«Создание рабочих мест должно быть выгодным»

| статьи | печать
«Создание рабочих мест должно быть выгодным»

Как провести модернизацию отечественной экономики на основе внедрения современных технологий без болезненных социальных последствий для наемных работников, редакция «ЭЖ» попросила рассказать председателя бизнес-объединения «Деловая Россия» Бориса Титова.

«ЭЖ»: Последнее время делороссы часто говорят о социально безопасной модернизации российской экономики, большом числе работников, которые высвободятся в результате повышения производительности труда хотя бы до уровня стран Восточной Европы. Сколько человек в этом случае будут вынуждены искать новую работу?

Б.Т.: Любой, кто проводил модернизацию производства, может сказать, что высвобождается до 70% рабочей силы. Это означает, что при полной модернизации всей российской экономики, доведении производительности труда хотя бы до восточноевропейского уровня высвободится порядка 25 млн рабочих рук.

«ЭЖ»: Если все безработные окажутся на улице в сравнительно короткий срок, социального взрыва не миновать. Избежать его поможет только массовое, опережающее рост безработицы создание новых высокопроизводительных, высокооплачиваемых рабочих мест. Смогут ли российские работодатели предложить такие места безработным?

Б.Т.: Возможность существует. Но надо понимать, что никакими указами и поручениями нельзя заставить бизнесменов создавать новые рабочие места. Этот процесс должен быть выгоден им. Сейчас открытие новых производств в России крайне тяжелое и неблагодарное занятие.

«ЭЖ»: Во сколько обойдется отечественному бизнесу создание таких рабочих мест?

Б.Т.: Чтобы создать одно рабочее место на современном производстве, необходимо 100 000—200 000 долл. Нетрудно подсчитать, что для создания 25 млн новых качественных рабочих мест потребуется от 2,5 до 5 трлн долл. Таких денег нет ни у отечественного бизнеса, ни у государства. Следовательно, речь идет о масштабном привлечении иностранных инвестиций.

«ЭЖ»: Как, на ваш взгляд, в данном процессе может участвовать государство?

Б.Т.: Государство должно кардинально улучшить инвестиционный климат в стране, снизить налоговую нагрузку на процесс производства и перенести ее на ренту с полезных ископаемых и специализированные налоги на потребление — акцизы на табак и алкоголь, налог на недвижимость.

Надо кардинально менять политику в отношении тарифов естественных монополий и облегчать доступ к их инфраструктуре, запускать программу масштабного развития индустриальных парков. Реально работающих индустриальных парков сейчас около 15, а нужно в 15—20 раз больше.

«ЭЖ»: Сейчас много говорят о том, что назрела необходимость в поправках к Трудовому кодексу. Какие, по вашему мнению, необходимы изменения?

Б.Т.: Некоторые поправки, предложенные РСПП, концептуально верны. Например, в условиях модернизации и инноваций актуальны более широкое использование срочных трудовых договоров, увеличение числа работников, с которыми их нужно заключать. Это, в частности, студенты, специалисты, работающие дистанционно или привлекаемые для специальных проектов, пиарщики, райтеры. При этом надо понимать, что отношения с ними не будут регулироваться обычным гражданско-правовым договором подряда. У работника должны оставаться те гарантии, которые дает именно трудовое законодательство, — больничные, отпуска, страховка, жесткий перечень оснований для увольнения, а также финансовые и социальные гарантии при увольнении. Только тогда удастся сохранить баланс между интересами работников и работодателями и изменения не будут восприняты обществом как покушение на конституционные права.

К вопросу регулирования трудовых взаимоотношений надо подходить осмотрительно. Конечно, некоторые предложения чересчур радикальны и неприемлемы (например, 60-часовая рабочая неделя). Тем не менее нельзя не учитывать изменения экономической структуры общества. Сейчас Трудовой кодекс во многом заточен под крупные предприятия, тогда как большинство граждан трудятся в мелком и среднем бизнесе и госсекторе. Предложения требуют тщательной доработки с учетом мнения всех заинтересованных сторон.