Граждане любят послаще и подороже

| статьи | печать

По исследованиям компании Intescо Research Group, российский рынок сахаристых кондитерских изделий в 2010 г. показал уверенный рост. По сравнению с 2009 г. его объем возрос на 4,1%. Если в 2009 г. объем произведенной продукции составлял 1 543 909 т, то в 2010 г. — 1 606 664 т, что на 62 775 т больше. Отрасли удалось сохранить положительную динамику роста даже в кризисный период.

На сегодняшний день общий объем выпускаемых кондитерских изделий в России, по данным Росстата, — 2 887 000 т в год. В отрасли работают 89 500 россиян, средняя зарплата — 24 000 руб.

На рынок сахаристых кондитерских изделий приходится более 53% кондитерского рынка. Самая большая категория в «сладком» рынке — конфеты в шоколадной и шоколадно-молочной глазури. К рынку сахаристых изделий относятся также шоколад, карамель, ирис, драже, мармелад, пастила, жевательная резинка, основным рецептурным компонентом которых является сахар и/или его заменители, подсластители.

С 2006 по 2010 г. в стране возросло потребление кондитерской продукции. В 2006 г. на душу населения приходилось 9,5 кг сахаристых кондитерских изделий, в 2009 г. — 10,9 кг. Львиная доля на рынке принадлежит российскому производителю. В 2007 г. доля импортной продукции составляла 22,2% российского рынка. К 2009 г. она уменьшилась на 4% — до 18,3%. Согласно исследованиям компании All-market.info, в 2010 г. высокими темпами рос объем производства в Новгородской (250%), Калининградской и Свердловской (по 162%), Рязанской и Ростовской областях (159 и 158% соответственно). Значительная часть предприятий расположена в Москве, Московской, Липецкой, Белгородской, Владимирской и Самарской областях. Совокупная доля этих шести регионов составляет 51%. По мнению директора по развитию кондитерской фабрики «Самарский кондитер» Ольги Евдокимовой, потребительский спрос на рынке шоколада и шоколадных изделий во многом определяется патриотизмом покупателей. Она считает, что в любом регионе лучше покупается продукция местного производителя. «Самарский кондитер», например, пытался продавать в Москве и Санкт-Петербурге конфеты под названием «Самарская изюминка». Однако производители были разочарованы результатами продаж. Следуя советам маркетологов, дирекция фабрики убрала из названия слово «Самарская», и товар стал лучше продаваться.

Аппетит победил кризис

Сокращение объемов экспорта в 2009 г., составившее в стоимостном и натуральном выражении 18 и 6% соответственно, также удалось преодолеть. По оценкам специалистов компании Intesco Research Group, в 2010 г. экспорт сахаристой кондитерской продукции увеличился на 8%. Шоколад и шоколадная продукция занимают 73% объема экспортной продукции, около 20% продукции приходится на кондитерские изделия из сахара, не содержащие какао, немногим меньше 6% — фруктовые желе, мармелады и пасты. По данным ФТС России, три основные страны, потребляющие российский шоколад и шоколадные изделия, — Казахстан (26%), Украина (22%), Азербайджан (13%). Российских кондитерских изделий из сахара, не содержащих какао, больше всего покупают в Азербайджане — 24%, Казахстане — 22 и Украине — 9%. Джем, фруктовое желе и пасту из России любят в Казахстане — 49%, Монголии — 10 и Туркмении — 6%.

Сейчас рынок развивается под влиянием факторов, определивших развитие отрасли в 2006—2008 гг. Постоянно меняющиеся вкусовые пристрастия потребителей, а также обострившаяся конкурентная борьба между основными шестью компаниями, занимающими три четверти рынка шоколадных плиток и карамели, требуют модернизации производства и повышения производительности труда.

Главные факторы, влияющие на поведение производителей, — постепенное насыщение рынка шоколадных изделий и продукции из сахара. Проводимые исследования показывают, что уровень личного потребления сахаристых кондитерских изделий в России приближается к максимальному. Изменить ситуацию могут маркетинговые и рекламные мероприятия. Например, в 1996 г. японские крупнейшие производители кондитерских сахаристых изделий провели согласованную маркетинговую кампанию, направленную на повышение потребления этого продукта в стране. В результате, по данным Международной организации по какао, потребление сладостей в Японии в 1997 г. увеличилось на 27% по сравнению с 1996 г. Вложенные средства со стороны производителей составили небольшую долю от оборота.

