Социальное предпринимательство — это бизнес по решению местных проблем

| статьи | печать

Большую почту получил последний в 2011 г. выпуск «Муниципального форума» («ЭЖ», № 50) о социальном бизнесе на местном уровне с добрыми пожеланиями читателям газеты и всем россиянам от лауреата Нобелевской премии мира 2006 г. Мухаммада Юнуса.

Обычно в откликах встречается просьба продолжить знакомство с проектами банкира из Бангладеш. Просят, как говорится, огласить весь список его социальных инициатив.

У любой проблемы есть бизнес-решение

За весь список не беремся, поскольку 50 компаний реализуют 50 бизнес-решений в разных странах. Так, фирма Adidas выпускает спортивную обувь для бедняков по доллару за пару. Специалисты компании два года разрабатывали новые технологии и материалы, чтобы не было стыдно за торговую марку.

Творческий потенциал людей огромен, надо только направить его на решение проблемы, а не на делание денег, считает основатель Грэмин-банка М. Юнус. В шести университетах в американской Атланте (штат Джорджия) он провел конкурс студенческих работ по решению местных проблем. Во второй тур прошло 26 проектов, а победила идея об организации выездной торговли продуктами питания в пустынной местности, далекой от магазинов.

Французская фирма Danone по просьбе бизнесмена стала изготавливать в Бангладеш доступные по цене йогурты, поскольку половина 150-миллионного населения страны испытывала нехватку полезных продуктов. Danone не получает от этого заметную прибыль, компания покрывает затраты, зато новое поколение небогатой азиатской страны получило доступ к нужному продукту. В Германии производители москитных сеток для жарких стран тоже не извлекают сверхприбыли из бизнеса, но решают проблему, актуальную для большинства жителей планеты.

Такой альтруистический бизнес не что иное, как социальное предпринимательство. У любой проблемы есть бизнес-решение, утверждает лауреат Нобелевской премии. Например, врачи стремятся жить в городах и деревенские жители лишаются квалифицированной медицинской помощи. Решить проблему способны современные технологии. В частности, в Бангладеш практически каждая семья имеет мобильное средство связи. Значит, можно делать УЗИ на месте, а результат исследования отправлять узкому специалисту по сотовому телефону. Муниципалитетам по их социальным программам ничто не мешает привлечь местный бизнес к оказанию такой услуги для населения. Так, в США компания Intel создала компьютерные программы для беременных, и будущие мамы вовремя получают медицинскую помощь не выходя из дома. Достаточно ответить на тестовые и другие вопросы профессионалов, чтобы в удаленном режиме получить совет.

Телефонные леди и мобильная связь

Бедность — порождение системы, а не проблема бедняков. Вы видели безработное животное? Все они заняты поиском пропитания, отстаиванием места обитания либо выращиванием потомства. Почему же в человеческом обществе распространена безработица, спросил М. Юнус у корреспондента «ЭЖ» и сам же ответил: «Дело вовсе не в бездельниках среди людей, сбой дает система, которую надо ремонтировать. Надо видеть проблему, а бизнес-решение всегда найдется». Скажем, мобильный телефон требует подзарядки. Следовательно, в далеких от электричества местностях, например у туристских центров, нужно ставить солнечные батареи. А это уже возможность партнерства местной власти и бизнеса как по производству панелей, так и по их доставке. К тому же это работа для местных жителей.

Одновременно с социальным бизнесом, связанным со спросом на солнечные батареи, одна из компаний группы Грэмин-банка активно вела социальный проект по распространению мобильной телефонной связи. Она практически за бесценок вручала аппараты безработным женщинам. Правда, с условием никому не отказывать в личных (связаться с родственниками) или деловых звонках. Услугами телефонных леди охотно пользовались, но затем и соседи приобщились к такой практике. В результате в Бангладеш буквально за считаные месяцы появилось 5 млн мобильных абонентов. Теперь их в десять раз больше.

По мнению М. Юнуса, для успешного старта в муниципальном образовании можно организовать специальный фонд. Это позволит избежать конфликта между традиционным бизнесом и социальным предпринимательством и между поколениями, поскольку создание новой предпринимательской среды — удел молодых умов. Идеи легко рождаются у молодежи, надо только грамотно поставить перед ней задачу, считает профессор из Бангладеш. Нельзя, чтобы профессор учил технологиям десятилетней давности. Более того, не известно, какие новшества создаст нынешний пятилетний ребенок.

