Центр не спешит делиться деньгами и полномочиями

| статьи | печать

Полмесяца назад, согласно поручению главы государства, вице-премьеры Дмитрий Козак и Александр Хлопонин должны были доложить президенту Дмитрию Медведеву предварительные итоги совместной работы по перераспределению правовых, финансовых и налоговых полномочий между федеральными органами исполнительной власти, региональными властями и органами местного самоуправления. Официальных сообщений о докладе нет.

Между тем итоговый доклад с предложениями о реформе межбюджетных отношений и корректировке налоговой политики должен быть готов к этой зиме. «ЭЖ» выясняла, что же делали все последние месяцы рабочие группы вице-премьеров Д. Козака и А. Хлопонина.

Взгляд на провинцию из Москвы

Д. Козак в качестве заместителя председателя правительства возглавляет рабочую группу по правовым вопросам. Рабочей группой по межбюджетным отношениям, финансовым и налоговым вопросам руководит заместитель председателя правительства и полномочный представитель президента в Северо-Кавказском федеральном округе А. Хлопонин. Действует единый координационный совет. В его состав входят Алексей Кудрин, теперь экс-министр финансов, министр экономического развития Эльвира Набиуллина, глава Минрегиона Виктор Басаргин. Курирует работу помощник президента по экономическим вопросам Аркадий Дворкович.

По его словам, рабочие группы насчитали у федеральных органов исполнительной власти 4000 полномочий. Над их исполнением трудятся более полумиллиона государственных чиновников федерального уровня. Справиться с задачей им помогают за пределами Москвы 300 000 государственных служащих регионального масштаба. Совокупный фонд их содержания оценивается в более чем 300 млрд руб. в год. Причем эксперты не стали подсчитывать общую сумму содержания местных чиновников в 23 600 муниципальных образований страны, но признали, что на полновесное исполнение прямых обязанностей перед населением у муниципалитетов денег нет («ЭЖ», 2011, № 37), а на исполнение делегированных свыше полномочий деньги сверху «капают в час по чайной ложке».

А. Дворкович считает, что нужно сначала разобраться с полномочиями, а затем решать, какие налоги за какими полномочиями пойдут. Подобные заклинания российская провинция слышит с начала реформы местного самоуправления, то есть без малого 15 лет. Вряд ли и теперь ситуацию изменят выводы двух вице-премьерских групп. Пока они трудятся над итоговым документом, уже сформирован бюджетный план до 2015 г. и в работе наметки на последующее финансовое трехлетие.

Рассказы экспертов несколько отличались от рассказов А. Дворковича. Один из них поведал, что в последнее время ходит в Белый дом как на работу. На вопрос: «Когда же вы работаете в регионах, вникаете в нюансы, делаете умозаключения о передаче муниципалитетам отдельных полномочий федеральной и региональной власти?» последовал простой ответ: «Время есть. До зимы далеко».

Взгляд на Москву из провинции

В это время растет недовольство на местах и даже самые прагматичные практики муниципального управления не скрывают разочарования. Разделить их мрачный настрой автору этих строк позволили последние командировки по стране, в том числе посещение ряда регионов Сибирского федерального округа этим летом.

Два примера из реальной жизни.

Первый из них дает ответ на вопрос последних нескольких лет: почему разработка перспективных стратегий развития муниципальных образований превратилась в пустую формальность?

В начале текущего года из губернских администраций в городские округа и муниципальные районы поступило указание спешно разработать, срочно принять и немедленно сдать в региональную власть комплексные программы социально-экономического развития территорий на период до 2020 г. Циркуляры живо напомнили местным экономистам страшное лето 2007 г., когда в авральном режиме муниципальные власти подготовили свои стратегии-2017. Четыре года назад, как и теперь, в летний зной, когда сибиряки мечтают о прохладе лесных рек и озер, местные чиновники и предприниматели, обливаясь потом, стремглав носились между муниципальными предприятиями и учреждениями, малыми и средними фирмами, филиалами крупных хозяйствующих субъектов. Все скрупулезно считали, что надо и что можно делать, сверяли расчеты, согласовывали и исправляли их, снова согласовывали. И так не один раз. Хотелось, чтобы получилось как можно ближе к реальности и как можно лучше для местного населения. С работой справились в срок. Но старания и муки муниципалитетов вылились в досадный пшик. Региональные финансисты и экономисты сформировали бюджеты и субъектов Федерации, и входящих в них муниципальных образований без какого-либо учета местных стратегий.

В этом году ситуация повторилась. Единственное отличие — беготни было меньше. Согласование расчетов с местным бизнес-сообществом, представительствами крупного капитала на территории, органами региональной исполнительной власти осуществлялось по электронным каналам связи. И снова комплексные программы социально-экономического развития муниципальных образований на период до 2020 г. в электронном и бумажном исполнении невостребованными пылятся в офисах региональных администраций.

Второй пример связан с модернизацией в системе образования и здравоохранения, вызывающей однозначно негативную реакцию у работников этой бюджетной сферы на местах. Им непонятны, например, критерии, по которым должны формироваться и расходоваться фонды оплаты труда в школах и больницах. Неясно также, почему одни работники могут получать дополнительные выплаты, а другим доплата не положена. Люди возмущаются: кем не положено, куда не положено, как не положено. И в какую жилетку плакаться — муниципальную, региональную, федеральную? Москва далеко. Губернии пожимают плечами. Муниципалитеты сами в недоумении. Ну как быть, если на противоположных берегах одного озера в разных селах высятся две трехэтажные школы, а вокруг в других населенных пунктах тоже есть средние школы? Федеральное министерство и региональное начальство велят закрывать их. Но не учитывают, что между деревнями — километры труднопреодолимого бездорожья, да и исправных автобусов не хватает.

Эксперты и практики муниципального управления, с которыми удалось поговорить о проблемах, успокаивали: «Не переживай, перед выборами в Думу и президента власти погасят недовольство».

Это правда. А потом — все по новой.

Борис Копейкин,

аналитик финансовых рынков

Доминирование федерального правительства в современной системе межбюджетных отношений может привести в ближайшие годы к существенному росту делегированных на места полномочий без соответствующего финансового обеспечения. При этом в условиях несбалансированного характера существующей системы межбюджетных отношений значительно возрастет давление на слабые в финансовом отношении муниципалитеты и даже регионы. И это еще больше ограничит их возможности по управлению бюджетными расходами.

Сфера ответственности заместителя Председателя Правительства РФ

Дмитрия Козака

  • реализация государственной национальной политики, совершенствование организационных и правовых основ национальных отношений;
  • подготовка к проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи;
  • государственная политика в сфере строительства и архитектуры, жилищно-коммунального хозяйства;
  • государственная политика в сфере социально-экономического развития субъектов РФ;
  • разработка федеральных целевых программ развития регионов, реализации мероприятий, направленных на сокращение различий в уровне социально-экономического развития регионов, создания и функционирования свободных экономических зон, предоставления государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда РФ.

Сфера ответственности заместителя Председателя Правительства РФ, полномочного представителя Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Александра Хлопонина

  • выработка и реализация государственной политики в области комплексного социально-экономического развития субъектов Северо-Кавказского федерального округа;
  • государственное регулирование в сфере распределения и предоставления финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам других уровней субъектов Северо-Кавказского федерального округа, контроль за ее реализацией;
  • реализация государственных инвестиционных проектов, повышения результативности бюджетных расходов в субъектах Северо-Кавказского федерального округа;
  • повышение инвестиционной привлекательности субъектов Северо-Кавказского федерального округа, развития экономически эффективных инфраструктурных объектов.

Источник: сайт Правительства РФ