Тем, кто собрался перейти на УСН: взвесьте «за» и «против»

| статьи | печать

С 1 октября 2005 года пошел отсчет срока, в течение которого можно подать заявление для перехода на упрощенную систему налогообложения. Кто вправе перейти на «упрощенку»? Как это сделать? Стоит ли вообще переходить на эту систему? При принятии решения необходимо тщательно проанализировать и возможные последствия, с которыми организация, возможно, столкнется после перехода на спецрежим. Об этом и пойдет речь в данной статье.

В настоящее время для перехода на УСН применяется ограничение, предусмотренное п. 2 ст. 346.12 НК РФ, в соответствии с которым организации имеют право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превысил11 млн руб. (без учета НДС). Однако Федеральным законом от 21.07.2004 № 101-ФЗ в п. 2 ст. 346.12 НК РФ внесена поправка, согласно которой данный пункт с 1 января2006 г. будет выглядеть следующим образом: «Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 НК РФ, непревысили 15 млн руб. ...».

К сведению!

Форма заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения (форма № 26.2-1) утверждена Приказом МНС России от 19.09.2002 № ВГ-3-22/495 (вред. от 02.09.2005). Она не является обязательной к применению, поскольку носит рекомендательный характер. Последний день подачи такого заявления в ИФНС России по месту регистрации организации —30 ноября 2005 г. В нем организации (кроме вновь созданной или прекратившей применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход) нужно указать: размер доходов за девять месяцев текущего года; объект налогообложения («Доходы» или «Доходы, уменьшенные на величину расходов»), который будет использоваться налогоплательщиком при исчислении единого налога; стоимость амортизируемого имущества, находящегося в собственности организации на дату подачи заявления и среднюю численность работников за отчетный период.

Обратите внимание на то, что при подаче заявления в2005 г. о переходе на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2006 г. действует ограничение, согласно которому доход от реализации, определяемый в соответствии со ст. 249 НК РФ, не должен превышать 11 млн руб.без учета НДС (см. Письмо Минфина России от 19 сентября 2005 г. № 03-11-04/2/81).Отметим, что перечень организаций, которые не вправе применять упрощенную систему налогообложения, изменен. Например, в 2006 г. уже не смогут использовать УСН:

— бюджетные организации;

— иностранные организации, имеющие обособленные подразделения на территории РФ. Советуем вам ознакомиться с новой редакцией п. 3ст. 346.12 НК РФ (в ред. Закона от 21.07.2004 № 101-ФЗ). Сегодня рассмотрим лишь некоторые из них.

Если выбран объект налогообложения «Доходы, уменьшенные на величину расходов»

Перечень видов расходов, на которые можно уменьшать налоговую базу по единому налогу, ограничен. Он приведен в ст. 346.16 НК РФ. С 1 января 2006 г. этот перечень будет шире. Кроме этого, некоторые расходы будут уточнены как в пользу налогоплательщика, так и нет. Советуем вам также ознакомиться с новой редакцией п. 1ст. 346.16 НК РФ (в ред. Закона от 21.07.2004 № 101-ФЗ).

1 Расходы на основные средства и нематериальные активы.

Приятно отметить, что налогоплательщики в 2006 г. смогут безболезненно уменьшить полученные доходы на расходы, связанные с приобретением, сооружением и изготовлением основных средств и приобретением, а также созданием нематериальных активов (см. подп. 1 и2 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Ранее у организаций возникали проблемы при отражении в учете расходов на сооружение и изготовление таких активов. Чиновники из налоговых органов учитывать такие расходы в целях налогообложения не разрешали. Аргумент был один. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ в расходах учитывается только стоимость приобретенных основных средств. Сооружение (изготовление) не является приобретением (см. Письмо МНС России от 07.05.2004 № 22-1-14/853).

