Вексель как инструмент поручительства

| статьи | печать

Один из способов обеспечения обязательств — поручительство третьего лица. Однако с оплатой векселя, выданного должнику третьим лицом в качестве обеспечения обязательств по сделке и передаваемого должником в залог кредитору, могут возникнуть проблемы.

Вексель представляет собой простое и ничем не обусловленное обязательство уплатить указанную в нем сумму векселедержателю. Но любое обязательство из ничего не возникает. Для выдачи векселя должны быть основания (например, наличие непогашенного долга). Но они не всегда лежат на поверхности. Поэтому, если первопричину выдачи векселя установить трудно, в его оплате будет отказано.

Поводом для отказа является ст. 17 Положения о переводном и простом векселе, утвержденного постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 07.08.37 № 104/1341. В ней говорится, что лица, к которым предъявлен иск по векселю, не могут противопоставить векселедержателю возражения, основанные на их личных отношениях к векселедателю или предшествующим векселедержателям, если только векселедержатель, приобретая вексель, не действовал сознательно в ущерб должнику.

Сознательные действия в ущерб должнику заключаются в том, что векселедержатель знал об отсутствии законных оснований к выдаче (передаче) векселя до или во время его приобретения. В частности, в п. 15 постановления Пленума Верховного суда РФ № 33, Пленума ВАС РФ № 14 от 04.12.2000 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с обращением векселей» разъяснено следующее. Лицо, обязанное по векселю, освобождается от платежа, если докажет, что предъявивший требования кредитор знал или должен был знать в момент приобретения векселя о недействительности или об отсутствии обязательства, лежащего в основе выдачи (передачи) векселя, либо получил вексель в результате обмана или кражи, либо участвовал в обмане в отношении этого векселя или его краже, либо знал или должен был знать об этих обстоятельствах до или в момент приобретения векселя.

При выдаче векселя должнику в качестве обеспечения его сделки с кредитором между векселедателем и должником отсутствуют какие­либо денежные обязательства. Поэтому многие суды считают, что такой вексель выдан неосновательно, и отказывают во взыскании вексельного долга. Они полагают, что, поскольку первый приобретатель векселя не обладает правами на закладываемые права и не может передавать вексель в залог, у последнего приобретателя векселя по залоговому индоссаменту прав залогодержателя не возникает.

На наш взгляд, подобный подход неправильный. Исходя из п. 15 разъяснений Пленума Верховного суда РФ № 33, Пленума ВАС РФ № 14 от 04.12.2000 выдача векселя считается незаконной, если, во­первых, отсутствует законное основание его выдачи, а во­вторых, имеют место обманные действия со стороны держателя.

Действующее законодательство не ограничивает основания для выдачи векселя. Нет ограничений относительно того, что между векселедателем и первым векселедержателем должны существовать отношения, в результате которых у векселедателя возникло обязательство по оплате, выполнение которого гарантируется выдачей векселя. Поэтому отсутствие денежного или иного имущественного предоставления первым векселедержателем векселедателю не свидетельствует само по себе об отсутствии оснований для его выдачи.

Для выдачи векселя в качестве поручительства основанием является волеизъявление векселедателя по возложению на себя безусловного обязательства по оплате векселя в качестве гарантии оплаты по договорам между должником и кредитором.

Таким образом, говорить, что оснований для выдачи векселя нет, нельзя. Ведь гражданские права и обязанности возникают в том числе из договоров и иных сделок, как предусмотренных, так и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему (подп. 1 п. 1 ст. 8 ГК РФ).

Судебное решение

Индивидуальный предприниматель выдал в пользу должника простые векселя. Директором фирмы должника являлась жена предпринимателя. Должник передал векселя кредитору в залог (на них имеется отметка «валюта в залог»). При наступлении сроков оплаты векселя были предъявлены кредитором индивидуальному предпринимателю к оплате, но оплачены не были.

Схему с выдачей векселей инициировал сам кредитор. По его замыслу должник после оплаты поставленного в его адрес товара получает залог от кредитора и возвращает векселя предпринимателю. Обязанность предоставления предпринимателем такого обеспечения была установлена в двустороннем соглашении между ним и кредитором.

В первой инстанции, апелляционном суде и кассации истцу отказали во взыскании вексельного долга с предпринимателя.

ФАС Московского округа (постановление от 23.08.2010 № КГ­А40/9168­10) пришел к выводу, что векселя в результате доверительных отношений между аффилированными лицами выданы предпринимателем должнику при отсутствии обязательств на безвозмездной основе. О данном обстоятельстве кредитор знал. Заведомо безосновательно выданные векселя по залоговому индоссаменту истец (залогодержатель) получил сознательно в ущерб должнику (ответчику). Поэтому данное обстоятельство освобождает ответчика от платежа.

Суды сошлись во мнении, что выдача любого векселя направлена на погашение либо уже существующего долга, либо долга, обусловленного к возникновению в будущем во исполнение обязательственных отношений. Выдача безосновательных векселей не создает для первого приобретателя права вексельного требования. Вексель рассчитан на то, что будет оплачиваться обязанным лицом за счет предоставления, полученного им от первого приобретателя.

В данном случае истец получил векселя по залоговому индоссаменту. В силу п. 3 ст. 335 ГК РФ залогодателем права может быть только лицо, которому принадлежат закладываемые права. Но поскольку первый приобретатель векселей (должник) не обладал ими и не мог передавать векселя в залог, у приобретателя векселей (кредитора) по залоговому индоссаменту не возникло прав залогодержателя.

Дело было передано на рассмотрение в Президиум ВАС РФ, который отменил все вынесенные по нему решения и отправил его на новое рассмотрение.