Позиции разные, а результат один

| статьи | печать

Вопрос учета в целях налогообложения по УСН части пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемой за счет средств ФСС России, давно волнует налогоплательщиков. Позиции Минфина и ФНС России по этому вопросу прямо противоположны. Но парадокс заключается в том, что в конечном итоге следование этим разным позициям приведет к одному и тому же результату. Заинтригованы? Тогда читайте дальше!

ФНС России чтит Налоговый кодекс

Налогоплательщики, выбравшие УСН с объектом налогообложения «доходы», вправе уменьшить исчисленную сумму налога на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога не может быть уменьшена более чем на 50% (п. 3 ст. 346.21 НК РФ).

Как видим, никаких ограничений в части суммы пособия по временной нетрудоспособности Налоговый кодекс не содержит. Исходя из этого специалисты ФНС России в письме от 15.06.2011 № ЕД-4-3/9475 отметили следующее. Учитывая, что п. 3 ст. 346.21 НК РФ предусмотрено, что суммы пособий по временной нетрудоспособности должны быть выплачены работникам и иных требований не установлено, налогоплательщик может уменьшить налог на всю сумму пособий, выплаченных работникам как за счет средств работодателя за первые три дня временной нетрудоспособности, так и за счет средств ФСС России за остальные дни нетрудоспособности работника (при условии, что в совокупности со страховыми взносами налог уменьшается не более чем на 50%).

В отношении страховых взносов ФНС России указала, что налогоплательщик вправе уменьшить налог (авансовые платежи по налогу) на сумму перечисленных (в пределах исчисленных) в ФСС России страховых взносов (то есть за минусом сумм выплаченных работникам пособий).

К сведению

Согласно п. 2 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащая уплате в Фонд социального страхования РФ, подлежит уменьшению плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Перечень выплат, относящихся к видам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, указан в подп. 1 п. 1 ст. 1.4 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». К данным выплатам, в частности, относится пособие по временной нетрудоспособности.

Таким образом, согласно позиции ФНС России налогоплательщик вправе уменьшить сумму исчисленного налога на всю сумму выплаченных за соответствующий период пособий по временной нетрудоспособности и сумму уплаченных страховых взносов (за минусом выплаченных пособий).

Пример 1

За девять месяцев 2011 г. сумма начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составила 100 000 руб. Сумма пособий по временной нетрудоспособности, выплаченных за этот период, — 50 000 руб. При этом за счет средств работодателя выплачено 20 000 руб., за счет средств ФСС России — 30 000 руб.

Организация перечислила в ФСС России страховые взносы на сумму 70 000 руб. (100 000 руб. – 30 000 руб.).

Если следовать разъяснениям ФНС России, организация вправе уменьшить сумму налога по УСН, исчисленную за девять месяцев, на 120 000 руб. (70 000 руб. + 50 000 руб.).

Будем считать, что эта величина не превышает 50% налога по УСН, исчисленного за этот период. Кроме того, для наглядности этого и других примеров и в дальнейших рассуждениях мы не будем принимать во внимание остальные страховые взносы (в ПФР, ФОМС и ФСС России в части взносов от несчастных случаев на производстве).

А Минфин России против

В отличие от налоговиков Минфин России придерживается мнения, что сумма налога по УСН может быть уменьшена только на суммы фактически выплаченных пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателя. Причем раньше Минфин России ограничивался только констатацией данного мнения (письмо Минфина России от 16.09.2010 № 03-11-06/2/146). Такая немногословная категоричность финансистов в купе с положениями п. 3 ст. 346.21 НК РФ давала основания считать, что уменьшить налог по УСН можно только на сумму уплаченных страховых взносов (за минусом части пособия, выплаченной за счет средств ФСС России) и сумму пособий по временной нетрудоспособности, выплаченных за счет средств работодателя. То есть применительно к приведенному выше примеру организация могла бы уменьшить сумму налога только на 90 000 руб. (20 000 руб. + 70 000 руб.).

