Верховный суд подтвердил законность запрета на дистанционную торговлю алкоголем

| статьи | печать

Закон, регулирующий оборот алкогольной продукции, не содержит прямого запрета на дистанционную торговлю ею, но введен на уровне подзаконного акта. Если прода­вцы алкоголя видят в этом правовую неопределенность, то у Верховного суда РФ в законности такого запрета сомнений нет1.

Дистанционная продажа алкогольной продукции не допускается. Это предусмотрено в п. 5 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 (далее — Правила). Вместе с тем в ст. 16 Федерального закона от 22.11.95 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее — Закон № 171-ФЗ), устанавливающей ограничения розничной продажи алкогольной продукции, нет запрета на продажу дистанционным способом.

Казалось бы, налицо противоречие подзаконного акта закону. Именно такое восприятие норм законодательства и послужило поводом для обращения общества в Верховный суд РФ с заявлением о признании п. 5 Правил частично недействующим.

Для определения законности введенного нормативным правовым актом запрета Верховному суду пришлось выяснить два момента. Во-первых, есть ли у Правительства РФ полномочия установить такой запрет, несмотря на его отсутствие в законе. Во-вторых, чем обусловлено такое ограничение.

Объем полномочий

Государственное регулирование в сфере торговли направлено на защиту прав и законных интересов потребителей, публичных и общественных интересов, а также призвано обеспечивать государственную политику в социальной сфере.

С этой целью на правительство законом возложены обязанности по такому регулированию и права по изданию актов, обязательных к исполнению продавцами и покупателями. Об этом свидетельствует п. 2 ст. 1 Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей», который гласит: Правительство РФ вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, выполнение которых обязательно при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг). При этом правительство не может поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей.

Исходя из этого Верховный суд пришел к выводу, что постановление от 27.09.2007 № 612, которым утверждены Правила, запрещающие дистанционную продажу алкоголя, издано Правительством РФ в пределах его компетенции и не нарушает прав и законных интересов продавцов.

Для чего введен запрет

В соответствии с п. 2 ст. 16 Закона № 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним.

Если у продавца, непосредственно осуществляющего отпуск алкогольной продукции несовершеннолетним, возникают сомнения в их возрасте, он вправе потребовать у них документ, удостоверяющий личность.

Учитывая специфику дистанционного способа продажи алкоголя, соблюсти требования закона, ограничивающие круг лиц, которые могут участвовать в соответствующих правоотношениях, практически невозможно. Именно это скорее всего и послужило основанием для введения запрета в Правилах.

Однако заявитель, оспаривающий Правила, настаивал на том, что установить возраст покупателя можно непосредственно при доставке товара. В то же время Правилами предусмотрено, что товар может быть доставлен покупателю путем пересылки почтовыми отправлениями (п. 3) не только продавцом, но и третьими лицами (п. 22). При отсутствии покупателя товар может быть выдан любому лицу, предъявившему квитанцию или иной документ, подтверждающий заключение договора или оформление доставки товара (п. 26). Это исключает возможность проверить достижение покупателем совершеннолетия.

Цель оправдывает средства

В результате Верховный суд пришел к выводу, что установленный в п. 5 Правил запрет на продажу дистанционным способом алкогольной продукции не противоречит нормам федерального законодательства и не нарушает прав заявителя на розничную продажу алкогольной продукции.

Таким образом, запрет законен и остается в силе.

Особые ограничения и требования к розничной продаже алкогольной продукции

(ст. 16 Федерального закона от 22.11.95 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»)

Розничная продажа алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков) осуществляется организациями.

Розничная продажа пива и пивных напитков осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями.

Не допускается розничная продажа алкогольной продукции:

  • в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях;
  • в организациях культуры, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании ими услуг общественного питания;
  • на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, — на остановочных пунктах его движения (в том числе на станциях метрополитена), на автозаправочных станциях;
  • на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанные ограничения действуют также на прилегающих к таким местам территориях;
  • на объектах военного назначения и на прилегающих к ним территориях;
  • в нестационарных торговых объектах;
  • несовершеннолетним.

В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск алкогольной продукции несовершеннолетним (продавца), сомнения в достижении этим покупателем совершеннолетия продавец вправе потребовать у этого покупателя документ, удостоверяющий личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст этого покупателя. Перечень соответствующих документов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

  • без сопроводительных документов в соответствии с требованиями ст. 10.2 настоящего Федерального закона, без информации, установленной п. 3 ст. 11 настоящего Федерального закона, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со ст. 12 настоящего Федерального закона.

Запрет на розничную продажу алкогольной продукции в местах, указанных в абзацах пятом и седьмом настоящего пункта, не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более чем 16,5% объема готовой продукции, осуществляемую организациями, и на розничную продажу пива и пивных напитков, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую магазинами беспошлинной торговли.

Не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23.00 до 8.00 по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции (за исключением организаций общественного питания), требования к минимальному размеру оплаченного уставного капитала (уставного фонда) в размере не более чем 1 млн руб.

Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков) в городских поселениях, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, а также контрольно-кассовую технику.

Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков) в сельских поселениях, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 25 квадратных метров, а также контрольно-кассовую технику, если иное не установлено федеральным законом.

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде стационарные торговые объекты и складские помещения, а также контрольно-кассовую технику, если иное не установлено федеральным законом.

1 Решение Верховного суда РФ от 04.10.2011 по делу № ГКПИ11-994.