Тесны провинции налоговые пропорции

| статьи | печать

Международная конференция экспертов в Калужской области и очередной съезд ВСМС в Москве ознаменовали начало июля. События для местных сообществ значимые. С обеих трибун говорили о необходимости разворота налогового и бюджетного законодательства в сторону муниципалитетов.

При установлении настоящего, а не декларируемого налогового и бюджетного народовластия взаимоотношения между местной и государственной властью изменятся с «чего изволите» на «милостиво извольте».

Поддержка местных инициатив — основа муниципальной политики в ФРГ

В старину выражение «милостиво извольте» было вежливой формой требования. В наши дни изменение тональности в общении между муниципальным и государственным служивым людом может стать признаком первых результатов реформы местного самоуправления.

Муниципальное сообщество не имеет пока единой организации, выражающей перед государством его интересы, но обладает правом голоса. Таков один из выводов международной конференции по муниципальному управлению, состоявшейся в начале июля в Калужской области. За два дня откровенного обмена мнениями аналитики сравнили свое мнение о муниципальной реформе в стране с мнением коллег и выработали алгоритм взаимодействия экспертного сообщества и органов местного самоуправления.

В дискуссии Европейского клуба экспертов местного самоуправления, проведенной в четвертый раз за последние пять лет, приняли участие ученые и практики из Германии, Дании, Италии, России, Украины, Финляндии, а также посланцы Конгресса местных и региональных властей Совета Европы (КМРВСЕ) и представители Совета Федерации и Министерства регионального развития.

Принятая в начале 1990-х гг. в ФРГ концепция муниципального развития предусматривает кооперацию интересов федеральных земель (областей) и муниципальных образований на принципах децентрализации полномочий и финансов в пользу местных инициатив. В результате ни государство, ни федеральная земля не говорят муниципалитетам, как развиваться. Наоборот, местные власти диктуют государству, что делать в интересах населения, сообщил эксперт Германского фонда международного правового сотрудничества Урзус Фурман. По его словам, местные инициативы обеспечили правовую безопасность для бизнеса на территориях, подняв их инвестиционную привлекательность.

В России тоже много приверженцев местной вольницы, но и оппонентов не меньше. И в экспертной группе «Реальный федерализм, местное самоуправление, межбюджетная политика», работающей над обновлением Стратегии развития России до 2020 г., по информации ее руководителя Ирины Стародубровской, главным образом обсуждаются два варианта развития местного самоуправления — за самостоятельность всех муниципалитетов и за приоритет развития так называемых точек роста. Одни уверены, что страна расцветет, если дать волю местным властям. Правда, не известно, насколько сами муниципалитеты готовы к вольнице. Не случится ли так, что передача на места, например НДФЛ, вовсе отобьет у местной власти охоту работать в интересах населения. Другие предлагают развивать города как точки роста, а вокруг них остальную окрестность. Но города покидают креативные люди, как правило молодежь. Они отправляются в Москву и Санкт-Петербург и не прочь перебраться потом за границу. За счет такой миграции возможно развитие точек роста. На периферии же продолжится деградация человеческого капитала.

Дебаты в клубе и экспертной группе продемонстрировали еще одну закономерность. Аналитикам хочется, чтобы лучше стало здесь и сейчас, и они нередко выглядят идеалистами, далекими от суровых будней. Случается, что солидные преподаватели серьезных вузов предлагают неосуществимые схемы регулирования финансовых потоков.

Экспертов можно понять. Они не преследуют чьи-либо интересы. Им, в большинстве своем ученым, важна чистота эксперимента и то, что в данном случае есть практика отстаивания прав населения на комфортное проживание на конкретной территории.

Тем не менее свое видение развития событий эксперты местного самоуправления направят в органы государственной власти страны и ее регионов, в ассоциации и союзы муниципальных образований России.

Поддержка местных инициатив — задача перестройки межбюджетных отношений

В отличие от экспертного сообщества, работающего над окончательным текстом рекомендаций, делегаты IV съезда ВСМС (Всероссийского совета местного самоуправления) приняли решение сразу, в день проведения форума — 11 июля. Так, стратегической государственной задачей в ближайшие годы должна стать работа по расширению базы местных налогов и повышению уровня собственных доходов муниципальных образований. Принципиально важно, чтобы в местные бюджеты поступали налоги, выплачиваемые предприятиями, в первую очередь объектами среднего и малого бизнеса. Предлагается также закрепить за местными бюджетами дополнительные отчисления от налогов, на развитие облагаемой базы которых влияют органы местного самоуправления, в частности от НДФЛ, налога на прибыль организации, налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Более 600 делегатов съезда со всей страны посчитали необходимым создание на федеральном уровне финансовых и правовых инструментов стимулирования субъектов Федерации по увеличению нормативов отчислений в муниципальные бюджеты от федеральных и региональных налогов, подлежащих зачислению в региональные бюджеты.

