Аптечный бизнес ушел в минус

| статьи | печать

В 2011 г. в России может быть закрыта каждая пятая аптека. В результате снизится доступность лекарственных средств и возрастут цены на таблетки и микстуры. По мнению аналитиков, это может произойти из-за увеличения налоговой нагрузки на аптечный бизнес, расходов на коммунальные платежи и аренду, а также роста эксплуатационных затрат. В январе — феврале этого года все аптеки, включая крупные федеральные сети, показали отрицательную или нулевую рентабельность. В среднем по стране она составила –0,7%.

1 января 2011 г. величина страховых взносов для аптек, ранее составлявшая 14% от фонда заработной платы, выросла с 14% в регионах и 26% в Москве до 34%. Согласно рейтингу сетей розничной торговли, составленному агентством INFOLine и Retailer magazine, их доля в общем товарообороте предприятий достигла 3,6% против 1,4% годом ранее. Так, если в прошлом году выплаты страховых взносов в аптечной сети «36,6» составляли 2,8% от выручки компании, то сегодня уже 4,4%. Для сравнения: расходы на логистику в 52 регионах присутствия компании в два раза меньше — 1,8% от выручки.

Одновременно для большинства аптек был отменен действовавший с начала 2000-х гг. специальный налоговый режим в виде единого налога на вмененный доход (его величина составляла 6%). По подсчетам экспертов, 80% торговцев лекарствами начали работать по общей системе налогообложения, что привело к увеличению налоговой нагрузки на бизнес на 20—25%. В результате в январе — феврале этого года все аптеки, включая крупные федеральные сети, показали отрицательную или нулевую рентабельность. В среднем по стране она составила –0,7%. В целом за I квартал 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. рентабельность от продаж лекарств снизилась на 8%. Так, по словам менеджеров компании «Губернские аптеки», до нынешнего года сеть работала с рентабельностью 1,5—2%, а по итогам I квартала текущего года убыток сети достиг 80 млн руб.

Снижение рентабельности обу­словлено не только увеличением налоговой нагрузки. Сказался также рост издержек в связи с увеличением коммунальных платежей, аренды и эксплуатационных расходов. Негативно на развитии отрасли отразилось и снижение платежеспособности населения из-за мирового финансового кризиса, которое привело к уменьшению среднего чека аптек. По оценкам INFOLine, вследствие этих факторов в 2011 г. в России может быть закрыто до 20% аптек, что приведет к снижению доступности лекарств и росту стоимости микстур и таблеток, цены на которые не контролируются государством.

Цены на лекарства вырастут

Оценки участников рынка еще более пессимистичны. Аптекари полагают, что с начала года уже закрылось 20% аптек, а до конца текущего года число предприятий, торгующих лекарствами, уменьшится еще на 40%. «Мы прогнозируем рост цен на лекарственные препараты не менее чем на 10% до конца этого года, и это без учета НДС», — заявила член координационного совета Российской ассоциации аптечных сетей (РААС) Валерия Солок, выступая на круглом столе «Отраслевые последствия повышения ставок страховых взносов в 2011 г.» в Высшей школе экономики. По ее словам, это произойдет из-за того, что нерентабельные предприятия будут вынуждены компенсировать дополнительные издержки.

В первую очередь сократится количество аптек государственной и муниципальной форм собственности. «В критической ситуации находятся и останутся МУПы и ГУПы, работающие в 2011 г. с отрицательной рентабельностью, выполняющие льготный отпуск лекарственных препаратов, а также весь ассортимент учетных препаратов», — полагает Нелли Игнатьева, исполнительный директор РААС.

По данным Росздравнадзора, в апреле в 28 субъектах РФ наблюдался явный недостаток в аптечных организациях. Аптекари считают, что масштабы проб­лемы еще шире, поскольку 70% аптечного рынка сегодня непрозрачно и состоит из мелких и неконтролируемых игроков. Всего около 15% рынка консолидируют крупные аптечные сети, такая же доля государственных и муниципальных аптек.

РААС опасается, что тяжелое финансовое состояние аптек приведет к обеднению ассортимента лекарственных препаратов. Генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей (АРФП) Виктор Дмитриев подтвердил, что в настоящее время с рынка исчезают дешевые таблетки. «Процесс „вымывания“ дешевых лекарственных препаратов начался давно. Действительно, дистрибьюторам и аптекам невыгодно работать с недорогой продукцией. Исчезновение таких препаратов из аптек имеет социальный аспект, так как потребителю приходится платить больше из своего кармана. С другой стороны, это нормальная санация рынка», — отметил В. Дмитриев в интервью РИА «Новости». По его словам, вытеснение дешевых лекарств с российского фармрынка не приведет к дефициту, поскольку этот процесс связан с появлением более качественных аналогов. Сегодня на российском рынке за счет программы импортозамещения возрастает доля отечественных препаратов, которые отвечают международным стандартам.

