Законопроект устарел еще до того, как его приняли

| статьи | печать

Темпы работы наших законодателей таковы, что законопроект об обязательном страховании ответственности перевозчиков успел устареть еще до того, как прошел второе чтение. С этим согласны участники рынка и эксперты.

Как отметил глава Центра стратегических исследований «Росгосстраха» Алексей Зубец, прежде всего устарела максимальная сумма выплаты за причинение вреда жизни пассажира. Согласно законопроекту со следующего года (в случае принятия документа) эта выплата составит 2 млн руб. Между тем, по опросам ЦСИ «Росгосстраха» в последние два года, сами россияне уже оценивают жизни свои и своих родственников в два раза выше — в 4—4,5 млн руб. (Средняя самооценка стоимости жизни в развитых странах составляет 1—2 млн долл. США.). Безусловно, в будущем оценка гражданами своей ценности будет только расти.

Недовольны законопроектом и в московской мэрии, правда по другим соображениям. Мэр столицы Сергей Собянин даже написал письмо в Госдуму с предложением внести поправки в законопроект до второго чтения. С. Собянин считает, что норма не защитит пассажиров от происшествий на транспорте, но ударит по бюджету города. Согласно оценке экспертов из мэрии, введение в действие законопроекта об обязательном страховании ответственности перевозчика будет обходиться метрополитену и Мосавтотрансу в 2 млрд руб. ежегодно. Из этой суммы треть будет финансироваться из городского бюджета. Московское правительство дотирует перевозки для ряда социальных групп (пенсионеры, инвалиды и т.п.). Эти люди за проезд не платят, и их страховка будет оплачиваться из муниципального бюджета. В то же время гигантские выплаты по ущербу жизни и здоровью при перевозках в метро страховщикам вряд ли грозят, поскольку массового травматизма на этом виде транспорта в России нет.

Комитет Госдумы по финансовому рынку уже рекомендовал законопроект ко второму чтению. В самом комитете признают, что законопроект устаревает на глазах. Член комитета Анатолий Аксаков согласился, что документ нуждается в доработке: «Затраты для бюджетов муниципалитетов связаны прежде всего с установкой оборудования систем контроля за маршрутом перевозчиков. Необходимо определить, стоит ли устанавливать требования по оснащенности ГЛОНАСС или оборудование, которое определяет, насколько он (перевозчик. — Примеч. ред.) соблюдает режим труда. В принципе закон должен быть направлен не в интересах страховщиков или перевозчиков, а на то, чтобы максимально защитить нашего гражданина. Я считаю, что законопроект, который сейчас подготовлен ко второму чтению, данную проблему все-таки не решает».

Как отметил А. Аксаков, Комитету Госдумы по финансовому рынку придется еще раз вернуться к законопроекту до того, как он будет представлен на второе чтение в весеннюю сессию Госдумы.

к сведению

Из опыта Московского метрополитена

Цифры (за год в среднем)

120—150 человек погибает при падении на рельсы, что признается суицидом в 50% случаев.

70 человек скоропостижно умирают в московском метро от сердечных приступов.

1100—1500 раз в случае травм в метро выезжает «Скорая помощь».

Никогда метрополитен не признает свою вину.

Пример

В декабре 2011 г. на ст. м. «Маяковская» Московского метрополитена москвичке оторвало палец дверью при выходе в город. Доктора пришили девушке палец. Она намерена добиваться компенсации. По словам юристов, доказать в суде вину метрополитена будет сложно, поскольку потребуется сложная техническая экспертиза дверей, об опасности которых не понаслышке знает любой пассажир подземки.