Интересно, что для накладной по форме ТОРГ-12 унифицированная форма предусмотрена. Она содержится в постановлении Госкомстата России от 25.12.98 № 132, и перевести ее в электронный формат не составляет труда. Унифицированная же форма акта приема-передачи работ (услуг) не утверждена. Обычно этот документ компании составляют в произвольном виде. Теперь организации, которые решат передать данный документ в электронном виде, должны будут использовать установленный формат.

Приказ ФНС России от 14.03.2012 № ММВ-7-6/155

«Об утверждении формата представления заявления о регистрации контрольно-кассовой техники в электронном виде»

Новая форма заявления о регистрации ККТ получила электронный формат. Форма заявления о регистрации ККТ была утверждена приказом ФНС России от 21.11.2011 № ММВ-7-2/891. В отличие от прежнего бланка в новом предусмотрено отражение информации об использовании ККТ в составе платежного терминала (банкомата), а именно: номера платежного терминала, а также номеров марки-пломбы.

Приказ ФНС России от 15.02.2012 № ММВ-7-6/87

«Об утверждении формата представления бухгалтерской отчетности в электронном виде»

Компании обязаны представлять в налоговый орган по месту своего нахождения бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (за исключением случаев, когда они могут не вести бухучет). Об этом говорится в подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ. Приказом от 15.02.2012 № ММВ-7-6/87 налоговики утвердили новый формат представления бухгалтерской отчетности в электронном виде, который будет применяться начиная с отчетности за первый отчетный период 2012 г.

Новый формат (часть CV, версия 5.03) разработан с учетом изменений, внесенных в бумажные формы бухгалтерской отчетности. Напомним, что приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н утверждены новые формы бухгалтерской отчетности. Приказом ведомства от 05.10.2011 № 124н в бухгалтерский баланс и формы отчета об изменениях капитала, отчета о движении денежных средств и отчета о целевом использовании полученных средств внесены поправки, обусловленные утверждением новых ПБУ 24/2011 «Учет затрат на освоение природных ресурсов», ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств» и ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы».

Приказ ФНС России от 14.02.2012 № ММВ-7-3/83

«Об утверждении кодов видов операций по налогу на добавленную стоимость, необходимых для ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур»

Налоговые органы утвердили коды видов операций по НДС, необходимые для ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур

После появления постановления Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» у плательщиков НДС возникла проблема с заполнением журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур. Напомним, что в форме этого документа, утвержденной указанным постановлением, присутствует графа «Код операции». Чтобы организации и индивидуальные предприниматели могли ее заполнить, ФНС России должна была в установленном порядке выпустить специальный документ. Но до недавнего времени он отсутствовал.

Чтобы облегчить жизнь тем компаниям, которые до начала II квартала решили использовать новые формы документов, предназначенных для расчетов по НДС, налоговики в письме от 03.02.2012 № ЕД-4-3/1657 привели коды операций, которыми можно воспользоваться до появления соответствующего приказа.

Теперь появился и сам приказ. Он зарегистрирован в Минюсте России 21 марта 2012 г. Перечень кодов операций полностью продублирован из вышеназванного письма налоговиков. Приказ вступит в силу по истечении десяти дней после официального опубликования (на момент подписания номера в печать опубликован не был).

Приказ ФНС России от 23.01.2012 № ММВ-7-3/13

«Об утверждении формы налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в электронном виде»

Минюст России 2 марта 2012 г. зарегистрировал приказ ФНС России от 23.01.2012 № ММВ-7-3/13. Им утверждены новая форма декларации по ЕНВД и порядок ее заполнения, а также формат представления «вмененного» отчета в электронном виде.

Новая декларация начнет действовать по истечении десяти дней с момента официального опубликования приказа. Минфин России уже издал приказ от 27.01.2012 № 14н, в котором признал утратившим силу свой приказ от 18.12.2008 № 137н. Напомним, что этим документом была утверждена прежняя форма декларации по ЕНВД.

Новая форма декларации практически полностью дублирует свою предшественницу. В ней по-прежнему содержится титульный лист и три раздела. Но есть два отличия.

В титульном листе появилось два новых поля. Их будут заполнять организации, прошедшие процесс реорганизации или ликвидации. В первом поле указывается код реорганизации или ликвидации. Необходимая информация берется из приложения 2 к порядку заполнения декларации (далее — порядок). Во втором поле проставляется ИНН/КПП реорганизованной компании.

