Даже нефть не помогает нашей экономике

| статьи | печать
Даже нефть не помогает нашей экономике

Предварительные итоги I квартала показывают скромные успехи российской экономики. Даже бурный рост нефтяного рынка не вселяет оптимизма в отечественный бизнес, а капитал бежит, спасаясь от подскочивших налогов и рисков рейдерских захватов. Независимые эксперты подсчитали, что в результате неразвитости институтов Россия теряет 20 п.п. экономического роста.

Первые три месяца года обычно весьма показательны для определения динамики экономики. До начала кризиса отечественный ВВП в I квартале увеличивался по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 7— 8%. Именно январь и февраль 2009 г. ярко продемонстрировали начавшееся пике российской экономики, показав снижение валового продукта более чем на 9%.

В нынешнем году, считает аналитик ЦР ВШЭ Валерий Миронов, по итогам I квартала реальный рост будет близким к стагнации — порядка 2%, хотя цифры Росстата могут быть и выше. Невысокий уровень экономического роста ведущий экономист Центра развития объясняет не только экономической, но и политической неопределенностью накануне выборов.

Более того, очередной ежеквартальный консенсус-прогноз российской экономики, сделанный ЦР, показывает, что бурный рост цен на нефть почти не повлиял и на оценку годового показателя ВВП в период 2011—2017 гг. Единственное значимое изменение: прогноз инфляции на 2011 г. вырос на 0,6 п.п. По мнению аналитиков, такая неизменность прогнозов достаточно необычна. То есть согласно «усредненному» экспертному мнению российская экономика фактически не реагирует на 10%-ный рост цен на нефть.

Экономисты Bank of America Merrill Lynch (BAML) полагают, что Россия выиграет от высоких цен на нефть в 2011 г. Однако они указывают на ограниченность этого выигрыша, учитывая природу ценового шока и достигнутый уровень цен. Прежде эксперты BAML считали, что рост цен на нефть на 10 долл. за баррель увеличивает темп роста российского ВВП примерно на 1 п.п. Такую же оценку влияния роста цен на черное золото на динамику отечественной экономики давали и ученые Института народнохозяйственного прогнозирования (см. ст. "Ученые предлагают диалог «не для галочки»").

Теперь же, отмечают прогнозисты BAML, данную оценку нельзя считать объективной по двум причинам. Во-первых, экономический рост гораздо слабее реагирует на нефтяные цены в случае шоков предложения, чем в ситуации шоков спроса. Во-вторых, эта зависимость значительно слабее при ценах на нефть выше 100 долл., поскольку приблизительно с этого уровня они начинают негативно влиять на рост экономики в целом.

Поэтому эксперты BAML повысили прогноз роста российского ВВП в 2011 г. лишь с 4,5 до 4,8%, понизив при этом прогноз дефицита бюджета с 3,3 до 2,4%.

Российские аналитики называют еще одну, не менее важную причину пробуксовки нашей экономики — слабость госинститутов. Для того чтобы отойти от инерционного сценария для российской экономики, считает директор по макроэкономическим исследованиям ВШЭ Сергей Алексашенко, нужно немедленно начать их модернизацию. Ученые «Вышки» постарались в специальном исследовании ответить на вопрос, какие потери несет отечественная экономика в результате слабости институтов. Для этого они установили статистически значимое влияние качества институтов на темпы экономического роста (в п.п. роста ВВП).

В качестве исходных данных, отражающих уровень государственных институтов, была взята система показателей IMD (показателей конкурентоспособности). Она включает правовую среду, адаптивность госполитики к экономическим шокам, прозрачность, эффективность бюрократии, законы о конкуренции, коррупцию, исполнение законов, легкость ведения бизнеса, безопасность личности и прав собственности.

Оказалось, что рост индекса IMD на один балл при прочих равных условиях сопровождается повышением темпов экономического роста не менее чем на 0,31 п.п. в год. Например, выигрыш от повышения качества институтов в России до уровня Китая (с 2,7 до 4,5 балла) составит 11,8% ВВП через 20 лет. Таким образом, улучшение качества институтов позволяет экономить три-четыре года развития из двадцати, то есть ускорить развитие экономики на 15—20% только за счет этого фактора.

Без пусть слабых, но работающих институтов, уверены эксперты, экономика России обречена на сохранение своего сегодняшнего состояния, усиление застойных тенденций и, как следствие, постепенное нарастание экономического дисбаланса и социально-политической напряженности.

Корреляция среднегодовых темпов роста ВВП в 2001—2009 гг. и прироста институциональных показателей

Законы о конкуренции

0,201

Исполнение законов

0,370

Отсутствие коррупции

0,174

Легкость ведения бизнеса

0,055

Эффективная бюрократия

0,549

Решения правительства

0,375

Источник: ВШЭ