Кто пойдет в геологоразведку?

| статьи | печать

Недра — наше основное национальное богатство, которое дает около 50% бюджетных поступлений и 70% валютной экспортной выручки. За последние 10 лет пополнение минерально-сырьевой базы новыми месторождениями практически не происходило. Сейчас идет «проедание» запасов, разведанных еще в советские времена, когда геологоразведка по праву занимала ведущее место в государственных задачах. В 2006 г., по оценкам Минприроды, уже не останется рентабельных месторождений для проведения аукционов. О сложившейся ситуации, проблемах и задачах геологоразведки нам рассказал руководитель Федерального агентства по недропользованию Анатолий Ледовских.

— Анатолий Алексеевич, в чем вы видите основные цели работы вашего агентства?

— За время существования Геологической службы в нашей стране было открыто и разведано свыше 20 тыс. месторождений полезных ископаемых, создана уникальная минерально-сырьевая база (МСБ), которая является лучшей в мире. В наших недрах залегают 30% мировых запасов природного газа, 50 — алмазов, 25 —никеля, 17 — олова, 10% запасов нефти. Мы являемся самой богатой страной по наличию природных ресурсов.

С петровских времен и до наших дней Геологическая служба в России всегда была государственной, а недра— главным материальным богатством страны. Последние 15 лет стали поворотными, в том числе и для геологоразведки. Катастрофическое сокращение государственного финансирования привело к резкому уменьшению поиска и разведки новых месторождений, что напрямую угрожает экономической стабильности и безопасности страны. Таким образом, сегодня главной целью Федерального агентства по недропользованию являются обеспечение воспроизводства МСБ России и поиск новых месторождений.

— Устойчивое финансирование геологоразведки всегда было прерогативой государства. Сейчас приоритеты поменялись. Какую часть в общем объеме разведанных месторождений занимает частная разведка и какова динамика процесса инвестирования?

— Доля работ, выполняемых за счет средств федерального бюджета, во всем объеме геолого-разведочных работ в последние годы составляет 9—14%.

Субъекты РФ в 2003—2004 гг. вложили в геологоразведку 7—12% от общего объема инвестиций. В 2005 г. в связи с принятием поправок к Закону № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (ст. 26.3) доля средств бюджетов субъектов РФ в финансировании геолого-разведочных работ сократилась до 1,7%. Около 80% средств внесли недропользователи, то есть частные компании, занимающиеся добычей полезных ископаемых. Но они заинтересованы вкладывать деньги только в разведку стратегических и дефицитных видов сырья (высокорентабельных), таких как нефть, газ, уран, медь, никель, платина, серебро и алмазы, в то время как государству необходимо восполнять ресурсы абсолютно всех видов добываемых природных ископаемых.

Работа по поиску инвестиций в геологоразведку, создание механизмов, обеспечивающих взаимовыгодное партнерство государства и инвесторов, — это приоритетная задача правительства.

— По какому критерию месторождение полезных ископаемых относится к стратегическому?

— Стратегическими могут быть не месторождения, а отдельные виды полезных ископаемых, перечень которых определен Распоряжением Правительства РФ от 16.01.96 № 50-р. Он содержит 29 наименований полезных ископаемых.

Месторождения полезных ископаемых, по моему мнению, могут составлять стратегический резерв государства (фонд безопасности), который представляет собой разведанные, подготовленные к освоению и эксплуатируемые месторождения стратегических видов сырья или их самостоятельные участки, расположенные в пределах инфраструктуры добывающих предприятий и доступные для быстрого освоения.

— Какие стратегические месторождения будут выставляться на аукцион в 2005 г. и будут ли в них принимать участие иностранные инвесторы?

— Перечень участков недр, планируемых к передаче в пользование в этом году, более чем наполовину содержит месторождения стратегических видов минерального сырья.

Что касается участия иностранных инвесторов в аукционах, то все зависит исключительно от их желания и возможностей. Российским законодательством их участие не запрещено.

На аукционы в 2005 г. будут выставлены следующие стратегические месторождения:

Удоканское месторождение — 20 млн тонн меди;

4 блока Центрально-Хорейверского поднятия —96 млн тонн нефти;

месторождения им.Р. Требса и А. Титова —83 млн тонн нефти.

Всего на аукционы в нынешнем году будет выставлено 250 участков недр углеводородного сырья и твердых полезных ископаемых.