Кроме этого раздел 2 дополнен строкой 015, в которой указываются коды услуг по ОКУН. Перечень кодов приведен в приложении 6 к порядку. Он представлен в виде таблицы, состоящей из трех граф. В первой графе указан код услуги по ОКУН, во второй — код вида предпринимательской деятельности (приложение 5 к порядку), а в третьей графе — наименование услуги.

Решение ВАС РФ от 27.01.2012 № 16291/11

Высший арбитражный суд отказался признать письмо Минфина России от 24.10.2008 № 03-05-04-01/37 недействующим. В письме, которое стало предметом судебного разбирательства, рассмот­рен порядок обложения налогом на имущество организаций капитальных вложений в арендованные основные средства. Вопрос, кто в этом случае (арендодатель или арендатор) должен платить налог на имущество, до сих пор остается спорным. Минфин России считает, что эта обязанность лежит на арендаторе до тех пор, пока он не передаст арендованное имущество собственнику. При этом не имеет значения, являются капвложения возмещаемыми или нет.

Налогоплательщики не согласны с такой позицией и решили оспорить правомерность разъяснений Минфина России в суде. К сожалению, ВАС РФ встал на сторону финансистов. Арбитры сослались на нормы ПБУ 6/01 «Учет основных средств», а также приказы Минфина России от 29.07.98 № 34н и от 13.10.2003 № 91н. Исходя из этих документов до момента возврата арендованного имущества с неотделимыми улучшениями арендодателю либо до возмещения последним понесенных затрат именно арендатор признается лицом, осуществившим капитальные вложения, которые приносят ему экономические выгоды. Поэтому он должен учитывать капвложения у себя на балансе и уплачивать с их стоимости налог на имущество.

Письмо ФНС России от 06.03.2012 № АС-4-3/3672

Налоговики разъяснили, когда компании должны будут впервые отчитаться по налогу на игорный бизнес по новой форме декларации.

Приказом ФНС России от 28.12.2011 № ММВ-7-3/985 была утверждена новая форма декларации по налогу на игорный бизнес. Этот документ вступил в силу с 26 февраля 2012 г.

Кроме того, Минфин России выпустил приказ от 10.01.2012 № 1н, которым ранее применявшаяся форма декларации по налогу на игорный бизнес признана недействительной. Упомянутый приказ Минфина России также вступил в силу с 26 февраля 2012 г.

Соответственно прежняя форма декларации, утвержденная приказом Минфина России от 01.11.2004 № 97н, не должна применяться налогоплательщиками начиная с расчетов по налогу на игорный бизнес за февраль 2012 г. С этого периода необходимо отчитываться по новой форме декларации.

Такая позиция ФНС России доведена до нижестоящих налоговых органов, и именно ее будут придерживаться налоговики на местах.

Напомним, что налоговым периодом по налогу на игорный бизнес является календарный месяц (ст. 368 НК РФ), а налоговая декларация представляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2 ст. 370 НК РФ).

Письмо Минфина России от 02.03.2012 № 03-01-10/1-24

С этого года начал действовать новый раздел первой части НК РФ, посвященный в том числе и контролируемым сделкам. Новые нормы обязывают налогоплательщиков уведомлять налоговые органы о совершенных в календарном году контролируемых сделках (п. 1 ст. 105.16 НК РФ). Напомним, что их перечень содержится в ст. 105.14 НК РФ. Предоставить налоговикам необходимую информацию нужно в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки. В связи с этим возникает вопрос: нужно ли подавать в указанный срок уведомления о контролируемых сделках за 2011 г.?

По мнению специалистов Минфина России, налогоплательщики не должны в 2012 г. направлять уведомления в налоговые органы. Дело в том, что положения ст. 105.16 НК РФ применяются к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются по правилам главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ со дня вступления в силу соответствующих нововведений, то есть с 1 января 2012 г. При этом дата заключения договора не имеет значения. Такой порядок прописан в п. 5 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 227-ФЗ.

Письмо Минфина России от 01.03.2012 № 03-03-06/1/111

Организация обратилась в Минфин России с вопросом о порядке учета расходов на обязательную сертификацию продукции. Вопрос возник из-за того, что компания не является производителем товара, она заказывает его изготовление по договору подряда у сторонней организации, а потом обращается в органы сертификации.

