Только оговорка дает право на пересмотр судебного решения в связи с изменением правоприменительной практики

| статьи | печать

Недавно опубликованное постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 № 52 «О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам» не содержит серьезных новелл для юристов. В нем фактически зафиксирован уже существующий в арбитражном процессе механизм пересмотра вступившего в законную силу судебного акта в случае, когда ВАС РФ определил или изменил практику применения правовой нормы. Ценность документа лишь в том, что высшие арбитры детально разъяснили, как этот механизм должен работать.

До принятия постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 № 52 (далее — постановление № 52) при применении главы 37 АПК РФ арбитражные суды руководствовались постановлением Пленума ВАС РФ от 12.03.2007 № 17 (в редакции от 14.02.2008). С появлением нового постановления сложившаяся в арбитражной судебной системе практика применения норм главы 37 АПК РФ не изменится.

Тексты этих двух постановлений практически идентичны. Отличия же, которые между ними существуют, сводятся к уточнениям формулировок в связи с принятием Федерального закона от 23.12.2010 № 379-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации», а также к подробному описанию (п. 11—17) возникновения оснований для пересмотра вступивших в законную силу судебных решений при определении или изменении ВАС РФ правоприменения норм.

В арбитражной судебной системе процессуальный механизм, изложенный в постановлении № 52, сложился де-факто после появления в феврале 2008 г. в постановлении Пленума ВАС РФ № 17 п. 5.1. В нем разъяснялось, что судебный акт, оспариваемый заявителем в порядке надзора и основанный на положениях законодательства, практика применения которых после его принятия определена в постановлении Пленума или Президиума ВАС РФ, в том числе принятом по результатам рассмотрения другого дела в порядке надзора, может быть пересмотрен по новым обстоятельствам в соответствии с п. 1 ст. 311 АПК РФ.

В результате такой трактовки положения п. 1 ст. 311 и ч. 1 ст. 312 АПК РФ стали поводом для разбирательства в Конституционном суде РФ. В 2010 г. их пытались признать противоречащими Конституции РФ (постановление КС РФ от 21.01.2010 № 1-П). Однако КС РФ подтвердил конституционность упомянутых норм и обязал законодателя внести в АПК РФ изменения, закрепляющие возможность пересмотра вступивших в законную силу судебных актов по новым обстоятельствам в случаях определения или изменения ВАС РФ практики применения правовых норм, на основании которых такие акты приняты. В результате Федеральным законом от 23.12.2010 № 379-ФЗ в АПК РФ были внесены соответствующие изменения. Тем самым данное основание было узаконено.

Теперь этот процессуальный механизм пересмотра вступивших в законную силу судебных актов, основывающийся на п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ, подробнейшим образом описан в постановлении № 52.

Судебное решение по основанию, предусмотренному п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ, может быть пересмотрено только при условии, что в соответствующем акте (постановлении Пленума или Президиума) ВАС РФ есть указание на такую возможность.

В пункте 11 постановления № 52 приведены конкретные формулировки этого указания, которые должны содержаться в актах ВАС РФ в целях придания обратной силы правовой позиции. При этом в постановлении Пленума или Президиума ВАС РФ может быть определен конкретный круг судебных актов, на которые будет распространяться данное указание.

Правовая позиция ВАС РФ, сформулированная в постановлении, не является основанием для пересмотра судебных решений в силу п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ при отсутствии в тексте постановления соответствующей оговорки. Подобную правовую позицию суды смогут учесть только после ее официального опубликования при рассмотрении аналогичных дел, в том числе при пересмотре судебных актов в апелляционной или кассационной инстанции.

До постановления № 52 в текстах постановлений Президиума ВАС РФ встречалось положение о том, что «толкование правовых норм является обязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел». Обратите внимание: в силу п. 11 постановления № 52 данное положение считается основанием для пересмотра судебных решений по п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ, если оно содержится в постановлениях Президиума ВАС РФ, принятых до даты официального опубликования постановления № 52 (опубликовано на сайте ВАС РФ 28 июля 2011 г.).

Заявление о пересмотре судебного акта должно быть подано в течение трех месяцев со дня появления или открытия обстоятельств, служащих основанием для пересмотра судебного акта. Важно, что для основания по п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ этот срок начинает течь со дня размещения в полном объеме соответствующего акта ВАС РФ на его сайте.

В то же время подача в суд заявления еще не гарантирует его принятие к производству, поскольку наличие либо отсутствие оснований для пересмотра судебного акта суд будет устанавливать с учетом конкретных материалов дела и положений нормативных правовых актов, примененных при вынесении судебного решения. На усмотрение суда остается и принятие решения о пересмотре судебного акта по данному основанию в случае, когда в определении об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ коллегиальный состав судей указал на возможность его пересмотра по новым обстоятельствам.

Из содержащихся в постановлении № 52 разъяснений следует, что, если дело дошло до надзорной инстанции и в этот момент принят и опубликован акт ВАС РФ, которым, например, изменена практика применения правовой нормы без соответствующего указания на возможность пересмотра, события могут развиваться по-разному. Коллегиальный состав судей может передать дело для рассмотрения в порядке надзора, и тогда Президиум ВАС РФ при рассмотрении дела в надзоре учтет высказанную правовую позицию. Но состав судей может и отказать в этом, указав в определении на возможность пересмотра дела по новым обстоятельствам.

Исход дела будет зависеть от решения суда, рассматривающего заявление о пересмотре по новым обстоятельствам.

В российской судебной системе толкование закона высшими судебными органами оказывает существенное воздействие на формирование судебной практики. По общему правилу оно фактически — исходя из правомочий вышестоящих судебных инстанций по отмене и изменению судебных актов — является обязательным для нижестоящих судов на будущее время. Вместе с тем в качестве правового последствия такого толкования в тех случаях, когда в силу общеправовых и конституционных принципов возможно придание ему обратной силы, допускается пересмотр и отмена вынесенных ранее судебных актов, основанных на ином толковании примененных норм.

В практике Европейского суда по правам человека также нередки случаи разрешения дел, в том числе по жалобам российских граждан, с учетом ранее выработанных им по делам сходных категорий правовых позиций. Это свидетельствует о том, что ЕСПЧ рассматривает свои правовые позиции как обязывающие к единообразному подходу при оценке однотипных по своему характеру фактических и правовых оснований при разрешении конкретных дел.

Данная тенденция находит свое выражение и в практике арбитражных судов, сложившейся в связи с фактическим одобрением в Постановлении Пленума ВАС РФ от 14.02.2008 № 14 возможности процедуры пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам судебных актов, которые были приняты до формулирования ВАС РФ правовой позиции, дающей толкование норм, положенных в основу этих судебных актов, отличное от толкования, в котором эти нормы были прежде применены.

Таким образом, в результате толкования положений ст. 311 АПК РФ, данного ВАС РФ в Постановлении Пленума ВАС РФ от 14.02.2008 № 14, по сути, дополнительно разъяснена нормативно-правовая основа практики пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам в системе арбитражных судов.

(Из постановления КС РФ от 21.01.2010 № 1-П)