Рентабельность контроля требует уточнения

| статьи | печать

По отдельным контролирующим ведомствам затраты на одно выявленное нарушение вызывают изумление и вопрос: не лучше ли прикрыть лавочку? Но данные Минэкономразвития не дают однозначного повода махать шашкой. Приятно уже то, что количество проверок бизнеса несколько уменьшилось.

Минэкономразвития направило в правительство доклад о состоянии в России системы государственного контроля. На двухстах с лишним страницах детально подведены итоги применения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» начиная с мая 2009 г. Рассмотрим некоторые итоги контрольно-надзорной деятельности в 2010 г.

Все органы исполнительной власти и местного самоуправления провели 2 828 900 проверок и 131 000 административных расследований, что в сумме составило 2 960 700 мероприятий. Из них 92,8% исполнили федеральные органы, 6,2 — региональные и 0,9% — местного самоуправления.

Поскольку главная идея названного закона состояла в ослаблении административного давления на бизнес, Минэкономразвития в докладе отметило, что в III и IV кварталах 2010 г. количество проверок со стороны федеральных органов увеличилось в годовом сопоставлении на 50 и 30% соответственно, но в I квартале этого года уменьшилось на 13%.

Минэкономразвития предполагает, что взлет количества проверок в большей степени обусловлен организацией учета характеристик контрольно-надзорной работы и повышением отчетной дисциплины федеральных органов. Действительно, необходимость «причесать» учет могла поначалу выявить «бумажный» рост контрольных мероприятий. Значит, реальные плоды заботы о покое бизнеса показали данные за I квартал текущего года.

Тройку лидеров по количеству проведенных проверок составили МЧС (626 361 — 23,8% от общего числа), Роспотребнадзор (403 987 — 15,4%) и ФНС (360 147 — 13,7%). Это объяснимо и комментариев не требует. Вообще наибольшую активность проявили органы, контролирующие не отдельные отрасли, а всю экономику.

Если судить по цифрам, качество проведения проверок было на высоте — недействительными признаны результаты 8300 из них, или 0,3%.

За прошлый год количество контрольных мероприятий, в ходе которых федеральные органы обнаружили правонарушения, составило 1 726 000 — около 63% от общего количества. При этом выявлено 7 699 000 нарушений, или в среднем 4,5 на одно результативное мероприятие. Наложено 2 658 000 административных наказаний, из которых 93% — штрафы на сумму 258 млрд руб. Особенно отличились Росфиннадзор (почти 166,3 млрд руб. — 64,5% от общей суммы) и ФАС (78,6 млрд руб. — 30,5%). Для сравнения: вклад МВД и Россельхознадзора составил по 0,1%, МЧС — 0,2%.

Однако при столь внушительной сумме наложенных штрафов за год взыскали только 12,5 млрд руб. При этом на проведение контрольных мероприятий из бюджетов всех уровней было выделено более 91,2 млрд руб. Выходит, что на один взысканный рубль затрачено 7,3 бюджетных рубля. По расчетам Минэкономразвития, финансовые затраты на одно контрольное мероприятие составили 30 600 руб. на федеральном уровне и 39 200 руб. — на региональном, на выявление одного правонарушения — 10 900 и 24 500 руб. соответственно, отношение суммы взысканных штрафов к объему выделяемых финансов — 14,82 и 14,24% соответственно. Эти показатели наводят на грустные мысли о дороговизне нашей контрольно-надзорной системы. Их удачно дополняют данные представленной таблицы по отдельным федеральным органам исполнительной власти.

949 100 руб. затрат на одно нарушение у Россельхознадзора или 216 600 руб. у Росохранкультуры потрясают. Для полноты читательского изумления добавим, что тот же Россельхознадзор штрафов в 2010-м наложил на сумму 131,1 млн руб., собрал 112,4 млн руб. Вышло по 529 руб. затрат на каждый взысканный рубль.

В России все возможно. Но именно безумие этих цифр заставляет не торопиться с выводами.

Во-первых, штрафов наложено только федеральными контролерами на 258 млрд руб., а, как справедливо отмечено в докладе, между периодом наложения штрафа и реальным платежом может пройти длительный период. В среднем, уверяет Минэкономразвития, федеральные органы взыскивали около 70% штрафных сумм. Значит, в перспективе можно рассчитывать примерно на 180 млрд руб. по штрафам.

Во-вторых, «очевидно, что в отсутствие единого подхода к оценке затрат на исполнение полномочий ведомства по-разному подходили к определению суммы финансирования контрольно-надзорной деятельности», говорится в докладе и предлагается разработать единую методику оценки этих затрат.

Наконец, не будем забывать, что главная цель большинства контрольных органов не казну наполнять, а выявлять и предупреждать нарушения. Условно говоря, чтобы у нас «Хромые лошади» не пылали.

Объем финансовых средств, выделенных из бюджетов всех уровней на осуществление проведенных проверок, административных расследований в 2010 г., по отношению к числу выявленных федеральным органом исполнительной власти нарушений

ФОИВ

Количество
выявленных
нарушений

Затраты финансовых
ресурсов,
тыс. руб.

Затраты на одно
нарушение,
тыс. руб.

Россельхознадзор

62 614

59 430 056

949,1

Росохранкультура

4707

1 019 500

216,6

Росрыболовство

2132

271 260

127,2

ФСТЭК России

413

19 553

47,3

Росприроднадзор

32 452

1 436 539

44,3

Росреестр

33 566

1 421 132

42,3

Роскомнадзор

12 777

537 554

42,1

ФМБА России

15 256

513 459

33,7

Росалкогольрегулирование

6165

189 166

30,7

Росздравнадзор

34 153

750 999

22,0

Росстандарт

5295

64 200

12,1

Роспотребнадзор

862 821

9 798 162

11,4

Ространснадзор

202 010

1 748 564

8,7

Рособрнадзор

65 061

404 027

6,2

Росфиннадзор

82 335

372 643

4,5

Роструд

892 789

2 025 507

2,3

Ростехнадзор

1 388 844

2 992 529

2,2

ФАС России

19 548

37 974

1,9

ФМС России

535 989

715 263

1,3

ФНС России

248 836

175 111

0,7

Минюст России

11 150

2915

0,3

МЧС России

2 610 735

260 610

0,1

Росстрахнадзор

5339

226

0,0

Источник: Минэкономразвития России