Правительство готовится дать отпор дефициту

| статьи | печать

Правительство РФ поручило Минэкономразвития до конца года разработать меры по использованию возможностей Федерального агентства по государственным резервам (Росрезерва) для регулирования цен на продовольственные товары в случаях возникновения на рынках острого дефицита различных продуктов питания.

Для обсуждения вопросов, связанных с решением поставленной задачи, департамент управления делами Минэкономразвития провел заседание круглого стола. Как сообщили корреспонденту «ЭЖ» в пресс-службе министерства, в заседании приняли участие чиновники заинтересованных министерств и ведомств, в частности Минфина, Минсельхоза, Минпромторга, ФАС, Росрезерва, а также главы союзов и ассоциаций, представляющих игроков продовольственного рынка.

Агентству поручат тушить спекулятивные пожары

Директор департамента Елена Абрамова пояснила, что речь идет только о рынках, где ценовые колебания наиболее чувствительны для населения, в первую очередь о продовольственном. В связи с этим возникают вопросы, как встроить информационно полностью закрытую систему материального госрезерва, которым управляет специальное агентство, в существующие рыночные механизмы, как правило открытые.

По словам Е. Абрамовой, в министерстве сейчас рассматривают два варианта. Первый предусматривает решение проблемы дефицита с помощью запасов госрезерва в конкретных регионах. Второй предполагает использование накопленных государством ресурсов на биржевых торгах. Намечается, что при принятии окончательного решения будет учитываться мнение всех заинтересованных сторон, в первую очередь потребителей.

Проект Минэкономразвития в целом поддержали многие участники заседания. По их мнению, у Федерального агентства по государственным резервам действительно есть шансы стать регулятором на рынке продовольствия. Во-первых, хранилища агентства расположены практически во всех регионах. Во-вторых, оно располагает, как уклончиво отметил представитель Росрезерва, «достаточно большими запасами». И если учесть, что чрезвычайные ситуации практически исключены, то желание правительства использовать запасы государственного терминала, чтобы насытить или успокоить рынок, вполне оправданно.

Государственные запасы уже использовались в 2006 г., когда наблюдался дефицит соли. Закрома откупоривали и в 2010 г., чтобы предотвратить резкий рост цен на сахар, вызванный засухой. Недавно по распоряжению премьер-министра Владимира Путина в закрома заглянули из-за нехватки керосина в аэропортах Московского авиа-­узла. Кстати, дополнительные объемы топлива выделяли и крестьянам для нынешней посевной.

Какой из вариантов «вхождения Росрезерва в рынок» будет принят, станет известно, как планируют в Минэкономразвития, к концу года. Как полагают эксперты, в условиях экономического стресса подходят все сценарии. Главное, чтобы они были хорошо исполнены. «При использовании запасов госрезерва для целей регулирования рынка важно четко установить критерии ситуаций, когда такая поддержка со стороны государства необходима, и разработать соответствующий порядок принятия решений. Необходимо встраивание данного механизма в общую систему регулирования рынка», — считает заместитель руководителя Росрезерва Петр Ефанов.

Как указывают чиновники, запасы Росрезерва будут использоваться не в режиме систематической поддержки, а разово — в случае возникновения действительно чрезвычайных ситуаций, несущих угрозу благополучию населения.

Гостайной придется пожертвовать

В то же время участники круглого стола говорили о серьезных проблемах, с которыми придется столкнуться при реализации данного проекта при любом варианте. Прежде всего речь зашла о финансовых затратах. В частности, президент Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский отметил, что хранение и обслуживание запасов обходится очень дорого. Он привел пример государственного интервенционного фонда, где складируются запасы зерна. В прошлом году, по данным РЗС, на элеваторах хранились 9,6 млн т зерна. На его закупку, начиная с 2008 г., из бюджета было израсходовано 46 млрд руб. При этом обслуживание фонда ежегодно обходилось государству в 11 млрд руб. «Однако деньги были потрачены не зря, — подчеркнул глава РЗС. — В прошлом году, когда случилась засуха, часть зерна из фонда выделили пострадавшим аграриям. Это позволило сдержать нынешние цены на продукцию животноводства и защитило семейные бюджеты потребителей».

«Но хранение зерна съело почти всю возможную прибыль от продажи зерна и добавило убытков государству. И так выглядит всегда, во всех подобных организациях в мире. Надо рассчитывать, что это затратный механизм», — отметил эксперт.

Между тем в Росрезерве считают, что возможности использования запасов в рыночной экономике есть, но необходимо доработать документы, которые сейчас противоречат Закону о государственном материальном резерве. Над их устранением, по словам П. Ефанова, агентство сейчас работает совместно с Минэкономразвития.

Выжидательную позицию заняли представители Минфина и ФАС, отметив лишь, что все нужно тщательно просчитать.

А. Злочевский обратил внимание еще на одну проблему, которая, по его мнению, заключается в наличии функций регулятора у разных ведомств. «Основной ресурс регулирования рынков — информационный. Он даже важнее самих запасов. А в условиях засекреченности Росрезерва придется пожертвовать либо эффективностью, либо секретностью», — предупреждает глава РЗС. По его словам, лучше наделить функциями регулятора Минсельхоз, привлекая ресурсы Росрезерва в случае крайней необходимости.

В материалах, подготовленных рейтинговым агентством «Эксперт», сказано, что стратегические резервы на случай войны, техногенных и природных катастроф имеются у большинства стран мира. Значительными запасами продовольствия, энергоносителей, сырья и материалов располагают США, страны ЕС, стремительно наращиваются стратегические резервы Китая, государственными запасами располагают все страны СНГ.

В мире применяются два основных подхода к созданию запасов — государственное резервирование и частное. Для регулирования рынка применяются возможности и первых, и вторых. При этом госрезервы имеют ограничение в виде значительных бюджетных затрат — на создание, поддержание, обслуживание. Коммерческие не столь затратны, зато есть риск недостоверности информации об объемах и качестве запасов.

Вместе с тем во многих странах для регулирования рынка часто привлекаются интервенционные фонды. По различным видам продукции они функционируют также в странах ЕС, США, Китае, на Украине. Интервенционные фонды за рубежом, как правило, функционируют независимо от государственных резервов, управляются профильными министерствами и ведомствами.