Отдохнешь на зоне!

| статьи | печать

В ближайшее время в России может появиться еще один тип особых экономических зон (ОЭЗ) — туристско-рекреационные. Таким образом правительство намерено стимулировать развитие индустрии внутреннего и въездного туризма.

Две беды российского турбизнеса

В отношении производственных и инновационных ОЭЗ есть практически полная ясность.

Что же касается создания туристско-рекреационных зон, то разговоры об этом ведутся больше года, но законопроект до сих пор остается под сукном у депутатов. Отчасти это связано с отсутствием опыта создания зон такого рода. Например, в мире насчитывается всего немногим более 400 зон свободной торговли, 300 промышленных и около 200 инновационных. Туристско-рекреационных зон практически нет, если, разумеется, не считать опыта той же Турции, где правительство создало ряд преференций для инвесторов, желающих развивать сеть отелей и развлекательных заведений. В России беда и с тем и с другим.

Сколько стоит километр

Поправки, внесенные Минэкономразвития на рассмотрение в Госдуму, призваны стимулировать бизнес вкладывать средства прежде всего в развитие инфраструктуры, строительство современных отелей, открытие новых маршрутов. Для них предусматривается целый список административных и налоговых преференций, и в частности освобождение на 5 лет от налогов на имущество и землю, льготы по уплате ЕСН, ускоренная амортизация фондов, снятие 30%-ного ограничения переноса убытков на будущий период.

В пределах зоны, которая по замыслам разработчиков может охватывать несколько муниципальных образований, предпринимателям разрешат строить гостиницы, прокладывать трассы, разрабатывать минеральные источники. Государство готово взять на себя все остальное: строительство коммунальных сетей, теплоцентралей, автомобильных дорог, объектов энергетики и сооружений связи.

По подсчетам Минэкономразвития, для этого потребуется около 2,75 млн евро в расчете на 1 кв. км ОЭЗ.

По крайней мере именно такая сумма значится в финансово-экономическом обосновании к законопроекту, вносящему изменения в Закон «Об особых экономических зонах». Для сравнения: расчетная стоимость инфраструктуры 1 кв. км промышленно-производственной зоны составит 8,8 млн евро, технико-внедренческой — 1,98 млн. Насколько обоснованны эти расчеты?

Заместитель начальника ФА по управлению ОЭЗ Михаил Рычев отказался прокомментировать «ЭЖ» эти цифры, сославшись на то, что до подведения итогов конкурса не хотел бы ориентировать регионы на некий запланированный уровень трансфертов из федерального центра. Понятно, что каждый субъект попытается максимально расширить территорию, чтобы таким образом решить хотя бы часть своих внутренних проблем.

Из житницы — в здравницу

О своем желании участвовать в разработке законопроекта и последующем конкурсе уже заявило 53 российских региона. Некоторые, не дожидаясь, когда соответствующие поправки войдут в федеральный закон, уже начали разрабатывать собственное законодательство о создании туристско-рекреационных ОЭЗ.

Например, в Санкт-Петербурге их планируют создать не менее 9. Кубань, главный претендент на федеральные деньги, вообще не прочь целиком стать особой экономической зоной. Как о потенциальной возможности этого заявил на прошедшем в Краснодарском крае Международном экономическом форуме министр экономики РФ Герман Греф, имея в виду, что поскольку в турзонах не предусмотрено таможенных льгот, то ограничивать их от территории всего субъекта не имеет смысла. Принцип территориальности здесь меняется на принцип статусности. Потому участником ОЭЗ смогут стать, скажем, предприниматели и в Сочи, и в Анапе, несмотря на то что их разделяет достаточно большое расстояние. Остальные, не являющие сяучастниками проекта, соответственно на льготы и помощь государства претендовать не могут. Законодательные ограничения коснутся только частных земель и природоохраняемых территорий.

