Сергей Веремеенко: «Турбизнес способен оживить региональную экономику»

| статьи | печать

Российские регионы и муниципалитеты упускают уникальный шанс поднимать экономику территорий, развивая туризм, считает Сергей Веремеенко, президент Фонда содействия развитию регионов, профессор, д.т.н. Он ответил на вопросы «ЭЖ» о развитии туриндустрии в стране.

«ЭЖ»: Сергей Алексеевич, действительно ли развитие туризма — шанс для подъема экономики российских территорий?

С.В.: Да, это реальная возможность постоянно повышать в течение длительного времени качество и уровень жизни местного населения, не привлекая средства из государственной казны. Достаточно поддержать предприимчивых людей, объединить их инициативу и волю вокруг одной идеи, программы, проекта. Называйте, как хотите, но должна быть единая цель — проникнуться мыслью, что, развивая индустрию гостеприимства сообща, каждый участник процесса расширяет собственный бизнес. Кто-то единолично или в кооперации с соседями становится поставщиком молока, кто-то поставщиком овощей, а кто-то открывает прачечную или хлебопекарню. Работы хватит всем. Органам государственной власти и местного самоуправления надо только направить местную инициативу на решение одновременно общего и индивидуального дела.

Губернаторы и муниципальные главы имеют еще возможность подтянуть территории на выполнение федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018 гг.)». Если они искренне болеют за реальные дела, а не пекутся о родственном и особо приближенном предпринимательстве, то могут интегрировать разрозненные местные сообщества в социум, направленный на достижение единственной цели публичной власти — повышение качества жизни населения.

Согласно исследованиям UNWTO (Всемирная организация ООН по туризму), отрасль создает одно рабочее место на три туриста. Надо открыть 100 рабочих мест в разных сферах экономики, чтобы достойно принять 300 гостей. Нужны гиды и водители, повара и официанты, горничные и дворники, охранники и организаторы досуга, другие специалисты, а также уборщики и утилизаторы отходов. И всех, включая упомянутых раньше фермеров, надо научить работать по самым высоким стандартам гостиничного и туристского бизнеса. Значит, необходимы квалифицированные учителя. Не забудем и о медицинских услугах, банковском и страховом обслуживании. Сегодня в мировой туриндустрии насчитывается свыше 190 млн рабочих мест.

«ЭЖ»: Звучит привлекательно...

С.В.: По прогнозу UNWTO, к 2020 г. поток организованных путешественников возрастет до 1,6 млрд человек, а выручка туриндустрии превысит 2 трлн долл. Это 60 трлн руб. по курсу на начало 2012 г. Сумма, равная трети доходов федерального бюджета. Разве можно оставаться в стороне от такого денежного потока, занимая, по оценке UNWTO, пятое место в мире по туристическому потенциалу?

Но мы уступаем по затратам на развитие туризма даже таким странам, как Камбоджа, Гамбия и Парагвай, и занимаем по этому показателю 91-е место среди 139 стран, принимающих туристов. Еще ниже мы по уровню государственной поддержки туризма — 122-е место. Международный экономический форум WEF свидетельствует, что затраты у нас на привлечение одного туриста в 10 раз меньше среднемирового показателя. Отсюда 59-е место России по конкурентоспособности турбизнеса.

Как итог, за семь последних лет на 30% сократился поток интуристов в Россию — с 3,15 млн до 2,1 млн человек. Но всего за два послекризисных года (2009—2010 гг.) на 32% увеличилось количество российских туристов, отправляющихся на отдых в другие страны.

На такую статистику стоит обратить внимание высшему руководству страны вне зависимости от электоральных предпочтений избирателей.

«ЭЖ»: И что тогда?

С.В.: Информация об упущенной экономической выгоде побудит принять продуманную и просчитанную парадигму устойчивого, системного развития туризма с учетом вывода UNWTO о том, что туризм — катализатор региональной политики.

«ЭЖ»: Но ведь есть упомянутая вами федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018 гг.)». Правительство утвердило ее летом прошлого года.

С.В.: Программа есть, но как она выполняется? На сайте Федерального агентства по туризму размещены эта федеральная программа и ФЦП «Юг России», инвестиционные проекты туристско-рекреационной направленности, региональные программы развития туризма в субъектах РФ. Но там нет ни отчета о реализации ФЦП, ни мониторинга по ним.

Не станем оценивать работу Ростуризма, но заметим, что в работе ведомства не просматривается системная направленность на развитие отрасли. Так, 259 представленных на сайте проектов выглядят разбросанными по прилавку разношерстными продуктами.

Нужна государственная стратегия развития туризма, предусматривающая комплексное решение вопросов, как это делают ведущие мировые туристические холдинги, в частности транснациональные корпорации «Цезарь-групп» и Melco crown group.

«ЭЖ»: Что именно?

С.В.: Надо определить первые точки роста — зоны глобального отдыха. На западе страны такой территорией может стать Калининградская область, способная, по нашим расчетам, принимать в год не менее 10 млн туристов как «российский центр Европы». На востоке «российским Гонконгом» может стать Приморский край, который может принимать свыше 10 млн туристов. На Юге России глобальным оздоровительным центром видится, конечно, олимпийский Сочи после 2014 г. Предварительные расчеты показывают, что только три эти зоны глобального отдыха смогут привлекать до 50 млн туристов в год, а общая сумма выручки составит 150—200 млрд долл. Можно представить видение по каждому проекту.

Я готов продолжить разговор, если, конечно, читатели уважаемой деловой газеты проявят интерес и к теме, и к турбизнесу как предмету потенциального применения возможностей. Надо сообща подумать, как не наступить на грабли, которые были на пути к системной туриндустрии у других стран. Убежден, что в одной упряжке с проведением бизнес-встреч и экономических форумов надо развивать деловой и семейный отдых. Это еще больше привлечет иностранцев в страну — организатора корпоративного досуга и укрепит семьи деловых людей.

к сведению

Туристическая привлекательность России

  • 16 объектов всемирного наследия UNESCO
  • 85 памятников архитектуры и монументального искусства
  • 6000 театров
  • 2000 музеев
  • природные парки и заповедники, в том числе:

• озеро Байкал;

• вулканы Камчатки;

• золотые горы Алтая;

• Северный Кавказ;

• девственные леса Республики Коми.

Факторы, сдерживающие развитие туризма в России

Негативный имидж и отсутствие стратегии по продвижению российского туристического продукта на ключевых рынках.

Слабое обеспечение безопасности и недоверие к правоохранительным органам.

Устаревшая, неразвитая инфраструктура, в том числе гостиничная.

Слабо развитая транспортная система, высокая стоимость авиабилетов при низком качестве самолетного парка и плохом сервисе в аэропортах невысокого класса.

Высокая стоимость туристических услуг и их плохое качество.

Сложные процедуры для въезда иностранных граждан.

Прямой вклад въездного туризма в ВВП разных стран по итогам 2010 г.

Страна

Доля в ВВП, %

Количество туристов, млн чел.

Малайзия

7,2

23,6

Мексика

6,1

21,5

Испания

5,0

52,2

Турция

4,0

27,1

Франция

3,8

74,2

Италия

3,1

43,2

США

2,5

54,9

КНР

2,4

50,9

Великобритания

2,4

28,1

ФРГ

1,6

24,2

Россия

1,4

2,2

Источник: World Travel & Tourism Council