Подбор персонала: форма объявления значения не имеет

| статьи | печать

В письме от 23.09.2011 № 03-03-06/1/585 Минфин России впервые разъяснил порядок учета расходов на публикацию в СМИ объявлений о вакансиях компании. Сразу скажем, что позиция финансистов в пользу компаний.

Кадровая служба компании может искать кандидатов на свободные вакансии в том числе посредством публикации объявлений в газетах и журналах или на радио путем воспроизведения ролика либо на телевидении (бегущая строка). В объявлениях обычно указываются наименование организации, контактные телефоны, вакансия, предполагаемый уровень заработной платы, режим рабочего времени. Иногда в объявление включают сведения, индивидуализирующие организацию, — логотип.

По какой статье расходов для целей налогообложения прибыли учитывается стоимость подобных объявлений? Есть несколько вариантов:

1) как рекламные расходы (абз. 2 п. 4 ст. 264 НК РФ);

2) как расходы на подбор персонала (подп. 8 п. 1 ст. 264 НК РФ);

3) как расходы на информационные услуги (подп. 14 п. 1 ст. 264 НК РФ);

4) как другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Задача бухгалтера выбрать правильный вариант. И здесь на помощь при­шли специалисты Минфина России. В комментируемом письме они отметили, что плату за публикацию объявлений о вакансиях надо учитывать согласно подп. 8 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе расходов по набору работников. При этом расходы должны отвечать критерию п. 1 ст. 252 НК РФ, то есть быть обоснованными и документально подтвержденными.

Информация о наборе работников, опубликованная организацией в СМИ, под определение рекламы, приведенное в ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», не подпадает. Ведь под объектом рекламирования понимается «товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама». Значит, рекламными такие сведения не признаются.

На наш взгляд, эти расходы действительно не являются рекламными, даже несмотря на наличие логотипов и прочих данных об организации. Ведь реклама направлена на формирование потребительского спроса на ту продукцию, которую производит (продает) организация. В рассматриваемой ситуации цель публикации в СМИ иная — набор работников. Что касается других оснований для учета расходов (информационные услуги либо другие расходы), при наличии прямой нормы изобретать велосипед совершенно ни к чему.