Финансисты указали, что порядок подтверждения соответствия продукции или иных объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, условиям договоров установлен Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ. В соответствии с указанным законом подтверждение соответствия осуществляется в целях удостоверения соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, сводам правил, условиям договоров, а также содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг. Обязательное подтверждение соответствия может осуществляться в форме обязательной сертификации.

Возможность учета расходов на сертификацию в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, предусмотрена подп. 2 п. 1 ст. 264 НК РФ. В норме нет указания на то, что данный вид расходов вправе принимать для целей налогообложения только производитель товара. Поэтому Минфин России сделал в письме следующий вывод: если расходы организации на сертификацию покупных товаров являются экономически оправданными, то затраты заявителя можно учесть при расчете налога на прибыль.

Письмо Минфина России от 29.02.2012 № 03-03-06/4/13

Материальную помощь к отпуску можно учесть в расходах по налогу на прибыль. К такому выводу пришел Минфин России. По общему правилу согласно п. 23 ст. 270 НК РФ в расходах по налогу на прибыль не учитываются суммы материальной помощи работникам. Однако финансовое ведомство указало, что при соблюдении определенных условий материальную помощь к отпуску организация вправе отнести к расходам на оплату труда по п. 25 ст. 255 НК РФ. Для этого достаточно выполнить следующие условия:

— выплата носит единовременный характер и выдается работникам при предоставлении им ежегодного отпуска;

— выплата предусмотрена коллективным договором;

— матпомощь зависит от размера заработной платы и соблюдения трудовой дисциплины.

Исходя из этого данный вид материальной помощи связан с выполнением физическим лицом его трудовой функции и является элементом системы оплаты труда.

Письмо Минфина России от 27.02.2012 № 03-07-07/28 

Минфин России рассмотрел вопрос о применении ставки НДС при продаже биологически активных добавок (БАДов). Финансисты отметили, что приведенный в п. 2 ст. 164 НК РФ перечень продовольственных и медицинских товаров, в отношении которых применяется налоговая ставка 10%, не включает БАДы. Из положений федеральных законов от 02.01.2000 № 29-ФЗ

«О качестве и безопасности пищевых продуктов» и от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» следует, что БАДы не относятся к детскому или диабетическому питанию, а являются самостоятельным видом продовольственных товаров, не поименованным в п. 2 ст. 164 НК РФ. Кроме того, финансовое ведомство сослалось на информационное письмо Минздравсоцразвития России от 09.06.2011 «О мошенничестве с продвижением БАДов», согласно которому такие добавки не признаются лекарственными препаратами.

По мнению Минфина России, при реализации БАДов не может применяться пониженная ставка НДС, даже если по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) им будут присвоены коды, соответствующие детскому и диабетическому питанию или лекарственным средствам. Соответственно при реализации БАДов на территории РФ и при ввозе их в Россию НДС уплачивается по ставке 18%.

Письмо Минфина России от 24.02.2012 № 03-03-06/2/23

Приобретение недвижимости с целью сохранения и приумножения своих активов в современных условиях может быть более надежным способом вложения средств по сравнению с их предоставлением взаймы под проценты или размещением во вклады в банках. Но как учесть такое имущество?

По мнению главного финансового ведомства, если организация приобрела здание для получения дохода в виде прироста стоимости этого здания и не планирует его продавать или использовать в своей деятельности, такое имущество в целях налогообложения прибыли не является амортизируемым. А расходы (в том числе коммунальные платежи), связанные с содержанием имущества до момента принятия решения о его реализации или переводе в состав основных средств, не могут учитываться при расчете налога на прибыль. Основание — ст. 252 НК РФ.

При последующей реализации данного объекта расходы, связанные с его содержанием, могут уменьшать доходы, полученные от его продажи, в соответствии с п. 1 ст. 268 НК РФ.

Если будет принято решение о переводе здания в состав основных средств, расходы на его содержание (в том числе за период, когда оно не использовалось в деятельности организации) могут быть включены в состав материальных расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Письмо Минфина России от 21.02.2012 № 03-04-05/6-199

С 1 января 2012 г. пересмотрен перечень не облагаемых НДФЛ выплат. В частности, поправки коснулись сумм, выплачиваемых при увольнении (п. 3 ст. 217 НК РФ). Однако введенные нормы настолько неудачно сформулированы, что допускают возможность двоякого толкования. Один из вариантов предложил Минфин России.

