О монопольно низких ценах

| статьи | печать

У большинства из нас нарушение конкуренции, как правило, ассоциируется с установлением монопольно высоких цен. Однако манипуляции с ценами в сторону занижения тоже могут рассматриваться как нарушение закона. Исходя из практики ФАС России рассмотрим, какие случаи занижения цен считаются правонарушением и какая ответственность за это предусмотрена.

Чем опасно занижение цен

Пункт 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно низкой цены товара.

В результате таких действий (бездействия) на определенном рынке может сложиться ситуация, когда приобретение товара у лица, временно установившего неоправданно низкую цену на свой товар (работу, услугу), оказывается для потребителей этого товара (работы, услуги) экономически выгодным. Это в свою очередь может привести к ограничению конкуренции на соответствующем рынке. Например, при значительном удорожании нефтепродуктов и повышении оптовых цен на бензин и дизельное топливо региональный поставщик топлива устанавливает для своих автозаправочных станций более низкие отпускные цены. Как следствие, розничная цена на «своих» автозаправочных станциях может оказаться ниже оптовой, установленной для независимых АЗС. Тогда в регионе возникает угроза банкротства независимых автозаправочных станций, ведь альтернативные источники поставки топлива имеют далеко не все АЗС.

В итоге страдают не только конкуренты недобросовестного хозяйствующего субъекта, но и потребители, поскольку число хозяйствующих субъектов на рынке сокращается.

пример

С 1 января по 1 июля 2008 г. ЗАО «АКАДО-Столица» установило и поддерживало монопольно низкую цену на услугу технической поддержки абонентской линии (ОКДП 6420050) на территории ЮВАО г. Москвы. Услуга предоставлялась для абонентов округа по цене, которая обеспечивала выручку ниже суммы расходов, необходимых для оказания услуги. В 1-м полугодии 2008 г. установленная в ЮВАО цена была значительно ниже цены, применяемой компанией при расчетах с абонентами других административных округов Москвы и в два-три раза ниже цен на аналогичную услугу иных операторов связи, действующих на данном рынке.

Такие действия могли привести к ограничению конкуренции путем сокращения числа хозяйствующих субъектов на рынке. Поэтому 26 августа 2009 г. УФАС России по г. Москве признало ЗАО «АКАДО-Столица» нарушившим ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции в части злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг связи для целей телерадиовещания по доставке сигнала каналов свободного доступа до пользовательского (оконечного) оборудования на территории ЮВАО г. Москвы (дело № 7-31/2009).

Арбитражный суд г. Москвы 8 февраля 2010 г. отказал в удовлетворении требований ЗАО «АКАДО-Столица» о признании недействительным решения УФАС России по г. Москве. Девятый арбитражный апелляционный суд (постановление от 14.05.2010) и ФАС Московского округа (постановление от 04.08.2010) оставили решение суда первой инстанции без изменения. Арбитражный суд г. Москвы 11 августа 2010 г. также отказал в удовлетворении заявления ЗАО «АКАДО-Столица» об отмене постановления УФАС России по г. Москве от 20.04.2010 о наложении административного штрафа (дело № А7-47/2009). Девятый арбитражный апелляционный суд 7 октября 2010 г. оставил это решение без изменения.

Какая цена считается монопольно низкой

Определение монопольно низкой цены товара приведено в ст. 7 Закона о защите конкуренции. Таковой признается цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом. Это цена, которая ниже суммы необходимых для производства и реализации товара расходов и прибыли и ниже цены, сформировавшейся в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке (при наличии такого рынка на территории РФ или за ее пределами).

Законодатель называет два способа установления монопольно низких цен:

1) снижение ранее установленной цены товара. При этом для установления факта нарушения антимонопольного законодательства должны выполняться в совокупности три условия:

  • расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;
  • состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение их состава незначительное;
  • условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2) поддержание или неповышение ранее установленной цены товара, если выполняются в совокупности следующие условия:

  • расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно возросли;
  • состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону увеличения;
  • условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, позволяют изменить цену товара в сторону увеличения.

Не признается монопольно низкой цена товара, если:

1) она установлена субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, определенного в соответствии с законодательством РФ;

2) она не ниже цены, сформировавшейся в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке;

3) ее установление продавцом товара не повлекло или не могло повлечь за собой ограничение конкуренции в связи с сокращением числа не входящих с продавцами или покупателями товара в одну группу лиц хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке.

Признаки и примеры правонарушений

Дело о нарушении антимонопольного законодательства может быть возбуждено ФАС России или ее территориальным управлением по инициативе заинтересованных лиц (конкурентов, поставщиков и потребителей) или самого антимонопольного органа.

В последнем случае признаки, свидетельствующие о нарушении, могут быть выявлены, например, при обработке результатов мониторинга цен по группе социально значимых товаров — муке, хлебу, молоку и подсолнечному маслу по всей взаимосвязанной цепочке производства указанных продуктов. Как известно, на формирование закупочных цен на сырое молоко влияют такие факторы, как качество поставляемого молока, объем поставок, способ доставки. Немаловажен и фактор сезонности производства молока. Ежегодно с марта по август объемы поступающего на переработку молока значительно превышают объемы поступления в осенне-зимний период. Таким образом, в весенне-летний период изменяется соотношение спроса молока в сторону увеличения предложения и, как следствие, снижаются закупочные цены на сырое молоко. Предположим, в каком-то регионе розничные цены на пастеризованное молоко жирностью 2,5% в мае зафиксировались на уровне цен на начало года, но при этом закупочные цены на молочное сырье снизились в среднем до 20% относительно уровня закупочной цены на начало года. Тогда антимонопольный орган может начать проверку и возбудить дело в отношении того или иного хозяйствующего субъекта по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в установлении и поддержании монопольно низких закупочных цен на сырое молоко.

В практике антимонопольных органов нашей страны дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства, выразившегося в установлении монопольно низких цен, немного (по сравнению с количеством дел, возбужденным по признакам установления монопольно высоких цен).