Фиксируют рост отечественной фармацевтической индустрии и в Минпромторге: «Устаревает любое производство. Предприятия, которые свое­временно модернизируют производство и ассортимент выпускаемой продукции, проблем с развитием не имеют». В частности, промышленно-торговое ведомство привело в пример компанию «Фармстандарт», продажи которой за 1-е полугодие 2011 г. достигли 18,450 млн руб. и выросли на 59,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Региональные аптеки опутают сети

Увеличение продаж отдельных игроков объясняется ростом емкости российского фармацевтического рынка. После сокращения в 2009 г. на 3,7% за последний год она увеличилась на 13%. По итогам 2011 г. этот показатель может превысить 20 млрд долл., считают в INFOLine.

По наблюдению аналитиков, в 2009—2010 гг. конкуренция на российском рынке существенно усилилась, в результате чего большинство крупнейших аптечных сетей в 2010 г. сократили долю рынка. В основном это произошло за счет развития региональных сетей, которые более гибко реагировали на изменения. Крупные сети активно закрывали нерентабельные точки, что привело к сокращению выручки. Вместе с тем в 2010 г. ряд аптечных сетей сократили долю в коммерческом сегменте розничного рынка.

Комментируя перспективы развития аптечной розницы, директор по маркетингу аптечной сети «36,6» Антон Володькин отметил, что у россиян на лекарства уходит около 100 долл. в год, в то время как «наши европейские соседи, особенно в Западной Европе, тратят 300—400 долл. в год, американцы — 700 долл.». По его словам, жители России также увеличат расходы на лекарства, «когда в наших гражданах проснется сознание, что надо заботиться о своем здоровье, надо жить долго, и, конечно, если у населения будут на это деньги». Что касается текущего года, по мнению представителя сети «36,6», несмотря на то, что 2011 г. предвыборный, «государственное регулирование в этой отрасли уже достаточно жестко построено, действительно жизненно важные препараты у нас в стране недорогие, поэтому здесь больших изменений не будет».

Дмитрий Загородний, директор по маркетинговым коммуникациям ЗАО «Фармакор» считает, что в текущем году конкурентная борьба между предприятиями усилится: «В 2011 г. основная конкуренция между компаниями, на мой взгляд, будет происходить, помимо ценового аспекта, также в области качества и эффективности обслуживания покупателей. В качестве трендов 2011 г. можно ожидать появления более дешевых дженериков как результат реализации правительством программы формирования фармацевтических кластеров, а также формирования потребительского спроса на health products».

По мнению аналитиков INFOLine, повлияет на расстановку сил на российском фармацевтическом рынке и усилившееся фискальное давление на отрасль: сложное финансовое положение ряда предприятий формирует для федеральных аптечных сетей благоприятные возможности с точки зрения приобретения региональных активов.

Весна и лето без таблеток

Согласно данным розничного аудита DSM Group, за полгода коммерческий рынок готовых лекарственных средств (ГЛС) вырос на 11%. В июне объем сектора составил 26,5 млрд руб. (с НДС). По сравнению с маем емкость рынка снизилась на 3,7%. Это обусловлено сезонным падением спроса на лекарства. В 2010 г. сокращение спроса было эквивалентным — на 3,4% по отношению к апрелю 2010 г. Совокупное падение емкости коммерческого рынка лекарств в апреле — мае 2010 г. составило 14,2%, за аналогичный период текущего года этот показатель равен 9,3%.

В натуральных единицах измерения емкость рынка в июне текущего года составила 340 млн упаковок, что на 3,4% меньше, чем в мае 2011 г., и на 3,1% — чем в мае 2010 г. Средняя стоимость упаковки ГЛС в июне уменьшилась по сравнению с маем всего на 0,1% и составила 77,92 руб. За год (с июня 2010 г.) средняя стоимость упаковки лекарств выросла на 15,3%. Рост средней стоимости упаковки ГЛС на фоне сокращения натурального объема реализации свидетельствует о постепенном смещении спроса в сторону более дорогостоящих лекарств.

Коммерческий рынок готовых лекарственных средств России, июнь 2010 г. — июнь 2011 г.


Июнь

2010

Июль

2010

Август

2010

Сентябрь

2010

Октябрь

2010

Ноябрь

2010

Декабрь

2010

Январь

2011

Февраль

2011

Март

2011

Апрель

2011

Май

2011

Июнь

2011

Объем, млн руб.

23 727

22 830

23 232

27 336

26 602

26 370

29 809

28 159

28 997

30 429

29 161

27 500

26 496

Средневзвешенная. стоимость упаковки, руб.

67,59

65,15

64,12

70,08

73,63

75,90

74,70

74,68

75,94

77,93

80,30

78,03

77,92

Источник: DSM Group