Федеральный закон от 21.11.2011 № 330-ФЗ добавил в п. 3 ст. 217 НК РФ новый абзац, согласно которому НДФЛ не облагаются выплаты, связанные с увольнением работников, за исключением «суммы выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Как видим, в новом абзаце названы три вида выплат: выходное пособие, средний месячный заработок на период трудоустройства, а также компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации.

С точки зрения Минфина России новые положения п. 3 ст. 217 НК РФ применяются в отношении доходов всех работников независимо от занимаемой должности. То есть, если указанные выплаты превышают три среднемесячных заработка (для северян — шесть), они облагаются НДФЛ у всех работников.

Письмо Минфина России от 15.02.2012 № 03-03-06/1/86

Финансисты разъяснили, по каким правилам определять такой период времени, как год, для целей налогообложения прибыли. Дело в том, что в расходы на оплату труда в целях уплаты налога на прибыль включаются в том числе суммы платежей работодателя по договорам добровольного медицинского страхования при условии, что такие договоры заключены на срок не менее одного года (ст. 255 НК РФ). В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 03.06.2011 № 107-ФЗ «Об исчислении времени» календарный год — период времени с 1 января по 31 декабря продолжительностью 365 либо 366 (високосный год) календарных дней. Но является ли договор добровольного личного страхования работника, действующий с 1 января по 31 декабря 2010 г., договором, заключенным на срок не менее одного года?

Отвечая на этот вопрос, Минфин России указал, что годом (за исключением календарного) признается любой период, состоящий из 12 следующих подряд месяцев. При этом срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока (п. 3 и 5 ст. 6.1 НК РФ). Период с 1 января по 31 декабря 2010 г. состоит из 12 месяцев, следующих подряд, то есть составляет один год. Поэтому затраты работодателя по таким договорам могут быть учтены в целях налогообложения прибыли в размере, не превышающем 6% от суммы расходов на оплату труда.

Письмо Минфина России от 10.02.2012 № 03-07-09/06

По новым Правилам составления счетов-фактур, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137, при реализации товаров, если страной их происхождения является группа либо союз стран, цифровые коды и краткие наименования которых отсутствуют в Общероссийском классификаторе стран мира, в графе 10 «Цифровой код» счета-фактуры следует ставить прочерк.

Что касается графы 10а «Краткое наименование», в ней приводится наименование группы (союза) стран, отраженное в таможенной декларации или счете-фактуре поставщика, реализующего импортные товары на территории РФ. В частности, когда товары происходят из Европейского союза, по графе 10а следует указывать «ЕС» или «Европейский союз».

При заполнении счетов-фактур по товарам, реализованным обособленными подразделениями организаций, в строке 2б записываются ИНН организации и КПП ее соответствующего обособленного подразделения, а в строке 3 — наименование и почтовый адрес этого подразделения.

При оказании услуг в графах 2 и 2а, предназначенных для отражения единицы измерения, ставятся прочерки.

Письмо Минфина России от 09.02.2012 № 03-03-06/1/75

Компьютер нельзя отнести к третьей амортизационной группе даже в случае, когда гарантийный срок, установленный изготовителем, превышает три года. К такому выводу пришел Минфин России в комментируемом письме. Финансисты рассмотрели запрос компании, интересовавшейся, можно ли отнести к третьей амортизационной группе персональный компьютер, по которому установлен гарантийный срок пять лет. В эту группу включается имущество со сроком полезного использования свыше трех лет до пяти лет включительно. Но ПК согласно Классификации основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1, относится ко второй амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше двух лет до трех лет включительно). В то же время налогоплательщик вправе самостоятельно определить срок полезного использования ОС, а это целесообразно сделать с учетом гарантии изготовителя.

Финансисты разъяснили, что включить персональный компьютер в третью амортизационную группу нельзя. Действительно, объекты ОС распределяются по амортизационным группам самим налогоплательщиком исходя из сроков полезного использования (п. 1 ст. 258 НК РФ). Однако делать это надо с учетом сроков, установленных в Классификации. Этим документом персональный компьютер отнесен ко второй амортизационной группе. Значит, компания может установить срок полезного использования по компьютеру не более трех лет.

