У компаний появился дополнительный источник финансирования модернизации

| статьи | печать

С 26 июля вступило в силу постановление Правительства РФ от 12.07.2011 № 562 «Об утверждении перечня объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, осуществление инвестиций в создание которых является основанием для предоставления инвестиционного налогового кредита». Документ детализирует критерии по отбору энергоэффективных объектов и технологий, при использовании которых компании могут получить инвестиционный налоговый кредит.

Идея поощрения компаний, использующих энергоэффективные технологии, была предложена более полутора лет назад, когда в Налоговом кодексе РФ появилось дополнительное основание для предоставления инвестиционного налогового кредита (подп. 5 п. 1 ст. 67 НК РФ). На его получение могут рассчитывать компании, инвестирующие в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности и (или) относящихся к возобновляемым источникам энергии и (или) к объектам по производству тепловой энергии, электрической энергии, с коэффициентом полезного действия более чем 57% и (или) иных объектов, технологий с высокой энергетической эффективностью в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ.

Однако неопределенность в использовании такой возможности финансирования модернизации была связана со следующим. Во-первых, в Налоговом кодексе РФ шла речь о «создании» энергоэффективных объектов, поэтому у компаний возникал вопрос, можно ли воспользоваться налоговым кредитом при «покупке» соответствующего объекта. И только спустя продолжительное время появилось разъяснительное письмо Минфина России от 05.04.2011 № 03-02-07/1-105 о том, что компания, которая, реализуя инвестиционный проект, приобретает энергоэффективные объекты (технологии), может рассчитывать на получение инвестиционного налогового кредита.

Также подп. 5 п. 1 ст. 67 НК РФ почти не применялся, ведь появления перечня объектов и технологий с высокой энергоэффективностью ждать пришлось почти год. А именно после принятия постановления Правительства РФ от 25.10.2010 № 857 «Об утверждении перечня объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, осуществление инвестиций в создание которых является основанием для предоставления инвестиционного налогового кредита». Но предложенный властями перечень оказался скромным и включал лишь четыре вида объектов: конденсационные котлы, тепловые насосы, когенерационные установки (до 25 МВт), светодиодные лампы. Поэтому через несколько месяцев вместо него появился более развернутый список энергоэффективных объектов и технологий. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.07.2011 № 562 (далее — постановление № 562) в список вошли 56 объектов и технологий, при создании которых компании, работающие в сфере добычи, переработки и транспортировки полезных ископаемых, в металлургии, машиностроении, энергетике, химическом производстве, целлюлозно-бумажной промышленности, могут получить инвестиционный налоговый кредит.

Особенностью постановления № 562 является не только расширение и детализация энергоэффективных объектов, но и введение понятия «индикатор энергетической эффективности».

Как правило, энергоэффективность характеризуется через экономию ресурсов: электрической и тепловой энергии, воды, газа. В научной литературе предлагаются разные способы оценки экономии. В частности, можно встретить стоимостную оценку индикатора энергетической эффективности: соотношение экономического потенциала на единицу потребляемой энергии, другими словами, отношение выручки к расходу энергии. В постановлении № 562 отбор энергоэффективных проектов на основе стоимостных показателей предусмотрен только для производства водородных элементов, в том числе производства автомобилей с водородным двигателем (единицы измерения: руб./кВт и руб./кг Н2 соответственно).

Энергетическую эффективность также измеряют в натуральном выражении, что и было предложено в постановлении № 562 для большинства указанных в нем объектов и технологий. Но и в этом случае методик оценки энергоэффективности несколько. Более подробно об оценке энергоэффективности проектов говорится в Федеральном законе от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в постановлении Правительства РФ от 31.12.2009 № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энерго­сбережения и повышения энергетической эффективности», приказе Минрегионразвития России от 07.06.2010 № 273 «Об утверждении методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях».

В постановлении № 562 предложено осуществлять отбор проектов на основе установления предельного максимального уровня или темпа снижения следующих показателей:

1) удельный расход энергии (электроэнергии, топлива);

2) расход топлива (потребление энергии). Следует отметить, что данный показатель рассматривается в документе в двух контекстах. С одной стороны, он относится к производству легковых автомобилей, которые характеризуются расходом топлива не более 5—8 л бензина на 100 км (то есть данное требование относится не к самому автопроизводителю). С другой — показатель потребления энергии используется для оценки различных тепловых установок и процессов нагрева, объектов сварки, технологий обработки металлов и освещения и измеряется в процентах;

3) потери производимой продукции в относительном выражении (в процентах). Данный показатель используется для объектов и технологий по контролю и учету нефти, по производству тепловых сетей, по оптимизации режима работы электросетей и тепловых сетей;

4) утилизация попутно производимой продукции (в процентах). В частности, установлена предельная доля попутного нефтяного газа, сжигаемого в факелах;

5) время срабатывания (в мегасекундах). Этот показатель используется исключительно для интеллектуальных и управленческих систем.

Для ряда объектов установлено минимально допустимое значение единиц измерения, при выполнении которых компания может рассчитывать на получение инвестиционного налогового кредита. В частности, не все объекты по производству электроэнергии надо оценивать с помощью величины удельного расхода топлива. Ряд объектов и технологий в данной сфере (в том числе производство энергетических установок и объектов теплоснабжения), а также в области производства солнечных элементов предлагается отбирать с помощью показателя коэффициента полезного действия (КПД). Поэтому для них предусмотрено минимальное значение (примерно от 50 до 90%). Кроме того, минимальная доля утилизации установлена для объектов и технологий по использованию вторичного тепла, использованию светодиодного освещения (в процентах), минимальная удельная мощность (энергоемкость) — для производства перспективных видов накопителей энергии (Вт/л или Вт ч/л), минимальная величина критического тока — для производства высокотемпературных сверхпроводников (А/см-ширины), объем выгоревшего топлива — для объектов атомной энергетики (МВт сут/кг).

Теперь целесообразно рассмотреть, возможно ли достижение компаниями установленных в документе величин. Данные по удельному расходу условного топлива на производство отдельных видов продукции и услуг в среднем по стране за 2009 г. (кг у.т./т) приведены в таблице.

Они свидетельствуют о том, что уже сейчас показатели находятся в заданных пределах. Если же рассматривать отдельные примеры по крупным компаниям, то показатели их энергоэффективности на 20—30% ниже максимально установленной величины.

Однако далеко не все компании в состоянии достичь подобных значений ИЭЭФ. Например, при максимальном уровне удельного расхода 275—290 г у.т./кВт•ч компании Краснодарского края в 2009 г. расходовали порядка 382,5 г у.т./кВт•час.

Несложный статистический анализ показал, что одни компании уже сейчас могут рассчитывать на получение инвестиционного налогового кредита, другие (их большинство) — в шаге от достижения указанных величин. Вероятно, именно это простимулирует вторую категорию компаний активнее инвестировать в обновление собственных мощностей. Если же рассматривать налоговую инициативу властей в макроэкономическом аспекте, то следует отметить адекватность предложенных критериев отбора энергоэффективных проектов текущему моменту. Но по мере развития технологических инноваций данные критерии необходимо ужесточать с целью дальнейшего стимулирования компаний обновлять производственные фонды.