Премьер упорядочит трансфертное ценообразование

| статьи | печать

Законодательство РФ недостаточно эффективно регулирует трансфертное ценообразование. Об этом 18 мая заявил премьер-министр Владимир Путин на совещании по данной проблеме. По его словам, чтобы обеспечить интересы государства, необходимо внести поправки в Налоговый кодекс, в том числе разъясняющие термины «рыночная цена» и «аффилированные структуры».

Путин обеспокоен, что некоторые отечественные предприятия поставляют товары за рубеж зарегистрированным в офшорах дочерним компаниям по заниженной стоимости для последующей перепродажи по рыночной цене. Согласно Налоговому кодексу стоимость товаров, поставляемых зависимым лицам, не должна отличаться от рыночной более чем на 20%. Однако компании пренебрегают этим правилом из-за того, что в законе отсутствует четкая расшифровка терминов «рыночная цена», «аффилированные структуры» и «зависимые лица».

Напомним, что правительственные поправки, призванные навести порядок в вопросах трансфертного ценообразования, Госдума приняла в первом чтении еще 19 февраля 2010 г. Однако документ до сих пор не дошел до второго чтения, поскольку вызвал споры между чиновниками и представителями бизнеса. Впрочем, в ходе совещания у главы правительства Министерству финансов РФ и Российскому союзу промышленников и предпринимателей все же удалось согласовать новую редакцию трансфертного законопроекта.

Принятые в первом чтении поправки предполагали, что с 2012 г. Федеральная налоговая служба будет контролировать сделки взаимозависимых лиц годовым объемом свыше 1 млрд руб., а также на меньшую сумму в случае, если речь идет о поставках сырья или одна из сторон применяет специальный налоговый режим. Что касается внешнеторговых сделок, их ревизия будет осуществляться, только если в них участвуют резиденты офшоров или речь идет о продаже биржевых товаров.

В ходе переговоров Минфин и РСПП пришли к выводу, что необходим переходный период для отработки технологий контроля. Согласно новой версии законопроекта в 2012 г. будут контролироваться сделки объемом свыше 3 млрд руб. в год, в 2013‑м — более 2 млрд руб. и только с 2014 г. — свыше 1 млрд руб. Кроме того, Минфин согласился на два года отсрочить ревизию сделок с участием резидентов ОЭЗ или пользователей налоговых спецрежимов.