Письмо Минфина России от 06.02.2012 № 03-03-10/9

Организации, осуществляющие образовательную и (или) медицинскую деятельность, вправе применять нулевую ставку налога на прибыль при соблюдении условий, установленных ст. 284.1 НК РФ. Одним из таких условий является наличие у организаций доходов от образовательной и (или) медицинской деятельности, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с главой 25 НК РФ. Такие доходы должны составлять не менее 90% всех поступлений компании (подп. 2 п. 3 ст. 284.1 НК РФ).

В случае когда организация осуществляет как образовательную, так и медицинскую деятельность, для определения процентного соотношения доходов выручка от этих видов деятельности суммируется.

Если же у компании, осуществляющей оба указанных вида деятельности, доходы от образовательной деятельности отдельно составляют 90 и более процентов общих поступлений, то для применения нулевой ставки можно не соблюдать условие о наличии в штате не менее 50% медперсонала, имеющего сертификат специалиста (подп. 3 п. 3 ст. 284.1 НК РФ).

Письмо Минфина России от 06.02.2012 № 03-03-06/1/70

Минфин России разъяснил порядок учета затрат по приобретению здания, одну часть которого планируется перепродать, а другую использовать в производственных целях.

По мнению финансистов, часть здания, приобретенная в производственных целях, учитывается в составе основных средств, и ее первоначальная стоимость, сформированная в момент постановки на учет, уменьшает облагаемые налогом на прибыль доходы через механизм амортизации. Часть здания, приобретенная для перепродажи, отражается как товар, и при ее реализации необходимо руководствоваться ст. 268 НК РФ. Напомним, что эта норма устанавливает правила определения расходов при реализации товаров.

Расходы на консультационные и юридические услуги, связанные с приобретением такого здания, распределяются пропорционально его частям. То есть расходы, которые приходятся на часть здания, признаваемую основным средством, учитываются в ее первоначальной стоимости. Затраты, относящиеся к части здания, предназначенной для перепродажи, признаются прочими расходами, связанными с производством и реализацией, на основании подп. 14 и 15 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Письмо Минфина России от 31.01.2012 № 03-07-11/22

С октября прошлого года действуют положения Налогового кодекса, согласно которым обязанности налоговых агентов в случае приобретения имущества должников-банкротов выполняют покупатели, а не продавцы такого имущества. При применении п. 4.1 ст. 161 НК РФ, установившего обязанность покупателей имущества должников-банкротов уплачивать НДС в качестве налоговых агентов, возникает немало вопросов, причем иногда весьма неожиданных.

Один из них: надо ли компании-банкроту при реализации имущества уведомлять покупателя о том, что он обязан в качестве налогового агента удержать и перечислить в бюджет НДС с выплачиваемых доходов?

Заключая договор с поставщиком-банкротом, покупатель никаких документов, связанных с уплатой НДС, не получит: он обязан сам исчислить и удержать НДС при выплате доходов, а затем может принять налог к вычету на основании документов, подтверждающих его перечисление в бюджет (письмо Минфина России от 28.11.2011 № 03-07-09/43). Но ведь из договора может и не следовать, что поставщик — банкрот, и покупатель должен сам озаботиться расчетом НДС. По мнению Минфина России, эту проблему покупатель решает самостоятельно.

Финансисты разъяснили, что, когда организация-банкрот продолжает осуществлять хозяйственную деятельность и продает товары после открытия в отношении ее процедуры конкурсного производства, НДС в качестве налоговых агентов уплачивают покупатели таких товаров. Но ставить контрагента в известность о необходимости исполнения им обязанностей налогового агента компания-банкрот не обязана, поскольку Налоговый кодекс не регулирует порядка подобного информирования. А значит, покупателю надлежит самому выяснить, не открыта ли в отношении поставщика процедура конкурсного производства.

РАСЧЕТЫ

Письмо ФНС России от 01.02.2012 № АС-4-2/1503

Налоговики впервые четко и однозначно высказались по такой животрепещущей проблеме, как применение ККТ при дистанционной торговле. Большинство интернет-магазинов используют следующую схему расчетов при оплате товаров наличными. В офисе компании пробивается чек за заказанный покупателем товар и передается курьеру. Тот в свою очередь передает этот заранее отпечатанный чек покупателю в момент получения денег.

