Саморегулирование пока не сносит барьеры

| статьи | печать

В ходе административной реформы государство приняло решение сократить объем ставшего одиозным лицензирования и заменить его контролем со стороны саморегулируемых организаций. В каких областях оно должно быть обязательным? И не получит ли бизнес дополнительные препятствия в виде СРО?

Допуск на рынок — один из наиболее подверженных коррупции механизмов государственного управления. Его извращенная работа к тому же негативно влияет на развитие экономики

В 2010 г. в рамках прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции выявлено 4957 нарушений законов об осуществлении лицензирования, регистрации и иных разрешительных процедур, в том числе 1065 незаконных правовых актов.

Более того, нарушения в сфере лицензирования усложнились, приобрели более изощренный характер.

Например, если в начале двухтысячных годов к числу типичных нарушений законов, допускаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, относилось прямое введение лицензирования новых видов деятельности (не требующих разрешительного порядка регулирования в соответствии с федеральным законодательством), то в настоящее время распространение получило введение скрытой формы лицензирования (в виде разного рода дополнительной сертификации, получения разрешений на право торговли, свидетельств, аттестации, регистрации и т.п.).

Изощренное лицензирование

Главой одного района было издано постановление «О порядке выдачи паспорта места осуществления деятельности по оказанию услуг, выполнению работ, изготовлению и реализации товаров». Им устанавливалось обязательное оформление субъектами предпринимательства такого паспорта при открытии ими объектов в сфере торговли и услуг. Паспорт имел трехлетний срок действия. Для его получения необходимо было предоставить семь документов утвержденной формы, содержащих информацию о виде и наименовании объекта (склада, магазина, павильона, киоска, лотка и др.), его местоположении, ассортименте продукции, площади занимаемого помещения, количестве рабочих мест, товарообороте и т.д. В случае изменения условий деятельности паспорт нужно было переоформлять в 15-дневный срок, а по истечении срока действия — продлевать.

Прокурор этого района обратился в суд с заявлением о признании постановления противоречащим федеральному законодательству и недействующим. Решением суда требования прокурора удовлетворены.

Критерии необходимости делегирования госфункций

Одна из возможностей избежать подобных описанной выше ситуаций — сокращение объема лицензирования и замена лицензирования контролем со стороны СРО. Но как определить, в каких сферах лицензирование не нужно, а в каких просто необходимо или в каких из них контроль можно делегировать саморегулируемым организациям?

Сегодня Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», как и ранее действовавшим лицензионным законодательством, проблема оснований признания той или иной деятельности подлежащей лицензированию не решена. В качестве критериев такой деятельности им рассматривается потенциальная возможность нанесения ущерба интересам отдельных граждан, общества и государства, а также несостоятельность иных методов регулирования.

Лицензирование преследует цели защиты прав, законных интересов, здоровья граждан, обороны и безопасности государства, культурного наследия народов РФ (ст. 4). Как видно, объективная оценка необходимости лицензирования или обязательного саморегулирования посредством использования указанных оснований крайне сложна.

Правительство РФ весьма своевременно включило определение критериев необходимости осуществления федерального, регионального и муниципального надзора (контроля) и критериев замены контрольных (надзорных) процедур и мероприятий декларированием, оценкой соответствия, техническим контролем и контролем со стороны саморегулируемых организаций в число основных направлений своей деятельности на период до 2012 г. (в рамках работы по реализации принципа «эффективного государства»).

Преимущества контроля со стороны саморегулируемых организаций очевидны: гибкость саморегулирования, непосредственное взаимодействие субъектов предпринимательства с саморегулируемыми организациями, «контроль профессио­налов», экономия бюджетных средств и т.п.

Тем не менее отмена лицензирования с передачей контрольных полномочий саморегулируемым организациям должна производиться взвешенно, с учетом необходимости обеспечения реализации публичного интереса.

Непродуманный «сброс» государственных функций, насильственное насаждение саморегулируемых организаций могут повлечь крайне негативные последствия (особенно в отраслях экономики, связанных с высокотехнологичным производством, применением источников повышенной опасности, возможностью техногенных катастроф, привлечением имущества неограниченного числа лиц, где состояние законности имеет стабильно негативную характеристику).

Представляется необходимым проводить обязательную экспертизу законопроектов, направленных на передачу СРО государственно-властных полномочий, на предмет рисков создания условий для недобросовестной конкуренции. Тем более что практика прокурорского надзора свидетельствует о нарушениях законодательства, допускаемых членами саморегулируемых организаций.