Министерство финансов разъяснило долговую политику России

| статьи | печать

Заместитель министра финансов РФ Сергей Сторчак провел с представителями крупнейших банков специальную встречу для обсуждения результатов работы России на долговом рынке в прошлом году и перспектив.

Встреча началась с разговора о налогообложении специальных финансовых компаний (SPV), с помощью которых российский бизнес, в том числе банковский, обычно проводит размещение еврооблигаций. Замминистра финансов Сергей Шаталов обратился в налоговые органы России с предложением не считать SPV субъектами, подпадающими под действие соглашения о двойном налогообложении, то есть распространить на них российские налоговые правила. Банки посчитали, что финансовому рынку такое нововведение, если оно будет принято, обойдется в десятки миллиардов долларов. Аналитики Barclays конкретизировали, что компаниям, нуждающимся в деньгах, это усложнит и без того непростой в нынешнее кризисное время доступ к иностранным финансовым рынкам. Что касается компаний с мощным финансовым потоком, они попросту выкупят имеющиеся на рынке облигации и, возможно, откажутся от части заимствований. По мнению аналитиков, подобное нововведение — попытка с негодными средствами побороться против задействования в финансовых схемах российского бизнеса офшорных компаний.

С. Сторчак заверил, что он и его коллеги, занимающиеся в Минфине долговыми рынками, решительно против такой налоговой новации. Участников встречи такое заявление не успокоило. С. Сторчак известен как человек Алексея Кудрина, а его влияние в российском Минфине постепенно снижается.

Высокой оценки собравшихся заслужила долговая политика Минфина на внутреннем рынке. В 1-м полугодии, когда еще не было полной ясности, окажется ли бюджет России дефицитным или высокие нефтяные цены и экономический рост позволят свести его с некоторым профицитом, Минфин агрессивно занимался рублевыми заимствованиями. Общая сумма за год составила 1,37 трлн руб., собранных министерством с рынка, нетто-заимствование почти 1 трлн руб. Банкиры отметили, что в 1-м полугодии размещения госбумаг были кстати еще и потому, что ситуация с ликвидностью сложилась вполне благополучная.

В 2-м полугодии ситуация с ликвидностью значительно обострилась. В то же время стали очевидны блестящие перспективы доходной части бюджета. И Минфин прежде всего резко снизил активность в заимствованиях, а затем стал выводить на рынок временно свободные бюджетные средства. Аналитики сошлись во мнении, что такое поведение было и адекватным, и своевременным. Был отмечен резкий рост объема торгов внутренними российскими долгами — на 60% в целом за год. Это говорит о зрелости рынка и доверии к государственным бумагам.

При обсуждении перспектив долгового рынка на 2012 г. представители министерства и финансового сообщества пришли к выводу, что неожиданный профицит российского бюджета (по разным предварительным версиям, от 0,4 до 0,8% ВВП) позволяет стране не выходить с масштабными заимствованиями. По версии Минфина, всего за год предполагается занять 1,35 трлн руб., что на 200 млрд руб. ниже прошлогоднего показателя. Важнейшей задачей было признано привлечение иностранных инвесторов в российскую экономику, в том числе через долговые бумаги. Для этого решающим шагом может стать торговля облигациями федерального займа (ОФЗ) через европейскую торговую систему Euroclear. По нынешнему плану российских властей, данное новшество должно заработать с 1 июля. Есть проблема — организация центрального депозитария. Она не слишком серьезная, тем не менее не решается уже несколько лет. Аналитики засомневались, что на сей раз это удастся сделать. Минфин излучал оптимизм и надежду, что иностранцы займут среди держателей ОФЗС до 4% всего объема бумаг.

Долговые планы России, млрд руб.


2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Бюджетный дефицит (план)

427,8

876,6

1024,7

491,1

Суверенные заимствования

1460,0

2019,3

2015,8

2099,8

Погашения

320,4

673,0

685,9

853,5

Нетто­заимствования

1139,6

1346,3

1329,9

1246,3

Доходы от приватизации

174,3

300,0

380,0

475,0

Резервный фонд

910,6

512,3

570,9

957,3

Другие источники

24,5

–257,4

–114,3

–272,9

Источник: Минфин России