Оформить пенсию будет легче?

| статьи | печать

Минздравсоцразвития России определило, как должны вести себя сотрудники Пенсионного фонда при обращении граждан за назначением пенсий. Стандарты поведения и алгоритм действий чиновников при общении с потенциальными пенсионерами изложены в Административном регламенте.

Приказом Минздравсоцразвития России от 12.12.2011 № 1521н (зарегистрирован в Минюсте России 17.02.2012 № 23234) утвержден Административный регламент предоставления Пенсионным фондом РФ государственной услуги по приему и регистрации заявлений граждан об установлении им пенсий в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении» (далее — Регламент). Поясним, что госуслугой в рамках данного документа считаются прием у гражданина заявления об установлении или перерасчете пенсии, регистрация такого заявления и действия, которые территориальный орган ПФР должен совершить после этого.

Чем Регламент может быть интересен гражданам, обращающимся в отделение Пенсионного фонда? Прежде всего тем, что он определяет, когда и каким образом граждане могут получить всю необходимую информацию о предоставлении госуслуги. Кроме того, документ регламентирует состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, содержит исчерпывающий перечень документов для установления пенсии. И наконец, в Регламенте прописан порядок внесудебного обжалования действий территориального органа Пенсионного фонда РФ. Расскажем об этом подробнее.

Чиновник должен быть вежливым

В Регламенте прописано время, в которое сотрудники Пенсионного фонда РФ и его территориальных отделений обязаны принимать граждан и их представителей по вопросам предоставления госуслуги. Это все рабочее время чиновников с понедельника по пятницу, исключая обеденный перерыв. То есть определять какие-то специальные дни для приема от граждан заявлений об установлении пенсии чиновники на местах не вправе.

Сотрудники территориального органа ПФР, ответственные за прием и регистрацию заявлений о назначении пенсий, обязаны информировать граждан о порядке обращения как лично, так и по телефону либо посредством ответов на письменные запросы. Общая информация размещается на стендах, оборудованных при входе в помещения всех территориальных органов ПФР, на интернет-сайте фонда, едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) www.gosuslugi.ru, печатается в СМИ и распространяется в брошюрах, буклетах и т.д.

Регламент устанавливает для чиновников даже правила телефонного разговора: сотрудник фонда обязан представиться: назвать фамилию, имя, отчество, должность, наименование территориального органа ПФР и отдела, в котором работает. Во время разговора он должен следить за своей дикцией, не отвлекаться на параллельные разговоры с окружающими и не прерывать разговор из-за другого звонка. При этом сотрудник вправе перевести звонок на другое должностное лицо, если заданные вопросы не в его компетенции. Установлено и ограничение: телефонный разговор не должен продолжаться более десяти минут. Этого времени достаточно, чтобы ответить на поставленные вопросы по существу или рекомендовать гражданину обратиться с письменным запросом, если того требуют обстоятельства. В территориальном органе ПФР должны вести учет устных обращений граждан (их представителей) по вопросам оказания госуслуги.

Стандарт предоставления госуслуги

Заявление об установлении пенсии подается в территориальный орган ПФР по месту жительства гражданина (по месту пребывания или месту фактического проживания при отсутствии постоянной регистрации). Сотрудники ПФР обязаны зарегистрировать заявление и выдать на руки гражданину (представителю) либо направить почтой расписку-уведомление. Расписка является подтверждением обращения гражданина за назначением пенсии. В ней фиксируется подача гражданином необходимых документов и дата обращения.

Важно, что гражданин может обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком. Достаточно подать заявление об установлении пенсии непосредственно, через представителя или по почте. Кроме того, подать заявление можно через единый портал государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru), заполнив специальную интерактивную форму. Обратиться за пенсией можно и заранее, но не ранее чем за месяц до возникновения права на нее.

Регламентом установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для установления пенсии. Никаких других документов сотрудники территориального отделения ПФР требовать от гражданина не вправе.

Чиновники обязаны в любом случае принять заявление об установлении пенсии, но могут отказать в приеме документов, оформленных с нарушением требований, предусмотренных законодательством РФ. Заявление же о перерасчете размера пенсии сотрудники ПФР вправе не принять, если не представлен комплект необходимых для такого перерасчета документов (п. 82—84 Регламента).

За прием и регистрацию заявления об установлении пенсии не предусмотрено взимание госпошлины или какой-либо иной платы. Если гражданин (его представитель) пришел в отделение фонда лично, он не должен ожидать в очереди более 50 минут. Такое же время отведено на прием заявления и документов, в том числе 40 минут на визуальную проверку правильности заполнения и комплектности и по пять минут на регистрацию заявления и выдачу расписки-уведомления. Приняв заявление, сотрудники фонда обязаны сразу же выдать на руки гражданину расписку-уведомление либо отправить документ почтой в день регистрации заявления (если оно поступило по почте).

Куда жаловаться

Гражданин вправе обжаловать решения и действия сотрудников органа ПФР на любом этапе после обращения за назначением пенсии, причем как в досудебном, так и в судебном порядке.

Причиной жалобы может послужить нарушение чиновниками срока регистрации заявления о назначении пенсии, отказ в приеме документов, требование платы за оказание госуслуги и т.д. За все эти нарушения сотрудники фонда несут персональную ответственность.

Жалоба подается в территориальный орган ПФР и регистрируется в течение трех дней с момента поступления. Если жалоба руководству органа ПФР не возымела действия, гражданин вправе обратиться в вышестоящий орган, а затем и в центральный аппарат Пенсионного фонда РФ.

По общему правилу жалоба подается в письменной форме и рассматривается в течение 15 дней с даты ее регистрации. Этот срок может быть продлен, но не более чем на 30 календарных дней, если требуется проверка или расследование изложенных в жалобе фактов. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения по жалобе, гражданину направляют письменный мотивированный ответ о результатах рассмотрения.