Однако все не так грустно, как кажется на первый взгляд. В 2011 г. Минфин России наконец выложил все карты на стол и подробно разъяснил свою позицию (письма от 14.11.2011 № 03-11-11/282 (текст см. на с. 53), от 24.10.2011 № 03-11-06/2/146 и от 26.10.2011 № 03-11-06/2/147).

Оказывается, финансисты считают уплаченными не только те страховые взносы, которые перечислены в ФСС России, но и те, которые пошли на оплату пособий по временной нетрудоспособности (той части пособий, которая финансируется за счет средств ФСС России).

Объясняют они свою позицию тем, что начисление и уплата страховых взносов производятся так же, как по налогам. Поэтому в отношении страховых взносов должен применяться порядок их учета, аналогичный учету налогов.

В соответствии с подп. 3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходы на уплату налогов и сборов учитываются в составе расходов в размере, фактически уплаченном налогоплательщиком. При наличии задолженности по уплате налогов и сборов расходы на ее погашение учитываются в составе расходов в пределах фактически погашенной задолженности в те отчетные (налоговые) периоды, когда налогоплательщик погашает указанную задолженность. Исходя из этого специалисты Минфина России считают, что сумма налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, может быть уменьшена на сумму страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, исчисленных и уплаченных за этот же период времени, на сумму страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, направленных (в пределах исчисленных сумм) на оплату расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования за этот же период времени, а также на сумму фактически выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности за счет средств страхователя.

Иными словами, налогоплательщик вправе уменьшить сумму налога на всю сумму страховых взносов (как перечисленных в ФСС России, так и пошедших на выплату пособий) и сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности за счет работодателя.

Отметим, что порядок заполнения налоговой декларации по УСН согласуется с вышеизложенной позицией Минфина России. В частности, в п. 5.9 Порядка заполнения налоговой декларации по УСН, утвержденного приказом Минфина России от 22.06.2009 № 58н, сказано, что по строке 280 декларации наряду с уплаченными взносами отражаются суммы выплаченных работникам в течение налогового периода пособий по временной нетрудоспособности из средств налогоплательщика.

Пример 2

Воспользуемся данными предыдущего примера.

Если следовать разъяснениям Минфина России, организация вправе уменьшить сумму налога по УСН, исчисленную за девять месяцев:

— на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности за счет работодателя в размере 20 000 руб.;

— сумму перечисленных в ФСС России страховых взносов в размере 70 000 руб.;

— сумму взносов, направленных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, в размере 30 000 руб.

Итого получается, что организация вправе уменьшить сумму налога по УСН, исчисленного за девять месяцев, также на 120 000 руб. (70 000 руб. + 30 000 руб. + 20 000 руб.).

То есть, несмотря на различие позиций, результат от их применения оказался одним и тем же.

Различный результат будет, только если сумма выплаченных пособий по временной нетрудоспособности за счет средств ФСС России за рассматриваемый период окажется больше, чем величина начисленных за этот же период страховых взносов.

Пример 3

Допустим, за девять месяцев 2011 г. сумма начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составила 100 000 руб. Сумма пособий по временной нетрудоспособности, выплаченных за этот период, — 130 000 руб. При этом за счет средств работодателя выплачено 20 000 руб., за счет средств ФСС России — 110 000 руб.

Поскольку сумма пособий, выплаченных за счет средств соцстраха, превышает величину начисленных страховых взносов, уплачивать взносы в ФСС России не нужно.

Если придерживаться позиции ФНС России, исчисленный за девять месяцев налог можно уменьшить на 130 000 руб.

Если следовать позиции Минфина России, уменьшить налог за девять месяцев можно только на 120 000 руб. (100 000 руб. +  20 000 руб.). 

Но на оставшиеся 10 000 руб. можно будет уменьшить налог по итогам года.

Итак, несмотря на различный подход к решению рассматриваемого вопроса, в конечном итоге результат будет таким же. Но, следуя позиции Минфина России, можно обезопасить себя от возможных претензий контролирующих органов. Ведь позиция финансистов «бережнее» относится к бюджету.