— И последний вопрос: как живут сейчас геологи, ведь именно на них ложится колоссальная задача по воспроизводству МСБ?

— Не секрет, что за последние 10 лет мы потеряли тысячи высококвалифицированных специалистов из-за низкой оплаты труда в отрасли. Но сейчас появился повод для оптимизма. Во-первых, впервые за последние 3 года финансирование отрасли началось с начала года, что создает хорошую основу для подготовки очередного полевого сезона. Во-вторых, сохраняются устойчиво высокие мировые цены на большинство видов минерального сырья, что стабилизирует рабочие места и востребованность на геологические услуги. И в-третьих, в правительстве начинает появляться понимание необходимости государственного регулирования геологического изучения недр и воспроизводства полезных ископаемых.

Если эти тенденции обеспечат рост заработной платы (средняя зарплата за 2004 г.составляла 10 тысяч рублей) геологам и геофизикам за их тяжкий труд в экстремальных условиях, то можно надеяться, что в отрасль придут молодые кадры.

Как складывалось освоение нефтяных запасов в России?

До конца Второй мировой войны главным нефтедобывающим регионом был Северный Кавказ. В 50-е годы на смену ему пришел Волго-Уральский регион, а в 70-е годы начала осваиваться богатейшая Западно-Сибирская провинция, вклад которой в нефтедобычу до сих пор превышает 65%.Сейчас приоритетными регионами геологоразведки являются Восточная Сибирь и Дальний Восток, где прогнозные ресурсы нефти превышают 15 млрд тонн.

Геологические исследования недр в стране до 1992 г. прямо зависели от отчислений добывающих предприятий на воспроизводство МСБ. Их задолженность к началу 1999 г., по оценкам экспертов, оценивалась в несколько миллиардов руб. Это и стало главной причиной свертывания геолого-поисковых работ в большинстве важнейших регионов страны.

Дестабилизации ситуации послужило и введение в 2001 г. НДПИ (заменил роялти, акциз и отчисления на воспроизводство МСБ), при котором предприятия, имеющие различную рентабельность добычи, стали вынуждены платить налог по единой ставке, что неизбежно вылилось в уход от налогообложения и сокращение поступлений в бюджет.

Министр экономического развития Г. Греф в интервью газете Financial Times высказал мнение, что Россия открыта для иностранных инвестиций в нефтяном и газовом секторе. «Мы имеем такие большие объемы природных ресурсов, что наших собственных сил для их эксплуатации недостаточно. Если мы будем сидеть как собака на сене и не впускать инвесторов, то нам придется заплатить за это снижением темпов роста ВВП. Думаю, что иностранная компания вряд ли сможет получить контрольный пакет акций российского предприятия. Но она сможет получить до 50% акций».

Юрий Трутнев, министр природных ресурсов:

— Сегодня свыше 90% запасов нефти, никеля, алмазов, более 80% газа, более 70% золота и платиноидов находятся в распределенном фонде. К сожалению, добыча некоторых полезных ископаемых, в том числе и стратегических, сконцентрирована в одной-двух компаниях, что ограничивает свободную конкуренцию в недропользовании. Более 10 видов полезных ископаемых в стране, в том числе газ, никель, платиноиды, добывают по одному предприятию. На долю двух предприятий приходится добыча 100% алмазов, менее 10 компаний контролируют 100% добычи нефти. Очевидно, когда одна или две компании контролируют весь сырьевой рынок страны, при этом им переданы практически все разведанные запасы, надеяться на их инвестиции в развитие ресурсной базы, в геологоразведочные работы не приходится.

Прирост разведанных запасов по основным видам полезных ископаемых в 2003—2004 гг.

Полезные ископаемые

Единица измерения

2003 г.

2004 г.

Нефть

млн т

375

238,5

Газ

млрд м3

626

571,9

Уран

т

14,0

2300,0

Уголь

млн т

182,8

148,0

Железо

млн т

22,3

25,0

Марганцевые руды

тыс. т

88,0

0,0

Хромовые руды

тыс. т

2880,0

1000,0

Медь

тыс. т

260,0

100,0

Свинец, цинк

тыс. т

58,1

7,3

Никель

тыс. т

72,9

70,0

Олово

тыс. т

0,8 1,0


Вольфрам

тыс. т

0,1 16,2


Золото

т

98,2

185,1

Платина

у. е.

50,0

0,0

Алмазы

у. е.

11,0

0,0