Лишнего не требуй!

| статьи | печать

Налоговики вправе требовать документы только по проверяемым налогам

Мы уже рассказывали нашим читателям о позиции ФАС Северо-Западного округа, согласно которой налоговый орган при проведении проверки вправе требовать у налогоплательщика только те документы и сведения, которые непосредственно относятся к налогообложению («Налоговая проверка! Предъявите документы», «ЭЖ» № 26, 2005 г., с. 7).

Теперь ФАС Северо-Западного округа еще больше урезал полномочия органов ФНС, указав, что запрошенные документы должны относиться только к тем налогам, которые подлежат проверке (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.08.2005 № А26-1058/2005-217).

Пароходство против ФНС

Спор, который побудил судей сформулировать данную позицию, возник между Межрайонной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам в Республике Карелия и ОАО «Беломорско-Онежское пароходство».

Инспекция провела камеральную налоговую проверку поданной пароходством декларации по налогу на имущество. В ходе этой проверки налоговики выставили обществу требование о представлении целого ряда документов. В этом списке значились, в частности, расшифровки строк баланса 130, 140 с приложением первичных документов.

Не получив от налогоплательщика данные расшифровки, работники ФНС решили, что пароходство совершило правонарушение, наказание за которое предусмотрено п. 1 ст.126 Налогового кодекса (непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля). В результате инспекция приняла решение о привлечении налогоплательщика к ответственности и взыскании с него 150 рублей штрафа — по 50 рублей за каждый непредставленный документ.

Пароходство, в свою очередь, оспорило действия налоговиков в арбитражном суде, обратившись туда с заявлением о признании недействительным решения инспекции.

Суд первой инстанции поддержал налогоплательщика, но спор на этом не закончился. В апелляционной инстанции дело не рассматривалось, зато в кассационной инстанции, куда налоговики подали жалобу, судебная баталия продолжилась.

Зачем налоговикам расшифровки?

ФАС Западно-Сибирского округа подтвердил, что при проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Статья 93 НК РФ предоставляет проверяющим право истребовать у налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Тот, в свою очередь, обязан направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок.

!Но судьи ФАС трактуют эти положения Налогового кодекса следующим образом: налоговый орган при проведении камеральной проверки вправе требовать только те документы, которые связаны с исчислением и своевременностью уплаты того или иного налога.

Незавершенное строительство не является объектом обложения налогом на имущество (ст. 374 НК РФ). А потому налоговики были не вправе истребовать расшифровки строки 130 баланса и первичные документы.

Суд учел и еще одно нарушение налогового законодательства: в решении о привлечении налогоплательщика к ответственности не было указано, каким образом инспекция определила количество непредставленных пароходством документов.

На этом основании ФАС решил, что пароходство имело право не предоставлять расшифровки строк баланса, а решение суда первой инстанции по данному делу было законными обоснованным.