В сфере межбюджетных отношений решено добиваться их перестройки, чтобы поддержать местные инициативы по повышению эффективности предоставления социальных услуг, улучшению бизнес-климата, прежде всего того, что связано с получением реального экономического и социального эффекта. Делегаты съезда убеждены, что межбюджетные трансферты из малоэффективного инструмента по выравниванию бюджетной обеспеченности территорий должны превратиться в реальный рычаг комплексного социально-экономического развития муниципий и повышения их доходного потенциала.

В решениях съезда сказано, что устойчивое комплексное социально-экономическое развитие муниципальных образований является необходимым условием обеспечения достойного качества жизни граждан и развития страны в целом.

Справка

Задачи ВСМС на ближайшие годы:

  • Введение налога на недвижимость в качестве местного налога на основе рыночной оценки налогооблагаемой базы
  • Передача муниципальным образованиям регулирования по патентам на предпринимательскую деятельность при сохранении необходимых механизмов контроля со стороны регионов; перечисление доходов от их продажи в местные бюджеты в размере 100%
  • Передача в местные бюджеты доходов от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по нормативу 100%
  • Увеличение доли доходов от НДФЛ в городских округах и муниципальных районах до 50% и в поселениях до 30%
  • Расширение налоговых полномочий органов местного самоуправления в сфере регулирования налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства

Источник: решения IV съезда ВСМСк сведению

Причины безразличия населения к участию в решении местных вопросов, % от общего числа опрошенных

Версия органов местного самоуправления

69,2 — привычка надеяться на готовое

67,7 — отсутствие веры в возможность повлиять на принимаемые решения

60,0 — индивидуализм, когда каждый сам за себя

55,4 — некомпетентность, недостаток знаний

52,3 — безразличие к общим делам

33,8 — чрезмерная занятость, дефицит времени

18,5 — отсутствие организации

Версия населения

80 — местная власть мало интересуется мнением населения

54 — местные руководители чувствуют ответственность перед вышестоящим начальством, а не перед населением

Источник: Институт экономики города по данным ВЦИОМ и Ассоциации сибирских и дальневосточных городов

Предлагаемая формула распределения налоговых доходов между уровнями публичной власти

Сценарий

40:40:20 — пропорция распределения налоговых сборов от физических лиц и индивидуальных предпринимателей между местным, региональным и федеральным бюджетами

1/3:1/3:1/3 — пропорция распределения налоговых сборов от юридических лиц между всеми уровнями бюджета

Реальная ситуация

60% налоговых сборов поступает в федеральный бюджет

30% — в бюджеты 83 субъектов Федерации

10% — в более чем

23 000 местных бюджетов

Источник: экспертные сценарии и расчеты

Комментарий

Александр Левинтов, ведущий научный сотрудник Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, к.г.н.

Налоговое волеизъявление прекратит безумную гонку пагубных и бессмысленных бюджетных расходов на оборону и зарплату «слугам народа», на массовые эксперименты над людьми под названием «реформы», на неслыханную даже при дворе Гаруна аль Рашида роскошь жизни одних при спартанской жизни основной массы населения. Мы должны знать, за какие творческие, политические и предпринимательские заслуги награждены богатством наши лучшие люди: публичность жизни и гласность заслуг гораздо естественнее, чем ненужное подпольное и тщательно скрываемое имущество Александра Ивановича Корейко.

Людмила Рагозина, главный специалист фонда «Институт экономики города», к.с.н.

Право населения на участие в решении местных вопросов — базовый принцип всего законодательства о местном самоуправлении. Однако он не стал непреложной истиной для государственных чиновников, муниципального сообщества и самого населения. Поправки в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131­ФЗ изменили его первоначальную конструкцию прямого и опосредованного участия населения в местном самоуправлении, фактически сократив прямое участие местных жителей в решении вопросов местного значения. Мерилом активности населения может служить и доля его участия в добровольческом труде. Но уровень волонтерства у нас оценивается в 0,4% полного объема работ некоммерческих организаций. В Великобритании этот показатель составляет 5,8%, в США, Франции и ФРГ — в пределах 3%.