Управляющая компания жилого дома вправе вывозить мусор от дома до контейнера без лицензии

| статьи | печать

Сбор управляющей компанией мусора из мусороприемников жилого дома и вывоз его на специальные контейнерные площадки не требует получения лицензии, если дальнейшие работы по транспортировке, обезвреживанию и размещению этих отходов выполняет другая организация (Определение ВАС РФ от 17.02.2011 № ВАС-16692/10).

В судебной практике нет единого подхода к решению вопроса о том, требуется ли организации лицензия на сбор и временное хранение отходов, если их вывоз и последующую утилизацию осуществляет иная организация. Есть судебные акты, в которых утверждается, что в этом случае лицензия не требуется (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 01.07.2008 № Ф04-3954/2008 (7407-А45-23), Волго-Вятского округа от 11.08.2010 №А29-2024/2010). А есть судебные акты с противоположной позицей — лицензия нужна (см. постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.08.2010 № А56-18482/2010).

В результате принятым Определением ВАС РФ дело ФАС Северо-Западного округа было передано в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.

Фабула

Управляющая компания (далее — УК) заключила договор с ОАО (далее — исполнитель) на сбор и вывоз коммунальных и крупногабаритных отходов. По договору УК, выполняя работы по содержанию жилищного фонда, изымает твердые бытовые (коммунальные) отходы из мест их образования — мусороприемных камер домов и перемещает их в контейнеры исполнителя. Мусор из контейнеров исполнитель вывозит на специализированные предприятия, занимающиеся их обезвреживанием и переработкой.

Прокуратура провела проверку

УК и пришла к выводу, что она осуществляет деятельность по сбору опасных отходов без соответствующей лицензии. На этом основании ею было вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, если она обязательна).

Исковые требования

Прокуратура обратилась в суд с заявлением о привлечении УК к административной ответственности.

Свои требования она обосновывала подп. 74 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон № 128-ФЗ), согласно которому деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов подлежит лицензированию.

УК возражала, считая, что перемещение контейнеров с твердыми коммунальными отходами из мусороприемных камер домов на специально оборудованные контейнерные площадки не является сбором отходов в смысле, придаваемом ему Федеральным законом от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89-ФЗ). Поэтому лицензия не требуется.

Судебное рассмотрение

Арбитражный суд первой инстанции удовлетворил заявление прокуратуры и привлек УК к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

В апелляции дело не рассматривалось. Суд кассационной инстанции оставил решение суда без изменения.

Суды подтвердили, что, изымая отходы из мусороприемных камер и перемещая их в контейнеры, УК осуществляет деятельность по сбору опасных отходов.

Поэтому отсутствие соответствующей лицензии образует состав административного правонарушения.

Управляющая компания не согласилась с таким решением и подала жалобу для пересмотра дела в порядке надзора.

Позиция ВАС РФ

Судебная коллегия ВАС РФ передала дело в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора, решив, что вывод суда первой инстанции не обоснован, поскольку суд не учел следующее.

В части 2 ст. 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (подп. 74 п. 1 ст. 17 Закона № 128-ФЗ). При этом в силу ст. 1 Закона № 89-ФЗ под сбором отходов понимается их прием или поступление от физических и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения.

Из этого следует, что деятельность по сбору отходов непосредственно связана с целью их дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения. Она осуществляется лицами, для которых такая деятельность является специализированной.

В рассматриваемом случае деятельность УК связана исключительно с выполнением обязанностей по обслуживанию и содержанию жилищного фонда. В их рамках управляющая компания изымает коммунальные отходы из мусороприемных камер и перемещает на специально оборудованные контейнерные площадки. Впоследствии специализированная организация на основании заключенного с УК договора осуществляет работы по дальнейшему транспортированию, обезвреживанию и размещению этих отходов.

Следовательно, действия управляющей компании по смыслу законов № 128-ФЗ и № 89-ФЗ не являются деятельностью по сбору и перемещению коммунальных отходов, подлежащей лицензированию.