Анализ производственной программы —первый шаг к улучшению ситуации

| статьи | печать

Тема многофакторного анализа (см. «ЭЖ» № 28) вызвала у читателей огромный интерес. По их откликам, опубликованные материалы находят применение в деятельности компаний. Производство продукции и анализ экономической эффективности ассортимента выпускаемой продукции актуальны для многих предприятий. Именно поэтому редакция обратилась к авторам предыдущих публикаций Валерию Анташову и Галине Уваровой, д.э.н., с просьбой продолжить предметный разговор.

Технология моделирования программы производства и сбыта включает следующие этапы.

1. Анализ сложившейся номенклатуры выпускаемой продукции в разрезе продуктовых групп по методу сумм покрытия и построениe экономической модели предприятия в виде структуры доходов и затрат по каждому продукту или группам продуктов.

2.Согласование и принятие экономических и финансовых критериев доходности отдельных продуктов с точки зрения предприятия и их продаваемости на рынках, а также определение на их базе выгодного для предприятия ассортимента и разработка мероприятия по выводу убыточных продуктов из программы.

3.Проверка потенциальных возможностей и ограничений производственных мощностей для выпуска больших объемов самой доходной продукции и их реализации на рынках.

4.Расчет количественных параметров (объем выпуска и цена) выбранного ассортимента (оптимальной программы производства и сбыта). Составление бюджетов общепроизводственных и общехозяйственных расходов, их оптимизация.

5.Распределение плана производства по рынкам сбыта с учетом производственных мощностей.

Если вы ощущаете недостаток (или вам катастрофически не хватает) оборотного капитала, проведите тщательный экономический анализ ассортимента выпускаемой продукции. Наш опыт работы с предприятиями различной формы собственности показывает, что формирование оптимальной программы производства — самый надежный способ управления оборотным капиталом.

Ограниченные ресурсы (прежде всего денежные) вынуждают принимать решения:

  • что и сколько предприятие способно продать на рынке;
  • сколько может произвести и предложить на рынок (ограничение производственных мощностей и обеспеченности производства основным сырьем).

Эти вопросы отражают суть управления производственной программой, особенно в условиях хронических неплатежей и роста цен на ресурсы и тем самым доходами и затратами.

Для этого важно знать:

✔ выгоден ли экономически продукт предприятию и сколько он стоит предприятию;

✔ насколько он ликвиден;

✔ как быстро приходят деньги от его продажи и финансируется ли текущая деятельность собственным оборотным капиталом.

Нужно экономически оценить результаты деятельности всего предприятия дифференцированно: по отдельным продуктам, группам продуктов, клиентам, рынкам и рыночным сегментам или проанализировать ассортимент выпускаемой продукции с экономической точки зрения.

Фрагмент анализа программы производства с точки зрения доходности продуктов на рынке приведен в таблице. Программа производства и сбыта предприятия обычно состоит из большого числа продуктов.

Расчет поэтапного (ступенчатого) покрытия затрат выручкой от продаж готовит экономическая служба для руководителя предприятия и других служб. Он представляет собой аналитический, управленческий инструментарий для обоснования и контроля принятых решений об ассортименте выпускаемой продукции (программе производства и сбыта) в краткосрочном периоде (при данных производственных мощностях).

Затраты на производство продукции сгруппированы в три блока: прямые, переменные (затраты продукта), общепроизводственные (технологические затраты изготовления) и общехозяйственные (вызванные структурой организационной надстройки).

Последовательно вычитая отдельные блоки затрат из объема выпуска и продаж по каждому продукту, получаем отдельные уровни дохода в виде сумм покрытия. Сумма покрытия по продукту есть превышение выручки над прямыми, переменными затратами или вклад каждого продукта в покрытие общепроизводственных и общехозяйственных расходов. Только после покрытия всех затрат эти вклады становятся прибылью.

Главное преимущество этого показателя — он устанавливает взаимосвязи между оборотом, затратами и прибылью, и поэтому решения, принимаемые на его основе, ориентированы на рынок (стратегия продаж) и прибыль не только как финансовый результат, но и цель, которую хотят достичь.

В центре внимания находятся величины суммы покрытия I (далее — СП I)продуктов, которые меняются при изменении ассортимента производства и продаж и отвечают на вопрос: выгоден ли предприятию данный продукт, стоит ли его производить и как это повлияет на прибыль предприятия?

Кроме того, прямые переменные затраты продукта всегда связаны с выплатами, а продажи — с приходом денежных средств. Поэтому СП можно использовать в качестве инструмента измерения доходности (успешности) предприятия. СП I служит критерием оценки доходности каждого вида продукции и программы производства и сбыта в целом. Из СП I всех продуктов складывается брутто-доход предприятия определенного периода (например, месяца). Его должно быть достаточно для покрытия всех общепроизводственных и общехозяйственных расходов. Только после покрытия этих косвенных расходов появляется прибыль предприятия как показатель за период, а не на единицу продукции.

В нашем примере производство и продажа продуктов 1 и 3 приносят предприятию доход в размере1036,8 тыс. руб. и 2211,58тыс. руб. соответственно. Сточки зрения доходности (доля СП I к обороту) выгодным для предприятия является продукт 3. Его доходность составляет 35%,доля прямых затрат —65%, а затраты на сырье и материалы — самые низкие— 55% цены продукта. Но производство и продажа единицы этого продукта приносят предприятию доход в сумме 2,6 тыс. руб., а продукта 1 — доход в размере 3,4 тыс. руб.

Оба эти продукта для предприятия выгодны, но продукт 3 — более перспективный, хотя бы потому, что он менее трудоемкий и эффективность переменных затрат, а также затрат на сырье и материалы у него выше. Продукт 2 значительно менее доходный, менее перспективный и требует больших затрат оборотного капитала для своего производства (доля переменных затрат составляет95% его цены).