2 Уплаченный поставщикам НДС

В 2006 г. полученные доходы можно уменьшить «на сумму НДС по оплаченным товарам (работам, услугам), приобретенным организацией и подлежащим включению в состав расходов в соответствии со ст. 346.16 НК РФ и ст 346.17 НК РФ» (см. подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Заметим, что по вопросу учета сумм НДС по приобретенным ОС у МНС России и Минфина России недавно существовали противоположные мнения. Сотрудники налогового ведомства в своих частных ответах придерживались точки зрения, что «упрощенцам» в стоимость основного средства нужно включать НДС, ранее уплаченный поставщикам этого актива (см. письма УМНС России от 29.03.2004 № 21-09/21077 и от10.09.2004 № 21-09/58952). Сотрудники Минфина считали, что «НДС, уплаченный при приобретении основных средств и нематериальных активов налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения, является невозмещаемым налогом. Поэтому сумма налога включается в стоимость приобретаемых объектов или в расходы в порядке, установленном ст. 346.16 НК РФ» (см. письма Минфина России от 04.11.2004 № 03-03-02-04/1/44 и от 08.06.2005 № 03-03-02-04/1/140).

3 Расходы на аудиторские, бухгалтерские и юридические услуги

Приятно отметить, что налогоплательщики в 2006 г. смогут уменьшить полученные доходы на расходы на аудиторские, бухгалтерские и юридические услуги.

В 2005 г. организации, применяющие упрощенную сиетему налогообложения, расходы, связанные с оплатой консультационных услуг, постановкой, восстановлением и ведением бухгалтерского учета, составлением финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также других сопутствующих аудиту услуг, могли принять к вычету при исчислении налоговой базы по единому налогу при условии, что такие услуги оказаны хозяйствующими субъектами (аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами), имеющими лицензию на осуществление аудиторской деятельности, а также являются обоснованными и документально подтвержденными (см. Письмо Минфина России от 04.08.2005 № 03-11-04/2/37). Другими словами, какая организация оказала вам эти услуги в 2006 г., значения иметь не будет.

4 Расходы по доставке товаров до покупателя.

В 2006 г. организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, будут вправе уменьшить доходы от реализации на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в том числе на сумму расходов по хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемых товаров. Заметим, что в настоящее время у организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, их учет вызывает головную боль. В частности, налоговые органы считают, что так как эти расходы в перечне, установленном п. 1 ст. 346.16 НК РФ, в настоящее время не предусмотрены, то и уменьшать налогооблагаемый доход они не могут (см. письма МНС России от 15.09.2003 № 22-1-14/2021-АЖ397 и от 09.07.2004 №22-1-14/1184@).

Арбитражная практика говорит совсем иное. Суммы затрат на доставку товаров могут быть отнесены к расходам, уменьшающим доходы при применении УСН (Постановление ФАС Центрального округа от 09.12.2004 № А36-221/10-04). Аналогичные мнения были высказаны в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 23.12.2004 № А05-4306/04-26, Западно-Сибирского округа от 11.02.2004 № Ф04/596-60/А03-2004, Уральского округа от 08.12.2004 № Ф09-5183/04-АК.

В заключение отметим, что перечень расходов «упрощенца» дополнен и другими затратами, которые раньше некоторые чиновники Минфина России и ФНС России учитывать при исчислении налоговой базы по единому налогу не разрешали:

—расходы на выплату комиссионных, агентских вознаграждений и вознаграждений по договорам поручения;

—расходы, на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию;

— расходы на проведение (в случаях, установленных законодательством Российской Федерации) обязательной оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налоговой базы;

— расходы на оплату услуг специализированных организаций по изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости (в том числе правоустанавливающих документов на земельные участки и документов о межевании земельных участков);

—судебные расходы и арбитражные сборы;

— расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате организации, и т. д.

Если выбран объект налогообложения «Доходы»

Согласно новой редакции п. 3 ст. 346.21 НК РФ: «Сумма налога (авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается указанными налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов». Другими словами, с 1 января 2006 г. единый налог нельзя уменьшить на сумму пенсионных взносов и сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности более чем на 50%.

А вот учесть расходы на оплату пособия по временной нетрудоспособности при расчете единого налога можно в размере фактически произведенных в соответствии с законодательством РФ организацией расходов.

Напомним, что порядок начисления и выплаты пособий по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, установлен Законом от 31.12.2002 № 190-ФЗ. Статьей 2 этого Закона предусмотрено, что пособие по временной нетрудоспособности (за исключением пособия повременной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) выплачивается за счет средств ФСС РФ в части суммы пособия, не превышающей за полный календарный месяц одного МРОТ, установленного федеральным законом, и за счет средств работодателей — в части суммы пособия, превышающей один минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом.