Прописан РОСТ

| статьи | печать

На днях Минэкономразвития внесло в правительство доработанную программу социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу. Рассказать о ней мы попросили министра экономического развития и торговли Германа Грефа.

— Герман Оскарович! В среднесрочной программе вы представили несколько сценариев развития экономики страны, отдав явное предпочтение инновационному. С чем это связано?

— Разработка стратегии экономического развития России до 2015 года проводилась с целью показать, в какой мере нашей экономике удастся активизировать новые источники роста. Реализация инновационного сценария поможет решить стоящие перед ней системные задачи: удвоение ВВП за десятилетие, преодоление бедности и создание необходимых условий роста конкурентоспособности в условиях растущей глобализации.

Этот сценарий развития характеризуется более умеренными масштабами инвестиций в нефтегазовом секторе и на транспорте, но более амбициозными проектами в высокотехнологичной и информационной сфере. Его можно рассматривать как сценарий активной диверсификации экономики.

— Что необходимо для повышения темпов роста инвестиций в российскую экономику?

— Остановлюсь на основных преобразованиях, которые особенно волнуют инвесторов. Прежде всего это недостаточно эффективная работа органов власти и непрозрачность принятия решений. Здесь существует только одно решение проблемы — активизация административной реформы.

Второе — это качество существующей судебной системы и института правоприменения. Планируется повысить прозрачность работы судебной системы, в том числе обеспечить публикацию всех существенных судебных решений.

Но не только органы власти должны стать прозрачными. То же требование относится и к компаниям, которые нуждаются в повышении качества корпоративного управления. Это предполагает переход российских компаний на МСФО, внедрение института кредитных историй.

Эффективным механизмом привлечения инвестиций после завершения работы над необходимой нормативно-правовой базой должно стать частно-государственное партнерство. Мы сможем привлечь инвестиции в те сектора, где в существующих условиях у государства не хватает средств, а у инвесторов — заинтересованности.

Необходимо развитие финансовой системы, которая пока не соответствует предъявляемым к ней требованиям, повышение эффективности антимонопольной политики, совершенствование механизмов природопользования, стимулирование инноваций и решение вопросов снятия ограничений на доступ иностранного капитала в отдельные сектора экономики. Так что работа действительно предстоит большая.

— Какие меры будут предприниматься в целях диверсификации экономики страны, повышения конкурентоспособности?

— Правительство России активно создает предпосылки для диверсификации структуры экономики и поддержки не сырьевого экспорта.

В настоящее время в России быстрыми темпами, в десятки процентов в год, растет экспорт программного обеспечения. Мы также рассчитываем на высокие темпы роста экспорта туристических и образовательных услуг. По нашим оценкам, высок и потенциал развития в нашей стране международных транзитных грузовых перевозок через расширяющуюся сеть транспортных коридоров.

  • Предполагается создание особых экономических зон для стимулирования производства информационных технологий, инновационной продукции, продукции перерабатывающих отраслей.
  • Планируется создание инновационной системы в стране, стимулирующей:

создание научного продукта; спрос на него в экономике; инфраструктуры финансирования инноваций.

Предполагается изменение налогового и таможенного законодательства, стимулирующее инвестиции в НИОКР. На решение проблемы диверсификации направлены 3 из 10 подготовленных министерствами стратегий развития отдельных секторов.

Важным является привлечение иностранных инвестиций в не сырьевые сектора экономики. В конце сентября мы провели очередное заседание Консультативного совета по иностранным инвестициям, на котором присутствовали руководители ряда крупнейших транснациональных компаний, и видим хорошие перспективы для роста прямых иностранных инвестиций в обрабатывающие сектора промышленности и сферы услуг. Все большую роль должен играть перелив капитала из сырьевых секторов в промышленность и сферу услуг.

— Можно ли ожидать снижения вмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов, а также доли нерыночного сектора в экономике?

— В планах Минэкономразвития России определены меры по сокращению административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности. Для этого в рамках административной реформы будет реформироваться система государственного контроля (надзора), целью которой как раз и является снижение вмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов.

Государство в последнее время последовательно проводило политику, направленную на сокращение нерыночного сектора. Ключевую роль в этой работе играли реформы электроэнергетики, ЖКХ, пенсионная реформа. В настоящее время реформы образования и здравоохранения, нацеленные на переход к бюджетному финансированию этих отраслей по результатам, также должны вести к сокращению нерыночного сектора. Сегодня на повестке дня стоит вопрос четкой регламентации деятельности налоговых органов, которые должны действовать строго по закону.

— Как будет обеспечиваться повышение эффективности госуправления?

— Для реализации этой задачи подготовлена Федеральная целевая программа «Административная реформа». К ее приоритетным направлениям относится стандартизация государственных услуг, необходимая для упорядочения обязательств органов исполнительной власти перед обществом.

Переход на оплату работы чиновников по результату их деятельности приведет к результативному управлению в органах исполнительной власти и повышению их способности достигать общественнозначимых результатов. Повышению эффективности госуправления, несомненно, будет способствовать снижение избыточного вмешательства государства в экономику. Для этого предполагается оптимизировать функции органов исполнительной власти и реформировать системы надзора и контроля.

Еще одно важное направление программы — реализация антикоррупционной политики, проведение анализа принятых решений на коррупциогенность, создание ведомственных и региональных антикоррупционных программ.

Пожалуй, только повсеместное проведение административной реформы в субъектах Федерации принесет для граждан и бизнеса повышение качества государственных услуг, снижение административных барьеров, выстраивание понятных, эффективных механизмов взаимодействия с властью.