После покрытия общепроизводственных (цеховых) расходов формируются результаты работы цехов (СП II), по которым можно судить об эффективности процесса изготовления продукции, его организации и технологии. Так, вклад цеха по производству продукта 3 в общий результат предприятия составляет 1433,3 тыс. руб., а продукта 1 — 544 тыс. руб. Остающиеся после покрытия цеховых расходов доходы (СП II) по продукту 1 и 3покрывают выпадающие на их долю общехозяйственные расходы. Продукт 2 явно «не зарабатывает» на покрытие цеховых расходов, но в таком расчете (–948,97 тыс. руб.) не означает убытка, а говорит о пока еще не достигнутой цели (СП II), и вот почему.

В результате анализа производственной программы и выявления внутренних взаимосвязей между объемами продаж, затратами и прибылью выстраивается экономическая модель предприятия с выделением трех уровней дохода в виде сумм покрытия или трех уровней целей предприятия. Они и являются необходимой информацией при принятии эффективных управленческих решений, влияющих на улучшение экономического и финансового положения предприятия:

✔ о планировании программы сбыта и программы производства;

✔ о политике и стратегии реализации, выбора путей и каналов сбыта, средств рекламы.

Ведь речь идет не о прошлом, а о влиянии новых решений на будущую прибыль, о регулировании деятельности по достижению целей по прибыли.

СП I можно определять не только для отдельных продуктов, но и для каждого заказа или договора с клиентом, группы клиентов, рынков, каналов сбыта и т. д. Эта величина отвечает на вопрос: как поступить, чтобы обеспечить получение необходимой прибыли?

В таблице приведена управленческая информация, которая раскрывает реальное положение дел по каждому продукту и помогает увидеть ключевые проблемы, стоящие перед предприятием.

Главное при использовании данного метода — правильно интерпретировать полученные результаты расчетов. Уточним, не сами суммы покрытия говорят, что необходимо делать при планировании и управлении программами производства и сбыта. Величина СП I позволяет разрабатывать стратегию и проводить мероприятия при отклонениях от плана и служит своеобразным сигналом тревоги.

Разные уровни и группы доходов и затрат позволяют увидеть подходы к снижению затрат на каждом конкретном уровне, локализовать и понять причину недостигнутой цели. Кроме того, обосновать меру ответственности руководителей: кто (руководитель цеха) и в какой мере внес вклад в прибыль?

Критерием является СПII в виде разницы между СПI и общепроизводственными затратами (с точки зрения возможности влияния на них).

За каждой строкой переменных затрат (их количеством и долей в выпуске) стоит руководитель определенной службы. Так, за величиной затрат на сырье и материалы стоят начальник отдела снабжения, который имеет возможность закупить сырье по более низкой цене, и технолог, который может влиять на нормы расхода сырья и материалов. За общепроизводственными затратами — начальник цеха. Конечно, при условии, что руководитель обладает определенной компетенцией и правом принятия решений на своем уровне ответственности. Тогда очевидным становится факт, что прибыль всего предприятия — результат решений в каждой службе и зависит от их согласованности.

После совместного обсуждения полученных результатов в качестве критерия доходности продуктов в краткосрочном периоде принимают СП I (или маржинальный доход продукта).

Иначе говоря, определяют, какой продукт предприятию экономически выгодно производить и продавать и на этой основе управлять своими ограниченными ресурсами, особенно денежными. С учетом этого формируют оптимальный ассортимент выпускаемой продукции.

Кроме того, разрабатывают конкретные мероприятия, снижающие прямые переменные затраты по каждому продукту. Важно при этом установить связь между планированием продуктовой программы и возможностями ее финансирования (второй этап).

Таким образом, метод расчета сумм покрытия — не только основа принятия решений, но и важный инструмент управления.

Доходы и затраты программы производства (руб.)

Показатели доходов и затрат

Продукт 1

Продукт 2

Продукт 3

Объем выпуска (шт.)

Цена 1 шт.

Товарный выпуск (оборот)

300

12 219

3 665 700 (100%)

550

13 200

7 260 000 (100%)

850

7486,96

6 363 916 (100%)

Сырье и материалы

ТЗР

Топливо и энергия

Заработная плата

Отчисления на з/п

2 148 582 (59%)

38674 (1%)

195 969 (5%)

179 568 (5%)

66 081 (2%)

5 911 642 (81%)

106 410 (1%)

529 463 (7%)

267 350 (4%)

98 385 (1%)

3 485 910 (55%)

62 746 (1%)

337 952 9 (5%)

194 242 (3%)

71 481 (1%)

Итого прямых затрат

2 628 874 (72%)

6 913 250 (95%)

4 152 331 (65%)

Сумма покрытия I (доход продукта)

1 036 826 (28%)

346 750 (5%)

2 211 585 (35%)

СП I единицы продукции

Общепроизводственные расходы

3 456

492 723 (13%)

630

1 295 723 (18%)

2 602

778 260 (12%)

Сумма покрытия II

544 103

–948 973

1 433 325

Общехозяйственные

Полная себестоимость

515 043 (14%)

3 636 640 (99%)

1 354 419 (19%)

9 563 392 (132%)

822 018 (13%)

5 752 609 (90%)

Сумма покрытия III (прибыль на выпуск)

29 060 (1%)

–2 303 392 (-32%)

611 307 (10%)

Рентабельность продаж

1%

–32%

10%

Фактор эффективности сырья и материалов

Эффективность переменных затрат

Доходность продукта

0, 47

0,39

1 036 826

0,06

0,05

346 750

0, 62

0,53

2 211 585