Специалисты ФНС России разъяснили, что одно из требований, предъявляемых к организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт при продаже товаров (выполнении работ или оказании услуг), — выдача в момент оплаты отпечатанного ККТ кассового чека. В связи с этим ситуация, когда покупателю выдается в момент оплаты кассовый чек, ранее отпечатанный диспетчером-кассиром за заказанный по телефону товар, не нарушает требований Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ. Поэтому такой порядок расчетов не признается основанием для привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.

СТРАХОВАНИЕ

Приказ Минздравсоцразвития России от 12.03.2012 № 216н

«Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и порядка ее заполнения»

Минюст России 20 марта 2012 г. зарегистрировал приказ Мин­здравсоцразвития России от 12.03.2012 № 216н, которым утверждена форма 4-ФСС. Как и ранее, отчет состоит из титульного листа и двух разделов.

В титульном листе появилось новое поле «Прекращение деятельности». Оно заполняется только в случае ликвидации страхователя (в этом случае следует поставить букву «Л»).

Остановимся отдельно на поле «шифр страхователя». Поле, как и ранее, содержит семь цифр. Первые три цифры кода нужно брать из приложения 1 к приказу № 216н. Ранее справочник включал всего восемь категорий плательщиков. Теперь он содержит шифры для 15 категорий плательщиков. Так, плательщики взносов по общему тарифу указывают шифр 071, льготники-упрощенцы — 121.

Отметим, что следующие четыре цифры для шифра указаны в приложениях 2 и 3 к приказу № 216н. Они не изменились.

Раздел II не изменился. В разделе I прибавилось таблиц. В прежней форме их было 11, в новой 14. Увеличение связано в первую очередь с появлением новых категорий льготников.

Напомним, что с 2012 г. вступили в силу изменения в Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Поправки внес Федеральный закон от 03.12.2011 № 379-ФЗ. Новшества носят масштабный характер в части установления новых категорий плательщиков, имеющих право на пониженные тарифы страховых взносов.

Приказ Минздравсоцразвития России от 27.01.2012 № 64н

«О внесении изменений в порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. № 1012н»

Порядок и условия назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка, утвержденный приказом Мин-здравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1012н (далее — Порядок), претерпел изменения. Соответствующий приказ ведомства зарегистрировал Минюст России от 19.03.2012 № 23508.

Изменения, внесенные в Порядок, касаются случаев назначения и выплаты пособия родителям, состоящим в разводе. Пункт 27 Порядка дополнен новым абзацем: «Если брак между родителями ребенка расторгнут, единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается по месту работы родителя, с которым ребенок совместно проживает». Претерпел изменения и перечень документов, которые в этом случае необходимо представить для выплаты пособия.

Разведенному родителю не нужно представлять справку с места работы супруга о том, что пособие не назначалось. Вместо нее бухгалтерия должна запросить свидетельство о расторжении брака и документ, подтверждающий совместное проживание ребенка с одним из родителей, выданный организацией, уполномоченной на составление такого документа.

Приказ Минздравсоцразвития России от 25.10.2011 № 1212н

«О внесении изменений в порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2006 г. № 55»

Внесены изменения в Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по «несчастным» страховым взносам, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 № 66.

Теперь при подтверждении основного вида экономической деятельности для выделения обособленного подразделения компании в самостоятельную классификационную единицу плательщику взносов, осуществляющему лицензируемый вид деятельности, не нужно представлять копию лицензии. Заявление о подтверждении основного вида деятельности, справку-подтверждение и копию пояснительной записки к балансу за предыдущий год, как и прежде, нужно представить не позднее 15 апреля. Документы могут быть представлены в территориальный орган ФСС России как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Приказ прошел регистрацию в Минюсте России, но на момент подписания номера в печать опубликован не был.

Приказ ФСС России от 14.03.2012 № 87

«О внесении изменений в Технологию обмена документами в электронном виде с применением электронной цифровой подписи для расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам в системе Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденную приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 12.02.2010 № 19»

Внесены изменения в формат файла расчета по страховым взносам на обязательное социальное страхование (форма 4-ФСС) и описание контрольных соотношений показателей. Дело в том, что электронный формат должен соответствовать бумажной форме. А она недавно изменилась. Новая форма 4-ФСС утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 12.03.2012 № 216н.