ГЛОНАСС деньгами не поможешь

| статьи | печать
ГЛОНАСС деньгами не поможешь

Российский аналог американской системы глобального позиционирования GPS создается уже десяток лет. На это мероприятие потрачено более 100 млрд руб. Конца работе пока не видно. Возник вопрос: куда испарились миллиарды? Ответить на него попытался глава Счетной палаты Сергей Степашин.

В начале мая Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Сергея Степашина рассмотрела результаты проверки использования финансовых ресурсов, выделенных на реализацию федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система». Как показала проведенная по поручению Президента РФ ревизия, хотя деньги из госбюджета поступали своевременно и в полном объеме, треть задач по построению ГЛОНАСС не выполнена.

В сообщении, опубликованном на официальном сайте счетного ведомства 4 мая, говорится, что изменения в программу вносились трижды — в 2006, 2008 и 2010 гг. Корректировки привели к тому, что общие плановые объемы ее финансирования возросли в 5,9 раза, в том числе за счет бюджетных средств — в 9,6 раза и за счет внебюджетных источников — в 2 раза. На реализацию программных мероприятий в 2002—2010 гг. из федерального бюджета было выделено 98,7 млрд руб., или 101,2% предусмотренных ранее объемов, за счет внебюджетных источников привлечено 3,3 млрд руб., или 20,6%.

Из материалов проверки следует, что, несмотря на своевременное и полное финансирование расходов по программе из федерального бюджета, к 2011 г. требуемые значения были достигнуты по 18 из 28 показателей эффективности реализации проекта. «Уровень оснащения объектов транспортной инфраструктуры корпоративных пользователей средствами спутниковой навигации в рамках государственного сегмента на воздушном транспорте при плане 75% составил 22,6%», — отмечается в отчете Счетной палаты.

Аудиторы Михаил Одинцов, Сергей Рябухин, Михаил Бесхмельницын и Сергей Мовчан выявили, что существенный рост объемов финансирования расходов во многом обусловлен затратным механизмом формирования цены на космические аппараты и средства их выведения. В свою очередь низкую эффективность проекта ревизоры объяснили недостаточным вниманием менеджеров к вопросам коммерческого использования ГЛОНАСС.

По мнению экспертов, увеличение расходов на финансирование программы связано с постоянным ростом себестоимости работ по производству самих аппаратов, в том числе за счет коррупционной составляющей. Решать проблему нужно системно, направляя усилия на улучшение состояния предприятий оборонно-промышленного комплекса, которые, в частности, испытывают острый дефицит квалифицированных инженеров. Специалисты полагают, что повысить конкурентоспособность ГЛОНАСС не получится, пока существуют недостатки средств навигации, а именно их высокая стоимость, низкая надежность, плохое качество и неудовлетворительная работа с потребителями.

Авария вызвала перестановку кадров

Комментируя результаты проверки, в пресс-службе Счетной палаты подчеркнули, что данное контрольное мероприятие не связано с перестановками в космической отрасли. Ревизия началась еще в марте и проводилась по поручению Президента РФ и в соответствии с планом работы Счетной палаты на 2011 г. Впрочем, по наблюдению экспертов, именно в этом месяце усилились слухи о грядущей отставке главы Роскосмоса.

Анатолий Перминов покинул пост руководителя космического агентства 29 апреля.

В конце февраля вице-премьер Сергей Иванов на коллегии Роскосмоса сообщил, что ущерб от неудачного запуска трех аппаратов «Глонасс-М» составил 2,5 млрд руб. (позднее Следственный комитет России подсчитал, что убытки от падения спутников гораздо больше — 4,3 млрд руб.). По данным кабмина, в прошлом году российские предприятия изготовили всего пять космических аппаратов вместо 11 предусмотренных гособоронзаказом.

Недовольство властей работой космического ведомства усилилось из-за потери в феврале военного спутника «Гео-ИК2», выведенного ракетой «Рокот» мимо заданной орбиты, а также переноса сроков юбилейного запуска корабля «Союз ТМА-21» «Юрий Гагарин». Из-за последнего инцидента, вызванного дефектом в одном из приборов, были отменены визиты ряда иностранных делегаций на Байконур.

Впрочем, уволенный с госслужбы А. Перминов надолго без работы не остался. Уже в начале мая его назначили заместителем генерального директора ОАО «Российские космические системы».

ГЛОНАСС против GPS и Galileo

По мнению экспертов, результаты проверки Счетной палаты повлияют на формирование новой федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система» на 2011—2020 гг., которая должна быть внесена в правительство до конца текущего года. Согласно проекту документа к 2019 г. спутниковый флот ГЛОНАСС будет полностью состоять из аппаратов нового поколения семейства «Глонасс-К» с гарантийным сроком службы десять лет. У аппаратов «Глонасс-М», находящихся на орбите в настоящее время, этот срок составляет семь лет.

