Если приз получает организация

| статьи | печать

Участвовать в конкурсах и лотереях могут не только физические, но и юридические лица. Как для целей налогообложения прибыли учитывать выигрыши и призы, полученные организацией, Минфин России рассказал в письме от 29.04.2011 № 03-03-06/1/277.

При получении от организатора конкурса приза у компании не возникает встречных обязательств по его оплате. Поэтому полученные выигрыши и призы (далее — призы) являются безвозмездно полученным имуществом и учитываются в составе внереализационных доходов на основании п. 8 ст. 250 НК РФ.

Доход от безвозмездно полученного имущества оценивается по правилам п. 8 ст. 250 НК РФ. В частности, такой доход рассчитывается исходя из рыночных цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ. Причем рыночная цена передаваемого безвозмездно имущества не может быть ниже остаточной стоимости по амортизируемому имуществу и ниже затрат на производство (приобретение) — по иному имуществу. Информация о ценах подтверждается получателем имущества документально или путем проведения независимой оценки. Такова позиция Минфина России, и она полностью соответствует нормам Налогового кодекса.

Заметим, что остаточная стоимость применяется в качестве базы для сравнения только при безвозмездной передаче бывших в употреблении основных средств (нематериальных активов). Но поскольку имущество, передаваемое в качестве приза, как правило, специально закупается для этих целей, оно независимо от цены не признается амортизируемым для организатора конкурса (лотереи) и учитывается им в составе товаров. Поэтому при определении рыночной цены приза ее нужно сравнивать со стоимостью приобретения аналогичного имущества.

Итак, при получении приза организация должна определить его рыночную цену. Рыночной считается цена идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях (п. 4 ст. 40 НК РФ). Такую информацию организация может получить, например, обратившись с запросом в торговые организации, реализующие идентичные (однородные) товары на местном товарном рынке.

Отметим, что при передаче приза организатор конкурса (лотереи) обязан передать организации-получателю сопроводительные документы (накладную, счет-фактуру). Ведь для него передача приза будет реализацией (п. 1 ст. 39 НК РФ). В названных документах указывается рыночная цена передаваемого приза (п. 2 ст. 154 НК РФ). Для организации — получателя приза данная цена, отраженная в первичных документах, прежде всего цена приобретения, с которой согласно п. 8 ст. 250 НК РФ нужно сравнить рассчитанную организацией рыночную цену приза. Но, на наш взгляд, при отсутствии на местном рынке идентичных (однородных) товаров эту цену организация может использовать в качестве рыночной.

В любом случае рассчитанная организацией рыночная цена приза не должна быть меньше цены, указанной организатором конкурса (лотереи) в сопроводительных документах на приз.