Как сообщил на заседании Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере туризма глава ФА по туризму Анатолий Ушаков, площадь туристско-рекреационных зон планируется в пределах 2—20 кв. км в зависимости от конкретного проекта. Даже с учетом этих ограничителей получается, что создание одного локального «рая» для туристов потребует от государства в среднем 25—30 млн евро.

В Минэкономразвития уверены, что проект в любом случае быстро станет прибыльным. Средняя окупаемость бизнеса в сфере туризма 5—7 лет. Одна ОЭЗ, по мнению замглавы Минэкономразвития Андрея Шаронова, сможет привлечь свыше 330 млн долларов. Разумеется, при условии, что инвесторы пожелают возводить отели и обустраивать пляжи.

Кто тут главный?

А вот с этим как раз у Минэкономразвития могут возникнуть проблемы. Несмотря на достаточно обширную законодательную базу, у государства до сих пор нет внятного представления о том, каким образом будет проводиться мониторинг проектов в ОЭЗ, кто будет контролировать соблюдение различных норм и какова будет ответственность инвесторов в случае их нарушения.

Если верить высказываниям чиновников, то все это будет решаться исключительно с помощью административных механизмов. Учитывая, что по уровню коррумпированности страна находится на 126-м месте, нетрудно представить, к каким последствиям это может привести. Черноморское побережье с его дикими застройками или хищническое истребление фауны в Астраханской области — наглядный пример того, к чему приводит бесконтрольное использование природных ресурсов.

Об этих проблемах на заседании ТПП, в частности, говорил заведующий лабораторией РАН и Сочинского госуниверситета туризма и курортного дела Владимир Шарафутдинов. Он считает, что помимо жестких экологических требований к инвесторам необходимо ввести нормы, которые бы ограничивали долю бизнеса в пределах одной ОЭЗ.

Иначе, полагает Шарафутдинов, если в тот же гостиничный бизнес придет крупный капитал, более мелким игрокам там просто не будет места.

В отличие от представителей науки местные власти настроены более оптимистично. «У нас прирост туристов ежегодно 13—14%,— рассказала «ЭЖ» замначальника отдела использования рекреационных ресурсов и перспективного развития курортных территорий департамента комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края Валентина Юрченко. — Поэтому у меня нет сомнений в том, что бизнес будет вкладывать в инфраструктуру. К тому же в качестве инвесторов могут выступить также иностранные компании, что позволит привлечь новые технологии и создать принципиально иной, более высокий уровень туристического сервиса. Дальше дело государства, как оно будет регулировать деятельность компаний, чтобы не позволить просто разбазаривать природные ресурсы. Документ сейчас на стадии разработки, и мы еще успеем внести туда необходимые дополнения, в том числе и в природоохранной области».

Согласно недавно проведенному Российским союзом туриндустрии опросу (респондентами выступили115 туроператоров из 27 регионов) 47% представителей туристических компаний считают, что развитию въездного туризма препятствует дефицит современных гостиниц, 32% считают, что у нас неразвита индустрия развлечений, а 22,6% опрошенных недовольны действующим налоговым законодательством. Кроме того, в числе причин, препятствующих развитию отрасли, операторы назвали дефицит информации на иностранных языках (указатели, карты, буклеты и т. п.), плохой сервис на транспорте и в гостиницах, проблемы с организацией посещений музеев, памятников, природных объектов, а также скудость рынка сувениров.

По словам зампреда думского Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Юрия Барзыкина, страна, туристический потенциал которой оценивается в 40 млн туристов ежегодно, фактически абсолютно не имеет веса на мировом рынке туруслуг. И это при том, что интерес бизнеса к этой сфере необычайно высок: только в этом году Федеральное агентство по туризму уже выдало свыше8,5 тыс. лицензий.

Численность российских граждан, выехавших за границу в 2004 г. с целью туризма

Страна

2004

2003

2002

Всего, в том числе:

6557116

5678447

5051305

1

Турция

1445815

1038593

690098

2

Китай

941032

687521

617130

3

Египет

586375

368405

239712

4

Финляндия

377067

327246

406236

5

Украина

329946

841692

478560

6

Польша

322030

422003

635451