Нас обуют интернет-магазины

| статьи | печать

Рынок интернет-торговли в России в 2011 г. увеличится на 30—40%. Как и в прошлом году, чаще жители страны будут приобретать через Сеть одежду и обувь, книги, бытовую технику и электронику, а также бытовую косметику и парфюмерию. Такой прогноз озвучили участники рынка в ходе конференции Online Retail Russia, состоявшейся в Москве 14—15 апреля. Отечественная индустрия электронных продаж будет развиваться быстрее, если решить проблемы, тормозящие ее развитие. Это, в частности, устаревшие правовые нормы и недоверие покупателей к дистанционным покупкам.

По оценке генерального директора компании InSales Тимофея Горшкова, в 2010 г. российский рынок интернет-торговли составил более 180 млн руб. Данная оценка не включает в себя такие направления интернет-торговли, как электронные билеты, доски объявлений и аукционы, цифровой контент и программное обеспечение. Наибольшим спросом у отечественных посетителей Всемирной паутины пользовались бытовая техника и электроника, компьютеры, ноутбуки и комплектующие. В число лидеров сетевых продаж также вошли одежда, обувь, мебель и детские товары.

Т. Горшков полагает, что в 2011 г. объем электронных продаж в РФ вырастет на 30—40%. Активному развитию способствует бурный рост числа интернет-пользователей. По прогнозам международных экспертов, озвученным генеральным директором компании Ozon.ru Бернаром Люке, с 2009 по 2013 г. число россиян, пользующихся услугами Всемирной паутины, возрастет на 15%. Для сравнения: в Японии этот показатель увеличится на 1,3%, США — на 1,2%, Бразилии — на 7,8%. В результате к 2014 г. Россия выйдет на первое место по численности интернет-пользователей в Европе, которая к тому моменту составит 93,2 млн человек.

По оценке компании Ozon.ru, в настоящее время наиболее перспективен вещевой сегмент интернет-продаж. Как показал проведенный в марте опрос фонда «Общественное мнение», 23% интернет-покупателей за последний месяц заказали в Интернете одежду и обувь. Второе место в рейтинге популярных товаров занимают книги (18%), третье — бытовая техника и электроника (17%), четвертое — косметика и парфюмерия (13%). Реже в Сети россияне приобретают канцелярские товары (2%), строительные материалы, инструменты, автозапчасти, украшения и часы (3%).

Развитие структуры онлайн-продаж в России соответствует международным трендам. По данным исследовательской компании Mintel, за последние пять лет объемы продаж одежды в интернет-магазинах Великобритании выросли на 152% и в 2010 г. превысили 7 млрд долл. По прогнозам аналитиков, к концу 2011 г. объем продаж составит 8 млрд долл. — на 23% больше, чем в 2010 г.

Оптимистичные прогнозы специалисты из Mintel связывают с ростом числа пользователей широкополосного доступа в Интернет, а также с выходом в Сеть таких крупных игроков, как Zara, TopShop и H&M, на сайтах которых можно ознакомиться с новыми коллекциями и приобрести понравившуюся вещь. Ранее британские эксперты опасались, что покупатели не смогут привыкнуть к новому формату шопинга. Как оказалось, покупателям, напротив, понравилось примерять одежду дома, а не в кабинках магазинов. Чтобы выбрать оптимальный вариант, они заказывают вещи нескольких размеров. То, что не подходит, отправляют обратно.

Сеть нуждается в поправках

Радужные перспективы омрачаются проблемами, сдерживающими развитие отрасли. Например, продажи в регионах не развиваются из-за отсутствия качественного почтового сервиса, который есть в европейских странах или США. Из-за проблем с доставкой и возвратом некачественных товаров популярность интернет-магазинов в регионах гораздо ниже, чем в столице.

Больше всего экспертов огорчают устаревшие правовые нормы, регулирующие российскую онлайн-торговлю. Дело в том, что законодательство существенно ограничивает список товаров, которые в России можно продавать дистанционно. В частности, постановление Правительства РФ № 55 запрещает продавать вне стационарных мест торговли продовольственные товары, за исключением мороженого, безалкогольных напитков и пива, кондитерских и хлебобулочных изделий в упаковке изготовителя товара. Вместе с тем под запрет попадают лекарственные препараты, ювелирные изделия, оружие и боеприпасы, экземпляры аудиовизуальных произведений и фонограмм, программное обеспечение и базы данных.

Кроме того, трудности в работе интернет-ретейлеров возникают из-за постановления Правительства РФ № 612, запрещающего дистанционно продавать алкогольную продукцию, а также другие товары, сбыт которых в рознице запрещен или ограничен.

Из-за этих двух документов большинство онлайн-продавцов не могут себя причислить к предприятиям дистанционной торговли. Участники рынка решают проблему по-разному. Например, магазин Ozon.ru игнорирует положения постановления № 55 и предпочитает руководствоваться в работе вторым документом. Позиция компании состоит в том, что экземпляры аудиовизуальных произведений и фонограмм не относятся к товарам, свободная реализация которых запрещена или ограничена. Другой пример — онлайн-сервис компании «Азбука вкуса», торгующий продуктами питания и алкоголем. Этот игрок настаивает на том, что не занимается дистанционными продажами, а является службой доставки.

Покупатели проявляют осторожность

Еще один фактор, сдерживающий развитие интернет-ретейла, — недоверие россиян к электронным покупкам. Потребителям, привыкшим задействовать обоняние и осязание при выборе товара, сложно сделать заказ, ориентируясь лишь на его картинку в Интернете. По мнению руководителя проекта официального интернет-магазина Shop.philips.ru Андрея Хромова, это типичное проявление страха неопытного пользователя из-за отсутствия собственного опыта в общении с интернет-продавцами. После первой покупки уверенность потребителей возрастает. Например, как показал опрос РБК, лишь треть из тех, кто заказывал туристические услуги по электронным каналам, опасаются делать такие покупки в дальнейшем (в целом из-за недоверия к онлайн-магазинам от приобретения туруслуг в Сети отказываются 64% респондентов).

Чтобы повысить доверие россиян к интернет-торговле, исполнительный директор eBay GmbH Штефан Золль советует игрокам расширять бизнес, создавая помимо виртуальных площадок реальные точки торговли. По словам генерального директора сети «Утконос» Владимира Рюмина, гражданам легче сделать заказ через Интернет, если они знают, что в любой момент могут прийти в магазин ознакомиться с товаром или предъявить претензии. Еще один способ решения проблемы — создание на сайте книги отзывов, в которой совершившие покупку клиенты смогут оставлять отклики о торговой площадке. Как показывает практика, положительное общественное мнение об интернет-магазине повышает его рейтинг среди потенциальных покупателей.