Премии — на конфеты

Небольшой, но стабильный рост доходов российских граждан оказывает на рынок существенное влияние. Материальное положение улучшается, и, как следствие, возрастают требования к продуктам. Потребители все чаще отдают предпочтение товару, ориентируясь на упаковку и торговую марку. По данным исследовательской группы ACNielsen, продукция сегмента класса «люкс» в ценовой категории от 501 руб. за килограмм постепенно вытесняет товары экономкласса стоимостью до 300 руб. за килограмм. На рынке наблюдается тенденция к увеличению доли продукции премиум-класса. Недорогие «бюджетные» марки постепенно вытесняются «среднеценовыми», «премиум» и «люкс». Многие предприятия перепрофилируются на выпуск более дорогой продукции или в качестве дополнения к постоянному ассортименту налаживают линии по выпуску более качественных и дорогих торговых марок. В то же время нельзя не отметить интерес потребителя к изделиям со сложной оригинальной рецептурой.

Сегодня потребительские вкусы формируются под влиянием СМИ и Интернета. Благодаря глянцевым и кулинарным изданиям наиболее популярные зарубежные десерты быстро становятся известными и в России. Это заставляет производителей, стремящихся удержать позиции на рынке, регулярно обновлять линейку производимых товаров.

Вкусовые предпочтения региональных потребителей мало чем отличаются от столичных, хотя смещение вкусов потребителей к более высокому классу продукции в провинции происходит медленнее, чем в столице. Это определяется прежде всего более низкими доходами населения. Многое зависит он наличия кондитерских фабрик в регионах. В связи с пропагандой здорового образа жизни в линейке любого крупного производителя имеются полезные, диетические, низкокалорийные товары. В каждой категории рынка сахаристых кондитерских изделий присутствуют витаминизированные продукты.

По данным компании Intesco Research Group, на российском рынке увеличивается доля кондитерских изделий, выпускаемых в упаковке. Это обусловлено глобализацией рынка производства пищевых продуктов, возникновением отчетливо узнаваемых брендов (упаковка содержит логотип и выполняется в некоем корпоративном стиле), развитием торговых сетей, снижением роли неорганизованной розницы (желательно, чтобы вся продукция была упакована), снижением рождаемости и возможностью многих молодых людей жить отдельно от родителей, что приводит к уменьшению количества членов семей (уменьшаются порции, в групповой упаковке малые порции имеют упаковку индивидуальную), усилением конкуренции (попытки снизить толщину упаковки, заменить дорогие материалы более дешевыми; демонстрация продукции с помощью прозрачных «окошек» в коробках), расслоением общества, сегментацией пищевых продуктов (цена упаковки в наиболее дорогом рыночном сегменте не имеет особого значения и несет представительскую функцию, но в недорогом сегменте может быть определяющей).

Цены становятся невкусными

Еще в ноябре 2010 г. представители аналитической компании Discovery Research Group пре­дупреждали, что из-за сокращения объемов поставок сырья из Ганы и Кот-д’Ивуара шоколад может подорожать. На долю этих стран приходится более 55% мирового производства продукта. В 2008 г. цены на какао-бобы резко подскочили, и стоимость российского шоколада возросла на 25% на фоне подорожания сырья на 76% (2675 долл. за тонну) из-за напряженной ситуации в Кот-д'Ивуаре.

На днях на Нью-Йоркской бирже за 1 т какао-бобов давали 3000 долл. Но французы навели порядок в бывшей Республике Берег Cлоновой Кости. Налаживаются поставки бобов из Ганы.

Аналитик УК «Финам Менедж­мент» Максим Клягин считает, что рост сырьевых цен отражается на стоимости конечной продукции с определенным лагом. По итогам года вероятен рост на уровне 10—15%.

Несмотря на внешнее спокойствие в отрасли, к 2010 г. обострилось противостояние компаний в отдельных сегментах: украинские производители за счет более низкой себестоимости продукции пытаются вытеснить с отечественного рынка российских. Кондитерские гиганты осваивают выпуск и продвижение изделий категории «премиум» и «суперпремиум», а небольшие, занимавшиеся этим прежде, вынуждены бороться за место под солнцем.