Чиновники не могут избавиться от мусора

| статьи | печать

Минэкономразвития опубликовало на своем сайте для публичного обсуждения и «оценки регулирующего воздействия» последнюю версию законопроекта Минприроды «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“ и другие законодательные акты Российской Федерации (в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами)». Это не первая попытка природного ведомства обратить внимание правительства на законопроект, призванный сформулировать новую государственную политику в сфере утилизации отходов.

Исходя из текущих рыночных цен на отходы, по приблизительным подсчетам экспертов, из-за отсутствия системы управления отходами прямые потери российской экономики ежегодно составляют около 3 млрд долл. Причем в этой цифре не заложены получение энергии из 90 млрд т накопленных отходов, издержки экологии и здравоохранения, неиспользование земель под 2000 кв. км свалок.

Текущая версия законопроекта позволяет местным органам власти устанавливать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение на полигонах, чего не позволял закон 1998 г. Местные власти будут составлять и не реже одного раза в пять лет обновлять балансовые схемы образования, сбора, транспортировки и утилизации отходов. Муниципалитеты смогут требовать от предприятий прохождение госэкологического контроля образовавшихся отходов производства, а компании — нулевую плату за негативное воздействие на окружающую среду в случае вывоза мусора не на «черные свалки», а на экологически безопасные (согласно проектной документации) полигоны, которые теперь смогут строить регионы. Впрочем, с последним нововведением не согласны некоторые министерства и ведомства, в первую очередь Минфин.

В Минприроды, где разрабатывался законопроект, намерены стимулировать создание логистических схем управления потоками отходов, организацию их замкнутых циклов. Еще одно важное новшество, которого не было в первой версии, — ответственность производителей и импортеров за переработку и утилизацию продукции и упаковки и введение понятия залоговой стоимости тары.

«Несколько лет назад, когда в России практически исчезла сеть сбора вторсырья, мы перестали использовать оборотную тару и сделали наши бутылки (пластик и стекло) легче по весу. В мире у компании есть опыт создания перерабатывающих предприятий, а в России — нет. Текущие требования запрещают использовать для производства пластиковых бутылок вторсырье», — говорит представитель компании Coca-Cola Владимир Кравцов.

Из последней версии законопроекта полностью исчезли налоговые стимулы для переработчиков отходов, тогда как первая версия предполагала налоговые льготы по имуществу, используемому для переработки отходов, по налогам на землю и на прибыль и приоритет при госзакупках. Исчезла и норма, запрещающая захоронение отходов с 2017 г. Источник в Минприроды утверждает, что это сделано сознательно, чтобы законопроект прошел в установленные правительством сроки все необходимые согласования, и убеждает: ко второму чтению в Госдуме все эти нормы вернутся, принципиальных разногласий с Минфином и Минэкономразвития в отношении налоговых стимулов нет.

Участники рынка переработки отходов отмечают, что одного введения системы залоговой тары мало. Надо создавать систему раздельного сбора мусора: из смешанного технологически невозможно извлечь более 12% вторсырья.

«Переработчики готовы строить новые мощности, но не хватает налаженных потоков вторсырья», — отметила Марина Асадчева из общественного движения «Мусора.Больше.Нет».

Помимо «мусорного» Минприроды разработал еще восемь экологических законопроектов. На днях премьер-министр РФ Владимир Путин поддержал стремление министерства совершить экологическую революцию в российской индустрии и поручил другим ведомствам согласовать документы в самое ближайшее время.

В частности, заявил премьер, в России будут увеличены штрафы для предприятий, не соблюдающих природоохранное законодательство. Но предприятие, которое активно вкладывает инвестиции в модернизацию, энергосбережение, экологически чистые технологии, вправе рассчитывать на преференции. «Например, затраты на проведение природоохранных мероприятий могут учитываться при определении размера платы за воздействие на окружающую среду», — заявил премьер. По его словам, около 15% территории России находится в бедственном состоянии с точки зрения экологии и дальнейшее бездействие может привести к необратимым для окружающей среды последствиям.