Вывеска или реклама?

| статьи | печать
Вывеска или реклама?

Магазин «Музыкальные инструменты», осуществляющий розничную торговлю, расположен в нежилом арендуемом помещении (ангар). Считается ли вывеска «Музыкальные инструменты» на ангаре рекламой и нужно ли на нее разрешение?

Реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона о рекламе).

Закон о рекламе не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера (п. 5 ч. 2 ст. 2).

Вопрос отличия рекламы от вывески как источника информации, используемого для доведения до потребителей информации, не признаваемой рекламой, стал предметом рассмотрения Президиума ВАС РФ, который в п. 18 информационного письма от 25.12.98 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» указал следующее. Размещение уличной вывески (таблички) с наименованием юридического лица как указателя его местонахождения или обозначения места входа в занимаемое помещение, здание или на территорию является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории России обычаям делового оборота. Сведения, распространение которых по форме и содержанию для юридического лица обязательно на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на вывеске. Закон о рекламе не регулирует вопросы, связанные с содержанием вывесок (табличек) в части обязательной информации (Определение ВАС РФ от 16.06.2009 № 6722/09 и постановление ФАС Центрального округа от 07.08.2009 № А08-5345/2008-11).

Законодательство не содержит требований к количеству вывесок, размещение которых обязательно для юридического лица. Поэтому при решении вопроса о размещении на здании обязательной для потребителей информации (вывески) или рекламы надо учитывать ее целевое назначение и обстоятельства размещения на здании. По мнению Федеральной антимонопольной службы (п. 4 письма от 16.03.2006 № АК/3512 «О разграничении рекламы и иной информации»), вывески, размещенные рядом с каждым входом в здание или на каждом из фасадов здания, расположенного на пересечении нескольких улиц, отвечают целям обозначения места нахождения организации и признаются обязательной информацией.

Тем не менее если целевым назначением сведений о наименовании организации и виде ее деятельности не является информирование о месте нахождения организации (в том числе с учетом помещения, занимаемого организацией в здании), то такие сведения могут быть квалифицированы как реклама. Причем обстоятельства их размещения подлежат дополнительной оценке.

Так, размещение организацией соответствующей информации с помощью конструкции на крыше многоэтажного здания, в котором она арендует одну комнату, может быть расценено как реклама этой организации, поскольку подобный способ размещения информации не обеспечивает обозначения места нахождения и преследует иные цели. В этом случае реклама размещается с соблюдением правил, предусмотренных в ст. 19 Закона о рекламе.

Судебная практика при рассмотрении споров о наличии в информации признаков рекламы исходит в каждом случае из конкретных обстоятельств дела. Например, в постановлении ФАС Уральского округа от 16.01.2007 № Ф09-11161/06-С5 суд пришел к выводу, что вывеска с наименованием «Сигары» в месте входа в магазин (перед входной группой) не является средством наружной рекламы, служит указателем местонахождения торговой точки, обозначает место входа в магазин. В то же время установленное на фасаде жилого дома буквенное сообщение «Сигары» считается средством наружной рекламы, поскольку размещено с целью привлечь внимание потребителей к реализуемой продукции.

В постановлении ФАС Центрального округа от 07.08.2009 № А08-5345/2008-11 суд не признал рекламой световую вывеску на наружной стене нежилого помещения с указанием наименования салона, данных о лице, осуществляющем предпринимательскую деятельность (ОГРН, ИНН), и режиме работы салона. При этом суд отметил, что размещение уличной вывески (таблички) с наименованием юридического лица или индивидуального предпринимателя как указателя его местонахождения или обозначения места входа в занимаемое помещение, здание или на территорию является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории России обычаям делового оборота.

ФАС Поволжского округа посчитал, что использование на рекламной конструкции текстового сообщения «Магазин кожи и меха Nappa» не может рассматриваться в качестве указания наименования рекламораспространителя, поскольку не соответствует регистрационным документам заявителя и преследует цель привлечь внимание неопределенного круга лиц к товарам, работам и услугам рекламораспространителя (постановление от 04.12.2008 № А12-6414/08).

Таким образом, вопрос, будет ли вывеска признана рекламой, зависит от многих факторов — места размещения, содержания вывески, соответствия наименованию организации и др. Если исходя из конкретных обстоятельств есть основания предполагать, что вывеска, которую планируется разместить у входа в магазин, может быть квалифицирована как реклама, ее целесообразно размещать в соответствии с требованиями ст. 19 Закона о рекламе.