Тоже не лыком шиты

Пермским Дон Кихотом называют предпринимателя Вячеслава Горелова за его агродеревню в селе Кривец Ильинского района и школу фермеров для детей-сирот и молодых людей, досрочно освобожденных из мест заключения. В детских домах предпринимательству не учат. Оказавшись за порогом детдома, большинство воспитанников шалеет от свободы и нередко теряет ее. Таким бедолагам помогает создать свое крестьянско-фермерское хозяйство социальный бизнесмен из Прикамья. Молодежную деревню в Кривце он начал строить, когда получил в Фонде региональных социальных программ «Наше будущее» беспроцентный заем 6 млн руб на шесть лет, а местная администрация предоставила ему 250 га земли. Глава Сретенского сельского поселения, в состав которого входит село Кривец, Сергей Соловьев говорит, что местная администрация готова выделять земельные участки под такие проекты. Теперь предприниматель хочет иметь семь агросекторов, в частности свиноводство, птицеводство с перепелами и индюками вместе с курами, гусями и утками, овцеводство, овощеводство. Один сектор — это дом для инструктора-технолога, дом для проживания и обучения восьми учеников и производственные помещения. Эти планы поддержал Россельхозбанк.

По мнению главы Ильинского района Анатолия Красноборова, В. Горелов не только превращает трудных подростков в добрых фермеров, но и открывает рабочие места для односельчан. А это уже рост уровня жизни в селе.

Эксперт фонда «Наше будущее» Ирина Павлова утверждает, что социальный предприниматель Горелов формирует новую реальность российской деревни.

По данным объединения работодателей малого и среднего бизнеса «ОПОРА России», к фактам формирования нового облика российской глубинки можно отнести также примеры возрождения во многих регионах книжных автолавок. Прибыль у их владельцев не большая, но такой бизнес помогает сельским детям приобщиться к миру книг. «ОПОРА России» совместно с МСБ-банком при поддержке Минэкономики России впервые в этом году объявила конкурс социальных бизнес-проектов в малом и среднем предпринимательстве.

Ассоциация молодежных правительств российских регионов презентовала в прошлом году в Красноярске проект «Первая социальная бизнес-сеть России», призванный распространять новые практики и находить партнеров-единомышленников. Предложенные сервисы и перспективы проекта заинтересовали предпринимателей, в частности директора ООО «Байкальская индустриальная компания» Саяна Протасова, который немедленно представил свое предприятие на сайте создаваемой бизнес-сети.

Дмитрий Осколков,

директор Департамента корпоративного управления Министерства экономического развития РФ

Без Мухаммада Юнуса нет понятия «социальный бизнес». Без социально ориентированного предпринимательства и сам он не стал бы, наверное, лауреатом Нобелевской премии.

Каждый приезд нобелевского лауреата в Москву означает для нас возможность обсудить с ним потенциал вовлечения в экономику активных групп людей, имеющих различные ограничения. Главным образом не из-за инвалидности, а из-за отчуждения от предпринимательства по разным причинам.

Михаил Мамута,

президент Российского микрофинансового центра и Национального партнерства участников микрофинансового рынка (НАУМИР)

Социальный бизнес — это такие известные фирмы, как ION, Danone, Adidas. Их продукты доступны людям разного уровня достатка. Например, компания спортивной обуви выпускает модели по доступной для небогатых людей цене отменного качества.

Многие города в мире провозглашают себя территориями социального бизнеса. В Германии, в частности, это Висбаден, в Японии — Фукуока. К сожалению, мэрии наших бедствующих моногородов не проявляют активности. Хотя партнерство с социально ориентированным бизнесом позволяет и трудоустроить людей, и помочь им открыть собственное дело в интересах муниципального образования.

В России творческая лаборатория Мухаммада Юнуса The Grameen creative lab осуществляет свою деятельность в партнерстве с Российским микрофинансовым центром (РМЦ).

Миссия РМЦ — способствовать построению в стране всеохватывающей и общедоступной финансовой системы, чтобы содействовать развитию частного предпринимательства, улучшать доступ малого бизнеса и малообеспеченного населения к финансовым услугам с целью повышения качества жизни людей с невысоким уровнем доходов.

Учрежденный в 2007 г. Вагитом Алекперовым фонд «Наше будущее» способствует развитию социального предпринимательства посредством прямых инвестиций в социальное предпринимательство и реализует благотворительные проекты.