О размещении коммерческих объектов на придомовых территориях

| статьи | печать

Роспотребнадзор подтвердил запрет на строительство новых стационарных коммерческих объектов во дворах жилых зданий.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в письме от 07.12.2011 «Об организации надзора за условиями проживания населения Российской Федерации» (далее — письмо) разъяснила некоторые вопросы, связанные с действием санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях (СанПиН 2.1.2.2645—10). Эти правила и нормативы приняты в рамках Федерального закона от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и утверждены постановлением Роспотребнадзора от 10.06.2010 № 64.

Нормы, содержащиеся

в СанПиН 2.1.2.2645—10, предусматривают требования к условиям проживания граждан в жилых зданиях и помещениях. В то же время реализация данных норм затрагивает интересы предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих отдельные виды коммерческой деятельности внутри жилых зданий и на придомовой территории.

В письме разъяснено, как применять п. 2.10 СанПиН 2.1.2.2645—10. В этом пункте установлен общий запрет на размещение любых предприятий торговли и общественного питания, производственных объектов, а также автостоянок на территории дворов жилых зданий.

На все ли объекты распространяется данный запрет?

Есть исключения

В письме Минэкономразвития России от 29.07.2011 № ОГ-Д22-696 на этот вопрос дан положительный ответ, указано на полный запрет размещения на территории жилых домов любых предприятий торговли, общественного питания, палаток, киосков, ларьков, мини-рынков, павильонов, летних кафе, производственных объектов, предприятий по мелкому ремонту автомобилей, бытовой техники, обуви, автостоянок, за исключением гостевых.

Согласно же письму запрет не распространяется на временно размещаемые объекты.

Таким образом, очевидна попытка Роспотребнадзора устранить неоднозначное применение п. 2.10 СанПиН 2.1.2.2645—10. Отметим, что позиция Мин­экономразвития России по данному вопросу не должна учитываться, поскольку в соответствии с п. 6.2 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322, разъяснения в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения полномочен давать Роспотребнадзор, а не экономическое ведомство.

В письме сделан акцент на том, что п. 2.10 СанПиН 2.1.2.2645—10 вводит запрет на размещение новых объектов и не затрагивает существующие. А уже функционирующие объекты не должны ухудшать условия проживания граждан. Роспотребнадзор также допускает возможность размещения объектов торговли и общественного питания на первых этажах жилых зданий. При этом, по мнению ведомства, предприятия, осуществляющие коммерческую деятельность, обязаны соблюдать гигиенические нормативы по шуму, инфразвуку, вибрации и электромагнитным полям.

Отдельно в письме поясняется правовой режим автомобильных стоянок на придомовых территориях. СанПиН 2.1.2.2645—10 допускает устройство встроенных и встроенно-пристроенных стоянок для автомашин и мотоциклов в подвальных и цокольных этажах жилых домов. Потолочные перекрытия таких стоянок должны быть герметичны. Необходимо оборудовать и отводы выхлопных газов.

Итак, расположение новых стационарных коммерческих объектов на придомовой территории не допускается. Уже существующие объекты должны отвечать требованиям санитарно-эпидемиологических норм и не ухудшать условия проживания граждан. Роспотребнадзор не возражает против размещения объектов торговли и общественного питания на первых этажах жилых зданий, но только при условии, что соблюдены гигиенические нормативы.

Какова юридическая сила содержания письма

Письмо не является нормативно-правовым актом и не может устанавливать новые нормы права. Очевидно желание ведомства устранить определенные пробелы в вопросах применимости санитарно-эпидемиологических требований к функционирующим в жилых домах объектам торговли и общественного питания, а также к коммерческим объектам, расположенным на придомовой территории. Ведь любой магазин, киоск, кафе или парикмахерская, расположенные в жилом доме либо на его территории, должны по логике вещей соблюдать санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания граждан. Однако сложность реализации этих, казалось бы, разумных требований обусловлена именно пробелом в законодательстве. Дело в том, что п. 1.4. СанПиН 2.1.2.2645—10 распространяет действие правил на определенный круг субъектов:

  • граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией жилых зданий и помещений, а также с эксплуатацией жилых зданий и помещений;
  • органы, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Вместе с тем физические и юридические лица, осуществляющие на первых этажах жилых домов торговую деятельность или владеющие коммерческими объектами, расположенными на территориях жилых домов, не входят в субъектный состав, на который распространяется действие п. 1.4 СанПиН 2.1.2.2645—10. В то же время объект торговли, функционирующий в жилом доме, не может не соблюдать санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания граждан. Не исключено, что именно из-за неурегулированности вопроса на законодательном уровне Роспотребнадзор и пытается восполнять пробелы в правовом регулировании письмами, зачастую превышая свои полномочия. Так, Роспотребнадзор в письме раскрывает понятия «двор жилого здания» и «дворовая территория», под которыми подразумеваются территории, прилегающие к жилым зданиям и находящиеся в общем пользовании проживающих в этих зданиях лиц. Территория должна быть ограничена по периметру жилыми зданиями, строениями, сооружениями или ограждениями.

Тем не менее введение указанных терминов и определений не входит в полномочия Роспотребнадзора. Они должны устанавливаться на законодательном уровне. Сказанное относится и к попытке в рамках письма расширить перечень субъектов, на которых распространяется СанПиН. Конечно, владельцы коммерческих объектов, функционирующих на придомовой территории, равно как и владельцы объектов торговли и общественного питания, расположенных внутри жилых домов, обязаны при осуществлении деятельности соблюдать санинарно-эпидемиологические нормы. В том числе нормы, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологических требований к проживанию граждан. Но в качестве субъектов, на которых распространяется действие СанПиН 2.1.2.2645—10, владельцы таких объектов не названы. И регулировать этот вопрос следовало бы не в рамках писем, а на законодательном уровне.