Слово на Прощеное Воскресенье

| статьи | печать
Слово на Прощеное Воскресенье

Евангелии, которое читается накануне Великого поста, говорится: «Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 15). Почему Господь говорит нам прежде всего именно эти слова? Какое это имеет отношение к посту? Такое, что цель и смысл поста заключается в том, чтобы мы стяжали сокровище. Не то сокровище, которое собирается здесь, на земле, где тля и моль тлит и ржавчина разъедает, где воры подкапывают и крадут, а то сокровище, которое на небесах. Не то сокровище, где распад всегда неизбежен, а то сокровище, которое ставит нас перед лицом Бога Живаго, перед Его любовью, потому что, где сокровище наше, там и сердце наше будет. И где любовь Божия, где радость Христова о каждом грешнике кающемся, о каждом из нас, там и сердце наше будет среди ликования Пасхи Божией.

Господь, Церковь Святая устанавливают последнее воскресенье перед постом как Прощеное. Церковь предупреждает нас, чтобы к чину прощения, когда мы будем испрашивать коленопреклоненно прощение у Господа, у Божией Матери, у всех святых, друг у друга, мы заранее пришли, приготовились. И чтобы у всех нас был мир.

Представьте, что вы придете на исповедь и будете каяться в грехах, в которых вы не раскаиваетесь на самом деле. То же самое, если вы будете просить прощения у человека только внешне, формально — в суд и во осуждение будет такое испрашивание прощения. И только даром Божиим, только Его благодатью, только нашим участием в этом даре, который мы можем показать всем нашим трудом сорокадневного поста, можем мы научиться дару прощения.

Нельзя никого заставить простить, так же как нельзя никого заставить любить. И Господь нас не заставляет прощать. Он говорит: «Вы можете не прощать, вы можете поступать так, как вы хотите», — потому что если бы Он заставил нас простить, то прощение, которое мы давали бы другим людям, не было бы нашим прощением. Это не было бы нашим, это было бы Божиим, а к нам это не имело бы никакого отношения. Подлинную цену имеет только то, что делается свободно, вольно, сознательно, когда сам человек понимает, что он должен простить.

Господь только предупреждает, что если мы не прощаем, то и Он нас не простит. А кто же тогда простит нам наши грехи, если Бог их не простит? Нет такого существа ни на небе, ни на земле, кто бы нам простил тогда наши грехи. Люди нам не простят наших грехов, потому что мы им не прощаем, Бог не простит нам наших грехов, потому что мы не прощаем другим людям. Где мы дальше будем, если не будем прощать другим людям? Тяжесть наших грехов, и крупных, и самых мелких, которые, как горы, накапливаются изо дня в день, будет возрастать у нас, а когда мы перейдем в вечность, то и в вечности это будет возрастать и давить нас вечною безысходною тяжестью.

Вот что значит тайна прощения грехов другого человека. Поэтому будем учиться в течение всего поста не отвечать другому человеку на оскорбление оскорблением, на обиду обидой, на зло злом, на грех его — грехом. Святые отцы призывают нас быть рассудительными. Посмотрите, говорят они, если пьяный человек валяется в грязи, что вы сделаете, увидев этого пьяного человека? Что, вы ляжете рядом с ним в грязь или попытаетесь его вытащить из этой грязи?

Всякий грех — это грязь, и всякая страсть — это опьянение человека. Человек пьян, когда он охвачен какой-то греховною страстью. И если вы видите, что душа этого человека валяется в грязи греха, то что же, вы тоже ляжете в эту грязь? Или вы постараетесь удержать себя от греха, постараетесь помочь этому человеку, вытащить его из грязи и очистить его? И тогда Господь, видя это, вытащит вас из той грязи, в которой мы по уши все завязли, и поставит нас чистыми среди Ангелов небесных, среди всех святых даром одного только этого прощения.

Вот в какой пост мы вступаем. Пост, который воистину дарует спасение. Пост, который освобождает душу человеческую от всякого губительного лицемерия. Пост, который заповедан нам Самим Господом. Пост, в котором Он Сам участвует, и потому Сам прежде его совершил, с тем чтобы дать нам силу победить диавола, искушающего нас всеми страстями, и дать победу новой жизни в Воскресении. Аминь.