Разработчики программы рассчитывают, что в 2012—2020 гг. ГЛОНАСС по своим параметрам не будет уступать системам GPS и Galileo с учетом планов развития этих систем.

В ближайших планах по продвижению ГЛОНАСС — оснащение навигационной системой всего муниципального и коммерческого общественного транспорта. В частности, о планах по введению ГЛОНАСС в промышленную эксплуатацию в мае заявил мэр Москвы Сергей Собянин. До конца года навигационной системой планируется оборудовать все автомобили столичного ГУВД. По данным московского правительства, сейчас система, основанная на технологии ГЛОНАСС, действует на 1300 машинах ГУВД Москвы. Это примерно четверть общего состава. По словам С. Собянина, благодаря этой системе в январе — апреле 2011 г. было раскрыто 450 преступлений.

В ближайшее время ГЛОНАСС должна также поступить на службу федеральному лесному хозяйству, где отечественную систему навигации планируют использовать для обнаружения и тушения лесных пожаров, приемки лесохозяйственных работ, проведения государственной инвентаризации лесов и лесопаталогического мониторинга. Первые 20 приборов будут опробованы в пяти лесничествах Московской области, которые прошлым летом больше всего пострадали от лесных пожаров. В перспективе аппаратурой ГЛОНАСС может быть оснащен весь специализированный транспорт лесного хозяйства.

Чтобы предприятия поторопились с подключением к отечественной системе навигации, чиновники планируют ввести штрафы за отсутствие на коммерческом и спецтранспорте аппаратуры ГЛОНАСС. Так, согласно поправкам в Кодекс об административных правонарушениях, подготовленным Министерством транспорта, за перевозки пассажиров, опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов на транспортном средстве, не оборудованном аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, если такое оборудование обязательно, водитель должен будет уплатить административный штраф 2500 руб. Допустившие такое нарушение юридические лица и индивидуальные предприниматели уплатят 30 000 руб.

Это второй вариант законопроекта. Первый документ предусматривал более высокое материальное наказание для компаний — 50 000 руб., а также предполагал административный штраф 5000 руб. для должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств.

Чиновники рассчитывают, что более мягкий вариант поправок вступит в силу с 1 января 2012 г. ГИБДД начнет проверять наличие ГЛОНАСС в пунктах техосмотра с 1 июля 2012 г.

К сведению

История вопроса

ГЛОНАСС — отечественная спутниковая система навигации, разработанная в 1980-х гг. по заказу Министерства обороны СССР. Первый спутник ГЛОНАСС был выведен Советским Союзом на орбиту 12 октября 1982 г. 24 сентября 1993 г. систему официально приняли в эксплуатацию с орбитальной группировкой из 12 спутников, которая в декабре 1995 г. была развернута до штатного состава – 24 спутника. Затем из-за общего положения дел в стране работа над проектом остановилась.

В августе 2001 г., когда правительство решило воплотить прежние замыслы, приняли федеральную целевую программу по ГЛОНАСС. По первоначальным планам обеспечение глобального покрытия намечалось к 2010 г. Сейчас в составе орбитальной группировки 23 аппарата.

Основное отличие российского проекта от американской системы NAVSTAR GPS в том, что спутники ГЛОНАСС в орбитальном движении не имеют резонанса с вращением Земли, что обеспечивает им большую стабильность. Таким образом, группировка космических аппаратов ГЛОНАСС не требует дополнительных корректировок на протяжении всего времени активного существования, но срок службы российских спутников заметно короче.

Росстрахнадзор не доверяет «Спутнику»

Страховой центр «Спутник» заявил, что выплатил возмещение за три спутника «Глонасс-М», упавших в акваторию Тихого океана на этапе их вывода на орбиту 5 декабря 2010 г., в полном объеме. Как говорится в сообщении компании от 6 мая, данное событие признано страховым случаем на основании предоставленных страхователем документов, подтверждающих факт, причины и обстоятельства полной гибели космических аппаратов.

Страховщик уверяет, что риск соответствующей выплаты надежно перестрахован, однако глава Росстрахнадзора Александр Коваль сомневается в платежеспособности компании. Чтобы докопаться до истины, надзорный орган запросил у «Спутника» информацию по договору страхования рисков запуска космических аппаратов «Глонасс-М».

Напомним, что после аварии руководство Роскосмоса призналось: спутники не были застрахованы на 100%. По данным страховщика, совокупное покрытие составило 120 млн руб. По подсчетам разных ведомств, убытки от неудачного запуска спутников в 20—35 раз больше.